Джокер Хита Леджера: неизбежный сценарий жизни? Эссе Старыгиной Анастасии

Dec 18, 2012 16:27



Бытует мнение о том , что в каждой актерской карьере есть та роль, которая позволяет перейти на новый уровень. Роль, которая показывает актера с совершенно новой стороны - до этого неизвестной.

В случае с Хитом Леджером переломным моментом в его карьере стала роль Джокера в “Темном рыцаре”. До просмотра в 2008 году триллера Кристофера Нолана, я совершенно несерьёзно относилась к фильмам о Бэтмене. Но могу с уверенностью сказать, моё представление о фильмах такого жанра перевернул Джокер.

Сам Леджер заявил в интервью Линли Дуайту в 2007 году, что эта роль далась ему с особым трудом : “Я почти месяц просидел в комнате отеля в Лондоне, запершись, создавал небольшой дневник и экспериментировал с голосами”.

А в том же интервью , на вопрос о том , как Хит настраивался на зло , он ответил: “Знаете, я думаю, что во всех нас оно есть. Опять же, не знаю, это вроде как настраиваться на определенные мысли, например, думать, как я ем сырое мясо и что оно делает с моим ртом и моими глазами, - такие простые маленькие образы, как этот, которые могут самую малость свихнуть твой разум и дать почувствовать зло. Это необязательно должна быть злая мысль, но ты выглядишь и производишь впечатление злого. Не знаю, наверно, остальное зависит от твоего исследования и твоего определения этих слов, психопат и т. п., и далее ты просто двигаешься с этим...”.

Джокер - сумасшедший , без капли сочувствия , не имеющий никаких ограничений , человек , который хочет “видеть мир в огне”(цитата из фильма Бэтмен:Темный рыцарь) кажется настолько реальным , что у меня возник вопрос , неужели для того , чтобы так вжиться в роль необходим лишь талант? Возможно ли , что эта роль была частью его жизненного плана (сценария) а также , что сам ход жизни подготовил его к этой роли?




Согласно теории Эрика Берна , каждый человек с раннего детства составляет свой собственный сценарий , расписанный на годы вперед. Чаще всего непосредственное влияние на формирования плана жизни оказывают родители и близкие родственники.

В своей книге Берн приводит в пример Магду - жену и мать , чей сын тяжело заболел. На удивление Магда чуть ли не хочет , чтобы он умер , так как ее горю будут сожалеть все окружающие и будут поражены ее внутренней силой пережить такую потерю. Ответом на столь странное желание смерти самого близкого человека стал тот факт , что в школе у Магды было достаточно много сексуальных партнеров и смерть ее сына стала бы чем-то вроде искуплением ее вины.

С первого взгляда это кажется достаточно абсурдным. Но стоит углубиться в эту проблему , как понимаешь , что для Магды единственным выходом являлось освобождение , возможность которого она видела лишь через смерть близкого человека.[1]

Для того , чтобы подробно рассуждать о возможном сценарии жизни Хита Леджера , стоит углубиться в его биографию.

Хит Леджер родился 4 апреля 1979 года в городе Перте . Хит и его сестра Кэтрин были названы родителями в честь героев романа Эмили Бронте «Грозовой перевал». [2]

Нельзя не отметить роли имени в формировании жизни человека. Имя , которое дается родителями , программирует его на определенное будущее. В данной ситуации , имя несет очень большую смысловую нагрузку , так как это имя одного из главных героев романа “Грозовой перевал”.

Хитклиф (полное имя Хита Леджера) представлен в романе как человек не с самыми высокими ценностями , его подобрал на дороге и принял в свою семью мистер Эрншо. На протяжении всего романа он страдает от того , что его любимая Кетрин вышла замуж за другого и пытается отомстить ее мужу и вернуть её себе.

Удивительно, но факт, описание главного героя романа, его любовные страдания - всё очень схоже с жизненной историей Хита Леджера.

С самого раннего детства Леджер увлечен актёрской профессией. Свою первую роль он получил в 17 лет. В 1999 году Хиту предложили роль в комедии “10 причин моей ненависти” , до этого же он играл в сериалах.

В 18 лет он играет одну из главных ролей в фильме “Патриот”. Его герой идет наперекор своему отцу и сражается на стороне революционеров.

Нельзя оставить в стороне роль в фильме “Горбатая гора”. Эта роль вызвала много дискуссий , да и сам Хит не раз говорил , что ему она далась с трудом.

“But it was a very difficult decision because it scared the hell out of me. And I didn't want to kiss Jake Gyllenhaal, you know? [Laughs] And then I just felt like that's probably why I should do it, because I feel like I further myself if I'm constantly testing myself». [3]

С 2006 года Хит участвует в проектах , где играет достаточно спорных персонажей. Можно сказать , что это стало в какой-то степени подготовкой к роли всем известного Джокера.В фильме “Кенди” он играет влюбленного наркомана, Боба Дилана в фильме “Меня там нет”.

Нельзя не отметить того , как его карьера шла вверх. Он потихоньку переходил от менее известных ролей к тем , которые навсегда оставят его в истории кино.

Роль Джокера , как будто явилась логическим завершением всей его актерской карьеры, Сыграв роль социального больного , он поселил в головы людей страх и понимание того , что Джокер отражает тенденции современного общества. Джокер не стал новым злодеем , выдуманным персонажем , он олицетворяет те человеческие качества , которые в повседневной жизни люди пытаются отодвинуть на задний план , и появления которых так боятся.

Люди всегда боялись не походить друг на друга . Мы все должны быть одинаковы одеты , должны думать одинаково , читать одни и те же книги , иначе все подумают, что мы как минимум больны.

В одной из самых эмоциональных сцен фильма , на допросе Джокера в тюремном участке , он произносит фразу в ответ на реплику Бэтмена: ”Для них ты просто псих, как я. Сейчас ты им нужен, а надоешь они тебя выкинут, как прокажённого. Их принципы, их кодекс всего лишь слова, забываемые при первой опасности. Они такие, какими мир позволяет им быть”.

Джокер уже не просто озабоченный маньяк целью , которого является убийство всех людей на этой планете. Он хочет показать людям насколько они мелочны и как часто их принципы и правила являются лишь словами.

На удивление , можно сказать , что Джокер открыл глаза людям, дал им возможность проявить сострадание друг к другу. Продемонстрировав , в кого можно превратиться в обратном случае.

Известно , что в большинстве случаев люди сами программирует себя на определенный уход из этой жизни. Также практически у всех людей есть примерное представление о том , сколько они проживут.

Как пишет Берн:”Последние слова многих знаменитых людей тоже были шутками, потому что эти люди выполнили предписание матери : «Ты умрешь знаменитым, сын””.[4]

Можно ли сказать , что Хит Леджер своей ролью в “Темном рыцаре” выполнил свой актерский “долг” ?

По моему мнению , он превратил фильм о Бэтмене во что-то гораздо более значимое , чем детский фильм о супергерое и его злого противника. Он внес в фильм смуту , заставил всех людей остановиться и задуматься о том , хочет ли он однажды проснуться утром и , посмотрев в зеркало, увидеть в себе безумного и потерянного человека, неспособного сострадать и помогать.

Ведь, как говорил Джокер: ”Безумие как гравитация. Нужно лишь немного подтолкнуть”.

P.S. За роль Джокера Хит Леджер был посмертно награжден премией “Золотой глобус” и премией “Оскар” за лучшую роль второго плана.

[1] Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Эксмо, 2012.,c.44
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%E4%E6%E5%F0,_%D5%E8%F2
[3] http://www.bbc.co.uk/films/2005/12/20/heath_ledger_brokeback_mountain_2005_interview.shtml
[4] Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Эксмо, 2012.,c.256

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Эксмо, 2012
2) Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009.
3) Фридрих Ницше. Странник и его тень.-СПб.:Азбука,Азбука-Аттикус,2012.
4) http://lib.ru/INOOLD/BRONTE_E/wutherng.txt
5) http://ca.movies.yahoo.com/blogs/wide-screen/heath-ledger-joker-inspired-strange-tom-waits-interview-182504513.html
6) http://www.interviewmagazine.com/film/heath-ledger/#_

кино, поп-культура, психология

Previous post Next post
Up