Nov 24, 2014 08:53
А почему аллюзия именно на Спинозу? Дело в том, что Спиноза написал сочинение «Этика» с подзаголовком «ordine geometrico demonstrata», т.е. «доказанная геометрическим путем». В «Этике» Спинозы - леммы, теоремы, королларии. В аналогичной манере был написан и «Логико-философский трактат» Витгенштейна. Главная мысль «Логико-философского трактата» в том, что все высказывания предлагается делить на истинные, ложные и бессмысленные. Бессмысленными, с точки зрения Витгенштейна, являются, например, этические суждения, ибо в мире, согласно Витгенштейну, нет ничего, кроме фактов («Мир есть совокупность фактов»), а чтобы дать этическую оценку этим фактам, надо выйти за пределы этого мира, чего человек сделать не в состоянии, ибо он сам является частью этого мира, т.е. всего лишь фактом. Иными словами, для того, чтобы давать этическую оценку фактам, надо быть Богом, т.е. существом, находящимся за пределами мира. Единственное небессмысленное высказывание о Боге - это то, что Он непознаваем в пределах этого мира, ибо, если бы Он был познаваем, Он был бы частью этого мира, т.е. перестал бы быть Богом.
Чтобы не плодить бессмысленных высказываний, надо, согласно Витгенштейну, научиться молчать о том, о чем нельзя сказать ничего осмысленного. Примерами небессмысленных высказываний являются утверждения о фактах, или «атомарные предложения» (впоследствии члены Венского кружка назовут их «протокольными высказываниями»). Например, «Элла пришла на лекцию Лупандина о Витгенштейне». Этот факт можно запротоколировать и отнести к социологии католицизма в постперестроечной России. Атомарные предложения являются основой любого научного исследования, не только социологического. Атомарные - значит простые. Все, что нам кажется сложным, надо разбить на простые факты и простые высказывания о фактах. Это и есть «логический атомизм». Как мы видим, здесь Витгенштейн продолжает не столько традицию Спинозы, сколько традицию Декарта. Ведь еще Декарт учил, что в основу любой теории должны составлять ясные и очевидные суждения и лишь на их основе можно строить что-либо более сложное. Если же мы будем допускать в ходе наших рассуждений «сомнительные» (или, по Витгенштейну, «бессмысленные») высказывания, то мы рискуем все обрушить.
Таков был ранний Витгенштейн, и он очень всем понравился. Венский кружок был в восторге от «Логико-философского трактата».