Семиотика как наука

Jan 01, 2008 19:22


Иван
4 курс
РАМ им. Гнесиных

Билет №4.
Раскройте содержание Семиотики как науки (предмет, основные направления и их представители; перспективы практического применения).

Семиотика - наука об общих свойствах знаковых систем.
Цель семиотики - создание общей теории знаков во всех их формах и проявлениях.
Предмет семиотики - знак и знаковые системы.
Аспекты Семиотики (Морис, Основания знака):
1)       Семантика - изучает отношения знаков к значению через отношения к действительности, например: Что значит это слово? Помогает устанавливать соответствия между знаком и тем, что он обозначает. Задача семантики: сначала все закодировать, а потом раскодировать.
2)       Синтактика - отношения между знаками их сочетаемость;
3)       Прагматика - отношения знака и человека, который создает знак и который его дешифрует.
4)       Сигматика - отношения знака к ситуации. Ситуация помогает дешифровать знак. Сигматика занимается выбором нужного знака в сознании (дешифровкой знака) Человек моментально помещает знак в определённую коммуникативную ситуацию. Коммуникации без знаков и знаковых систем не бывает.

Знак - нечто в реальной действительности. Любой знак - двусторонен: форма + содержание. Со временем в сознании возникает образ реального знака, который отражает какое-либо значение.  Чарльз Пирс (основатель семиотики) выделял типы знаков на основании соотношения формы и содержания:
1)       природные: движение солнца, следы на земле и т.д.
2)       сотворенные человеком:
а)       иконы (форма = содержанию), например: портрет, фото г. Москвы;
б)       индексы (сходство по смежности, какому-то подобию, форма не точно копирует содержание), например: дорожные знаки, карта г. Москвы;
в)       символы (между словом и предметом нет ничего общего), например, словосочетание «город Москва», точка на карте мира, обозначающая какой-либо город.
Как появились знаки?
1)       по договору (т.е. люди просто договорились, что, например, дорожные знаки будут выглядеть именно так, и менять их вид не стоит, чтобы не произошло путаницы)
2)       забыли истинное значение (изначально, знак обозначал нечто конкретное, но люди забыли что и стали его использовать как им удобно). Сюда же относятся звукоподражания (их выделил филолог Роман Якобсон), которые нельзя отнести ни к символам (т.к. форма близка к содержанию), и не и иконам, т.к. они адаптируются языком.

Семиотические школы и направления

1)       Основоположники семиотики
а)       Чарлз Сандерс Пирс (1837-1914)
·         Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы, иконы, и символы.
·         Пирс различал экстенсионал (широту охвата понятия: множество объектов, к которым применимо данное понятие) и интенсионал (глубину содержания понятия).
·         В анализе предложения им были введены понятия Субъекта, Предиката и Связки; при помощи понятия Связки, играющей важную роль в его теории, Пирс обозначал противопоставление (в современных терминах) предложения и высказывания.
б)       Фердинанд де Соссюр (1857-1913)
·         Трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает значимость в системе - т.е. когда он занимает определенное место в системе противопоставлений.
·         Идея произвольности (немотивированности) языкового знака (между понятием и акустическим обликом обозначающего его слова нет никакой естественной связи, что доказывается самим фактом существования различных языков, по-разному называющих одни и те же вещи).
·         Ввёл в семиотику различение синхронии и диахронии, различение langue (языка как системы) и parole (речевой деятельности).
·         Тезис об автономном существовании языка: «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя».
в)       Чарльз Уильям Моррис (1901-1978)
·         Включил семиотику в энциклопедию знаний в 1938.
·         Семиотика призвана решить задачу унификации наук.
·         Различает :
I)         Семиотику как совокупность знаков (и науку о них)
II)       Семиозис - процесс, в котором нечто функционирует как знак.
·         Вводит понятие метазнаков, т.е. знаков, сообщающих о знаках
·         Подразделение измерений семиозиса на:
I)         отношение знаков к их объектам (семантика),
II)       отношение знаков к их пользователям (прагматика),
III)      отношение знаков друг к другу (синтаксис).
2)       Французская семиотическая школа
а)       Представители: Р. Барт, Ф. Солерс, К. Леви-Строс, Ю. Кристева и др.,
б)       Место: группировались в 1960-е годы вокруг журнала «Tel Quel», созданного Ф. Солерсом.
в)       Генезис школы определяется сложным сплавом воздействия со стороны теоретиков и практиков так называемого «нового романа», влияния русских филологов - В. Я. Проппа, М. М. Бахтина, «формальной школы» русского литературоведения и мощной струи философско-психологического плана, представленной такими мыслителями, как Г. Башляр, Ж. Лакан, М.Фуко.
3)       Российское направление семиотики
а)       Предшественники:
·         Школа «русских формалистов» (Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский),
·         Московский лингвистический кружок (Р. О. Якобсон, Г. О. Винокур, А. А. Реформатский и др.),
·         С. О. Карцевский,
·         Школа психологов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.),
·         Теоретические работы С. М. Эйзенштейна.
б)       Время/Место: Начало 1960-х гг., Москва.  Московская семиотическая школа.
в)       Представители: В. Н. Топоров, В. В. Иванов., А. А. Зализняк, И. И. Ревзин, Т. Н. Молошная, Т. М. Николаева, Т. В. Цивьян, З. М. Волоцкая, Б. А. Успенский, Е. В. Падучева, А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов, Ю. С. Степанова и др.
г)        Области исследования:
·         области приложения семиотической теории,
·         семиотический анализ художественного текста и мифологии
д)       Теоретические позиции:
·         установка на двустороннюю сущность знака в художественном тексте (отношение плана выражения к плану содержания),
·         понимание текста как особым образом структурированного пространства.
е)       Достижения:
·         Реконструкция особого ментального пространства древнего человека, характеризовавшееся неразличением художественного, исторического и интеллектуального.
·         Работы по построению гипертекста (Нечто, объединяющее некоторую совокупность текстов отдельных произведений).
·         Исследования по асимметрии полушарий, по семиотике кино, семиотике культуры. Важный вклад в семиотику сделали и др.
4)       Тартуская школа (Эстония)
а)       Руководитель - Ю. М. Лотман.
б)       Время/Место: середина 1960-х гг., Эстония
в)       Области исследования: кибернетика, структурализм, машинный перевод, искусственный интеллект, бинаризм в культурологическом описании и др.
г)        Достижение: серия трудов по знаковым системам, издававшейся в Тарту (в 1998 вышел 26-й выпуск), долго существовавшей в качестве единственной свободной трибуны новых семиотических идей.
5)       Польская семиотическая школа
а)       Представители: М.-Р. Майенова, Е. Фарино, Ст. Жулкевский, Е. Пельц, А. Богуславский и др.,
б)       Время/Место: Сер. XXв., Польская Академия наук
в)       Понимание семиотики: Семиотика - структурная и формализованная поэтика
г)        Достижение: В 1968 в Варшаве прошел Конгресс по семиотике, результатом которого явилось создание Международного семиотического общества.
6)       Немецкие семиотики
а)       Представители: В. Кох, У. Фигге, К. Аймермахер, М. Флейшер (Рурский университет, г. Бохума), В.Айсман, П.Гжибек (г.Грац, Австрия).
б)       Область исследования: работы теоретического и культурологического характера.

Области практического применения

Семиотика продолжает сохранять свою привлекательность хотя бы потому, что она делает жизнь более "понятной", а, следовательно, более предсказуемой и комфортабельной. Она служит эффективной психологической защитой - защитой против реальности. Реальность в своей наготе слишком ошеломляюща и слишком опасна для наших ограниченных "Я" и наших лелеемых "фиксированных идей". С ней гораздо легче иметь дело, если предварительно свести ее к "знакам" [1].
Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности. Исследования:
1)       семиотики городской дороги,
2)       семиотики гадания,
3)       семиотики театрального пространства,
4)       семиотики жестов,
5)       семиотики туризма,
6)       семиотики масок,
7)       семиотики часов и зеркал и др.
Как наука, семиотика сопоставима практически со всеми науками о человеке. Широко используется в исследованиях на тему:
1)       «семиотика и психоанализ»,
2)       «семиотика и народная культура»,
3)       «семиотика и исследования литературных текстов»,
4)       «семиотика и прагматика»,
5)       «семиотика и лингвистика»,
6)       «семиотика и теория катастроф»,
7)       «семиотика и теория прототипов» и др.
Достижения и исследования семиотики необходимы при:
1)       создание искусственных языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования, языков для индексирования документов, записи научно-технических фактов и т. п.);
2)       создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный язык и т. п.);
3)       проектировании и составления картографических изображений.
А также:
1)       в методиках коммуникации, межкультурной коммуникации,
2)       при анализе поведения человека,
3)       при исследовании межличностных коммуникаций: урегулирование конфликтов и др.
4)       в исследованиях рекламы и PR
5)       в современных исследованиях Интернета, как новой культурной среды; языка Интернета, системы кодировок и т.д.

Список использованной литературы:

1)       Горный Е. Что такое семиотика? - Тарту, 2004.
2)       Кобозева И. М. Лингвистическая семантика - М., 2004
3)       Степанов Ю. С. Семиотика. - М., 1971
4)       ru.wikipedia.org

sign, матчасть, semiotics, язык

Previous post Next post
Up