Лепроюзер Bansheek (в миру Сергей Яворский из Москвы) написал 11 января на лепре: "Новый Год, День рождения, ты умираешь - и сводишь и выпускаешь свой последний альбом."
10 января Дэвида Боуи не стало. 11 января началось цунами - соболезнования от самых разных людей, начиная с астронавтов на МКС и заканчивая церковными архиепископами и порноактрисами, трогательные некрологи в британской и американской прессе. На моем любимом BBC6 весь день оказался спонтанно посвящен Боуи. Причем, никакие материалы не успели подготовить - авторские программы вышли в эфир только в конце недели. Поэтому 11-го эфир наполняла только музыка Боуи и бесконечное количество сообщений от аудитории. Поразительным образом оказалось, что в жизни очень многих людей Дэвид сыграл важную роль - это были не просто соболезнования в связи с уходом одного из лучших музыкантов XX века, а личные воспоминания живых людей о том, как он повлиял на них.
Прошло две недели, за которые мы увидели самые удивительные проявления любви к Дэвиду Боуи. Мне больше всего нравится вот эта запись из Канады:
Click to view
Вместе с тем, часть людей в интернете (и на той же лепре в том числе) не может понять "всю эту истерию из-за смерти какого-то музыканта". Меня отношение этих людей сначала раздражало, но потом я подумал, что это объяснимо. Дело в том, наверное, что часть людей успела забыть Боуи, а гораздо бОльшая часть - не имела возможности узнать о том, как он перевернул мир музыки. В последние два десятилетия он редко выпускал новые альбомы, и в них не было того невероятного креативного взрыва, за которые его полюбили в семидесятые и восьмидесятые. Последний (прощальный) его альбом вообще сложно слушать неподготовленному человеку.
Но влияние Боуи на мир музыки никуда не делось - слишком мало времени прошло, так что в современном музыкальном ландшафте его следы видны весьма отчетливо. В конце концов, можно просто спросить популярных музыкантов напрямую. Журнал NME в начале двухтысячных задал сотням популярных выступающих музыкантов (вреди которых, например, Мэрилин Мэнсон, U2, Radiohead и участницы Spice Girls) вопрос о том, какой артист повлиял на них сильнее всего. Первое место в ответах занял именно Дэвид Боуи, что позволило NME назвать его "The most influent musician of the century"
Можно не верить данным этого опроса, но полно историй о том, как Боуи повлиял на стиль и музыку звезд первой величины. Я, например, могу рассказать о том, как он связан с Майклом Джексоном.
Дэвид и Майкл были знакомы с начала 70-х годов. Группу Jackson 5 тогда иначе чем "феноменом" не называли, а Боуи давал туры по Штатам в образе Зигги Стардаста (впрочем, Америку он покорит по-настоящему только в 75-м, когда совместно с Ленноном запишет сингл "Fame" и впервые радикально поменяет свой музыкальный стиль).
В 1974 году Боуи (ему 27 лет) дает концерт Diamond Dogs в Лос-Анджелесе. В числе зрителей 16-летний Майкл Джексон, который с остальной публикой наблюдает странное театрализированное шоу на сцене. В своей хореографии Боуи использует некоторые приемы франзузских мимов: "невидимая стена", "перетягивание каната", "ходьба на месте".
На ютубе есть компиляция любительских записей с концертов этого тура Боуи. Обратите внимания на его движения в самом начале ролика. Ничего не напоминает? :-)
Click to view
Когда Майкла, уже ставшего звездой в сольном режиме, спросили о том, что он думает о Боуи, певец вспомнил тот концерт в 74-м и сказал, что его поразила пластика Зигги Стардаста на сцене. Нет, разумеется, ни Боуи, ни Джексон никогда не говорили, что кто-то из них придумал "лунную походку", но мне нравится думать, что один стал вдохновением для второго.
В 1990-м году Боуи познакомился с чернокожей сомалийской топ-моделью Иман. По его словам, он влюбился в нее с первого взгляда. Она довольно долго отвергала его ухаживания, но в итоге они начали жить вместе (и прожили в браке все годы до конца его жизни). А в 1992 году Майкл Джексон выпустил сингл "Remember the Time", клип на который вы наверняка видели:
Click to view
Девятиминутное видео стоило два миллиона долларов, что обеспечило ему строчку в рейтниге самых дорогих музыкальных клипов в истории. Я полагаю, что бОльшую часть суммы составляли гонорары актеров - Эдди Мерфи и Мэджик Джонсон недёшево стоили. Но лишь несколько дней назад я узнал, что роль скучающей фаоронессы исполняет Иман. На момент съемок она уже живет с Боуи, но свадьба состоится через несколько месяцев.
Напоследок мне хотелось бы процитировать Мэрилина Мэнсона:
"Моим первым знакомством с Дэвидом Боуи был клип "Ashes to Ashes" на MTV. Я был поражен и очарован.
В период моего первого настоящего пребывания в Лос-Анджелесе, около 1997 года, кто-то предложил мне послушать что-нибудь кроме Ziggy Stardust, Aladdin Sane и Hunky Dory. Тогда я отправился в головокружительную поездку на авто по Голливудским холмам и слушал "Diamond Dogs".
Вся моя ностальгия мгновенно превратилась в благоговение. Я слышал, как он поет о вымышленном, словно прикрываясь маской, чтобы продемонстрировать свою обнаженную душу. Это изменило мою жизнь навсегда.
Каждая его песня была для меня способом общения с другими. Его песни были успокоительным. Пробуждающим. Любовным письмом, которое я никогда бы не написал.
Они стали и остаются саундтреком к фильму, который он изобразил своим голосом и гитарой.
Он пел, "Надежда - это дешевая вещь".
Мне не нужна надежда, чтобы знать, что он нашел свой путь к месту, подходящему его неприкасаемой, хамелеон-гениальной красоте. Черная звезда в космосе, которому принадлежит только ОН.
Этот сокрушительный момент страха и утраты может восприниматься только в том ключе, в каком его музыка повлияла на всех, кому посчастливилось услышать и полюбить ее.
Давайте НИКОГДА не отпустим то, что он подарил нам.
Мэрилин Мэнсон"