Jan 01, 2008 19:22
Иван
4 курс
РАМ им. Гнесиных
Билет №4.
Раскройте содержание Семиотики как науки (предмет, основные направления и их представители; перспективы практического применения).
Семиотика - наука об общих свойствах знаковых систем.
Цель семиотики - создание общей теории знаков во всех их формах и проявлениях.
Предмет семиотики - знак и знаковые системы.
Аспекты Семиотики (Морис, Основания знака):
1) Семантика - изучает отношения знаков к значению через отношения к действительности, например: Что значит это слово? Помогает устанавливать соответствия между знаком и тем, что он обозначает. Задача семантики: сначала все закодировать, а потом раскодировать.
2) Синтактика - отношения между знаками их сочетаемость;
3) Прагматика - отношения знака и человека, который создает знак и который его дешифрует.
4) Сигматика - отношения знака к ситуации. Ситуация помогает дешифровать знак. Сигматика занимается выбором нужного знака в сознании (дешифровкой знака) Человек моментально помещает знак в определённую коммуникативную ситуацию. Коммуникации без знаков и знаковых систем не бывает.
Знак - нечто в реальной действительности. Любой знак - двусторонен: форма + содержание. Со временем в сознании возникает образ реального знака, который отражает какое-либо значение. Чарльз Пирс (основатель семиотики) выделял типы знаков на основании соотношения формы и содержания:
1) природные: движение солнца, следы на земле и т.д.
2) сотворенные человеком:
а) иконы (форма = содержанию), например: портрет, фото г. Москвы;
б) индексы (сходство по смежности, какому-то подобию, форма не точно копирует содержание), например: дорожные знаки, карта г. Москвы;
в) символы (между словом и предметом нет ничего общего), например, словосочетание «город Москва», точка на карте мира, обозначающая какой-либо город.
Как появились знаки?
1) по договору (т.е. люди просто договорились, что, например, дорожные знаки будут выглядеть именно так, и менять их вид не стоит, чтобы не произошло путаницы)
2) забыли истинное значение (изначально, знак обозначал нечто конкретное, но люди забыли что и стали его использовать как им удобно). Сюда же относятся звукоподражания (их выделил филолог Роман Якобсон), которые нельзя отнести ни к символам (т.к. форма близка к содержанию), и не и иконам, т.к. они адаптируются языком.
Семиотические школы и направления
1) Основоположники семиотики
а) Чарлз Сандерс Пирс (1837-1914)
· Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы, иконы, и символы.
· Пирс различал экстенсионал (широту охвата понятия: множество объектов, к которым применимо данное понятие) и интенсионал (глубину содержания понятия).
· В анализе предложения им были введены понятия Субъекта, Предиката и Связки; при помощи понятия Связки, играющей важную роль в его теории, Пирс обозначал противопоставление (в современных терминах) предложения и высказывания.
б) Фердинанд де Соссюр (1857-1913)
· Трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает значимость в системе - т.е. когда он занимает определенное место в системе противопоставлений.
· Идея произвольности (немотивированности) языкового знака (между понятием и акустическим обликом обозначающего его слова нет никакой естественной связи, что доказывается самим фактом существования различных языков, по-разному называющих одни и те же вещи).
· Ввёл в семиотику различение синхронии и диахронии, различение langue (языка как системы) и parole (речевой деятельности).
· Тезис об автономном существовании языка: «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя».
в) Чарльз Уильям Моррис (1901-1978)
· Включил семиотику в энциклопедию знаний в 1938.
· Семиотика призвана решить задачу унификации наук.
· Различает :
I) Семиотику как совокупность знаков (и науку о них)
II) Семиозис - процесс, в котором нечто функционирует как знак.
· Вводит понятие метазнаков, т.е. знаков, сообщающих о знаках
· Подразделение измерений семиозиса на:
I) отношение знаков к их объектам (семантика),
II) отношение знаков к их пользователям (прагматика),
III) отношение знаков друг к другу (синтаксис).
2) Французская семиотическая школа
а) Представители: Р. Барт, Ф. Солерс, К. Леви-Строс, Ю. Кристева и др.,
б) Место: группировались в 1960-е годы вокруг журнала «Tel Quel», созданного Ф. Солерсом.
в) Генезис школы определяется сложным сплавом воздействия со стороны теоретиков и практиков так называемого «нового романа», влияния русских филологов - В. Я. Проппа, М. М. Бахтина, «формальной школы» русского литературоведения и мощной струи философско-психологического плана, представленной такими мыслителями, как Г. Башляр, Ж. Лакан, М.Фуко.
3) Российское направление семиотики
а) Предшественники:
· Школа «русских формалистов» (Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский),
· Московский лингвистический кружок (Р. О. Якобсон, Г. О. Винокур, А. А. Реформатский и др.),
· С. О. Карцевский,
· Школа психологов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.),
· Теоретические работы С. М. Эйзенштейна.
б) Время/Место: Начало 1960-х гг., Москва. Московская семиотическая школа.
в) Представители: В. Н. Топоров, В. В. Иванов., А. А. Зализняк, И. И. Ревзин, Т. Н. Молошная, Т. М. Николаева, Т. В. Цивьян, З. М. Волоцкая, Б. А. Успенский, Е. В. Падучева, А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов, Ю. С. Степанова и др.
г) Области исследования:
· области приложения семиотической теории,
· семиотический анализ художественного текста и мифологии
д) Теоретические позиции:
· установка на двустороннюю сущность знака в художественном тексте (отношение плана выражения к плану содержания),
· понимание текста как особым образом структурированного пространства.
е) Достижения:
· Реконструкция особого ментального пространства древнего человека, характеризовавшееся неразличением художественного, исторического и интеллектуального.
· Работы по построению гипертекста (Нечто, объединяющее некоторую совокупность текстов отдельных произведений).
· Исследования по асимметрии полушарий, по семиотике кино, семиотике культуры. Важный вклад в семиотику сделали и др.
4) Тартуская школа (Эстония)
а) Руководитель - Ю. М. Лотман.
б) Время/Место: середина 1960-х гг., Эстония
в) Области исследования: кибернетика, структурализм, машинный перевод, искусственный интеллект, бинаризм в культурологическом описании и др.
г) Достижение: серия трудов по знаковым системам, издававшейся в Тарту (в 1998 вышел 26-й выпуск), долго существовавшей в качестве единственной свободной трибуны новых семиотических идей.
5) Польская семиотическая школа
а) Представители: М.-Р. Майенова, Е. Фарино, Ст. Жулкевский, Е. Пельц, А. Богуславский и др.,
б) Время/Место: Сер. XXв., Польская Академия наук
в) Понимание семиотики: Семиотика - структурная и формализованная поэтика
г) Достижение: В 1968 в Варшаве прошел Конгресс по семиотике, результатом которого явилось создание Международного семиотического общества.
6) Немецкие семиотики
а) Представители: В. Кох, У. Фигге, К. Аймермахер, М. Флейшер (Рурский университет, г. Бохума), В.Айсман, П.Гжибек (г.Грац, Австрия).
б) Область исследования: работы теоретического и культурологического характера.
Области практического применения
Семиотика продолжает сохранять свою привлекательность хотя бы потому, что она делает жизнь более "понятной", а, следовательно, более предсказуемой и комфортабельной. Она служит эффективной психологической защитой - защитой против реальности. Реальность в своей наготе слишком ошеломляюща и слишком опасна для наших ограниченных "Я" и наших лелеемых "фиксированных идей". С ней гораздо легче иметь дело, если предварительно свести ее к "знакам" [1].
Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности. Исследования:
1) семиотики городской дороги,
2) семиотики гадания,
3) семиотики театрального пространства,
4) семиотики жестов,
5) семиотики туризма,
6) семиотики масок,
7) семиотики часов и зеркал и др.
Как наука, семиотика сопоставима практически со всеми науками о человеке. Широко используется в исследованиях на тему:
1) «семиотика и психоанализ»,
2) «семиотика и народная культура»,
3) «семиотика и исследования литературных текстов»,
4) «семиотика и прагматика»,
5) «семиотика и лингвистика»,
6) «семиотика и теория катастроф»,
7) «семиотика и теория прототипов» и др.
Достижения и исследования семиотики необходимы при:
1) создание искусственных языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования, языков для индексирования документов, записи научно-технических фактов и т. п.);
2) создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный язык и т. п.);
3) проектировании и составления картографических изображений.
А также:
1) в методиках коммуникации, межкультурной коммуникации,
2) при анализе поведения человека,
3) при исследовании межличностных коммуникаций: урегулирование конфликтов и др.
4) в исследованиях рекламы и PR
5) в современных исследованиях Интернета, как новой культурной среды; языка Интернета, системы кодировок и т.д.
Список использованной литературы:
1) Горный Е. Что такое семиотика? - Тарту, 2004.
2) Кобозева И. М. Лингвистическая семантика - М., 2004
3) Степанов Ю. С. Семиотика. - М., 1971
4) ru.wikipedia.org
sign,
матчасть,
semiotics,
язык