Виноваты,
вопрос задали, а ответ замылили и чуть не прокоптили. Исправляемся.
Малоаппетитный продукт из мыла и свечной копоти, глазируемый при употреблении сладким чаем -- это самодельная тушь для ресниц. Описание почерпнуто из мемуаров актрисы Елены Юнгер, супруги режиссера Николая Акимова: она, по собственным словам, с пятнадцати лет без накрашенных ресниц не появлялась на людях, и испробовала на себе все возможные варианты, от описанной самоделки (двадцатые годы) до вершин импортной косметики.
Возвращаясь к самодельному продукту: иногда в полученную массу добавляли каплю одеколона -- чтобы отбить запах хозяйственного мыла. Нет, на туалетном мыле продукт получался не столь эффективным. Сладкий чай позднее сменился ставшим традиционным "поплевать", но Елена Владимировна утверждала, что водный раствор танина и глюкозы удерживал копченое мыло лучше.
Конечно, с таким макияжем плакать было нельзя категорически, не только потому, что "тушь потечет": когда эта термоядерная смесь попадала в глаза, плакать становилось неактуально, хотелось попросту удавиться. Больно потому что и щиплет.
Еще несколько слов о способах нанесения: щеточек для туши, понятное дело, не существовало. Мазали глаза зубной щеткой, а потом разделяли ресницы швейной иголкой. Берегли и то, и другое, потому что не только тушь, но и зубные щетки, и иголки временами оказывались в дефиците.
Короче, плакали, кололись, но все равно мазали. И, надо заметить, такую самодельную тушь Е.В. предпочитала "палочкам" туши, которыми в послевоенные годы на Невском торговали цыганки: мало ли что они туда намешивают? А тут все свое, родное -- мыло и копоть -- сплошная красота.