Oct 22, 2013 00:23
«Согласно буддийскому вероучению, творцом всего сущего в мире является сознание читта(sems nyid), порождающее деяния(las), совершение которых посредством тела, речи и ума приводит к накоплению кармы(las) - непосредственной причины возникновения вещей. Так, Чандракирти пишет во "Введении в Мадхъямику":
Не рассматривая того индивида и т.д. в качестве творца,
Как то делают в своих
Трактатах иноверцы,
Победитель [Будда] назвал творцом мира именно сознание
[Чандракирти, 1, гл. 6, ст. 86].
При этом, отмечает Агван Нима, индивид может вкушать(myong - «воспринимать, испытывать, переживать, познавать, сознавать») только то существующее, которое возникло как плод накопленной лично им кармы. Если некоторый блок кармы одного индивида совпадает с аналогичными блоками кармы других существ по характеристике ориентированности на порождение определенного вида плода, то такие блоки кармы образуют общую карму(las mthun, thun mong gi las), служащую причиной возникновения общего для них кармического плода. Этот плод совокупной кармы состоит из частей - плодов блоков кармы отдельных индивидов, причем каждое из тех лиц может «вкушать» лишь ту часть общего плода, которая порождена накопленной лично им кармой[Агван Нима, 2 с.367-370]. Таким образом, для индивида существует только то. Что порождено его кармой.
С этой точки зрения бытие(существующее) предстает как порождаемое сознанием индивида и имеющее место только для его сознания, то есть в качестве объекта сознания. Поскольку подобный объект всегда имеет место в качестве «вкушаемого» так или иначе сознанием, то его можно охарактеризовать как онтогностическое образование - содержащее в неразрывном единстве элементы бытия и сознания-познания. На это, в частности, указывает и то, что прасангики, по словам Тугана, полагают признание наличия субстанционального отличия(rdzes tha dad) между воспринимаемым (gzung) и воспринимающим(‘dzin) особым видом неведения - «грубым признанием Я дхармы» [Туган, с. 44], а само явление существующего феноменально в качестве подразделяемого на воспринимаемое и воспринимающее называют «двойственной явленностью» (gnyis snang), считая главной ее характеристикой ошибочность (введение в заблуждение), а причиной возникновения - неведение или оставшийся в сознании(в индивиде) после его устранения след(bag chags[Кедруб Чже, 1, л. 150].)»
А. М. Донец «Структура дхармы в свете принципа срединности», стр. 158.