В 1953 году джазовый композитор, трубач и пианист Чет Бейкер приехал в Париж. Он выступал в кафе "Le Chat Qui Pêche" с местными сессионными музыкантами. Это было довольно знаменитое кафе в то время, в нем в 50-60х выступали Джон Колтрейн, Арчи Шепп и другие джазовые звезды. После окончания своего выступления, Чет сел за стол с местными музыкантами выпить вина. Он заметил, что к Франс Пежо, игравшей на скрипке в кафе, пришел маленький сын по имени Жан. Мать мальчика сказала Чету, что маленькому Жану сегодня исполнилось пять лет, и что она изо всех сил старается привить ему любовь к музыке, научить его играть на фортепиано, "или, на худой конец, на гитаре", но мальчику это всё неинтересно. Подвыпивший Бейкер сказал: "Ну-ка, иди сюда, пацан". Он сел обратно за фортепано, посадил на колени Жана и выдал невероятную джазовую импровизацию на двадцать минут. Маленький мальчик на всю жизнь запомнил то, как пальцы Чета порхали по клавишам, как дышал музыкант, как фортепиано отвечало ему неземной красоты звуками.
После этого мальчик Жан серьезно занялся фортепиано :-)
62 года спустя, после сотен миллионов проданных дисков, после выступлений перед миллионными аудиториями по всему миру, Жан-Мишель Жарр говорит, что в эти 20 минут его жизнь изменилась навсегда.
Я не буду что-то писать про знаменитые альбомы Жан-Мишеля и его выступления, полагая, что среди моих читателей нет ни одного человека, который был бы незнаком с творчеством одного из основоположников электронной музыки. Очевидно, что пик славы Жарра пришелся на 80-е годы (хотя в нашей стране его особенно котировали в девяностые), и с тех пор ЖМЖ ничем столь же глобальным не радовал.
Но весной этого года он неожиданно сообщил, что уже четыре года работает над новым альбомом. Причем каким! Пластинка с незамысловатым названием "Electronica" будет состоять из двух частей, выпускаемых с паузой в один год. Каждая композиция - плод совместной работы ЖМЖ с каким-нибудь знаменитым электронным проектом. И первая часть с заголовком "Electronica 1: The Time Machine" была выпущена в середине октября.
Список музыкантов, с которыми Жарр смог поработать и сохранить это в тайне, просто поражает: AIR, Moby, M83, Пит Таунсенд из The Who, Армин ван Буурен, Роберт дель Найя из Massive Attack и многие другие. Вторая часть выйдет через год и список коллабораций станет еще солиднее.
Я не могу сказать, что альбом чем-то уникален, имеет революционное звучание или состоит из безусловных хитов. Это, скорее, некая антология жанра электронной музыки в целом. В нем нет ничего от косимческих полетов "Oxygene", восторга "Magnetic Fields" или невероятного акустического хоррора, которым открывался альбом "Zoolook". Но мне кажется, что любой, кто неравнодушен к электронной музыке, должен прослушать его хотя бы раз.
На композицию "Glory", исполненную с M83, есть полноценное музыкальное видео:
Click to view
Но на ютуб-канале
JeanMichelJarreVEVO есть видео-истории про каждый трек нового альбома. Я, разумеется, прежде всего посмотрел видео, в котором ЖМЖ общается с моим любимым Моби :-)
Click to view
Чет Бейкер покинул этот мир в 1988 году. Я думаю, он мог бы гордиться тем, какое воздействие оказала его игра на фортепиано на маленького мальчика по имени Жан :-)