Эссе Дембо Александры
В формировании современных мировоззренческих установок общества и отдельных личностей огромную роль играют политические идеалы. Эти идеалы отражают важнейшие тенденции развития современного мира и уровень развития сознания общества, в котором они сформированы.
Данная проблема занимала еще античных философов, например, Гераклита Эфесского, который за идеал считал «закон, который народ должен сражаться... как за стены»
[1]. Помимо этого, этим вопросов занимались представители различных философских школ: Р.Барт, Н.А. Бердяев, Э. Дюркгейм. К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев, К. Маркс, Ф. Ницше, А. Шопенгакэр, З. Фрейд, К. Юнг и другие.
Согласно Кассиреру, целью любой власти явлется максимально возможный контроль над общественным сознанияем и достижение максимальной лояльности граждан.
[2] Анализ литературы, посвященной исследованию данного явления демонстрирует, что существует широкий разброс мнений по вопросам причин возникновения, сущности и целей политический мифологии.
Предметом исследования данной работы является сам политический миф, целью - выявление законов его создания, принципов функционирования, а так же особенностей.
Разумеется, было бы неразумно рассматривать процесс формирования политического мифа без учета понятия психологии масс. Любой политической системе свойственна мифологизация.
Политический миф - особая форма политического сознания, при котором знание реальных фактов политики замещено символами и образами. Такой миф изначально возникает в сознании одного индивида, а затем трансформируется в факт общественного сознания. Миф может быть «наполнен» как положительным содержанием, так и негативным, вызывающим экстремизм в крайних формах.
Со времен возникновения государства, ему была отведена священная роль «Бога в обществе, а взамен [оно] потребовало от него своего обожествления, постепенно отрабатывая различные способы и ритуалы обожания, почитания и любви».
[3] Обожествление власти необходимо для ее практического выживания, потому что это создает иллюзию исключительности и неподсудности. Именно в этом ключе сформировался культ Государства, о котором Гегель сказал «шествие Бога в мире».
[4] Теистическая подоплека создания государства напоминает о работе З. Фрейда «Будущее одной иллюзии», в которой он доказывает, что теистическая концепция есть иллюзия, основанная на желаниях человека (тут же замечу, что по его же словам, что идея, удовлетворяющая желание необязательно ложна).
Целью политической мифологии, наряду с выживанием как таковым, является создания максимально благоприятного образа власти в общественном сознании
Для наглядности обратимся к примерам. Для формирования нового «социологического мировоззрения» населению навязывались т.н. осознанные и подсознательные желания. Идеи, подкрепленные символами преобразовывались в полноценные мифы, на которых основывалась вся политическая система (это именно те мифы, которые потом нарекут «химерами большевизма». Отказ от этой мифологической концепции свидетельствует о том, что данная система более не формировать новые идеи, которые бы соответствовали развивающемуся миру.
Объектами создания мифа в политике является не только прошлое, но и будущее, оно открывает доступ в подсознание масс. А.И. Герцен считал, что государство «меняет не настоящее, а прошлое, в соответствии с тем, каким бы хотело его видеть и использовать».
[5] Ведь действительно, с приходом новой власти первым делом переписываются учебники по истории. На странице министерства образования и науки РФ (
http://www.school.edu.ru) в разделе «образовательный стандарт общего образования по истории» доступен для скачивания документ, в котором обозначены цели изучения истории в основной школе, первой из них значится «воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины», второй - «формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями». Таким образом, значение истории в формировании ценностных ориентиров у общества более, чем очевидно.
Тоталитарные государства отличаются особой склонностью к мифологизации прошлого. Для того, чтобы тоталитарное государство в большей степени напоминало теократию, власти необходимо содать образ непогрешимости, для этих целей и необходимо «подстраивать прошлое под себя». «Тоталитаризм на практике требует непрерывного переписывания прошлого и, в конечном счете, вероятно, потребует отказа от веры в самую возможность существования объективной истины».
[6] Осмелюсь предположить, что эти черты в некоторой степени свойственны любому государству, в том числе либеральному. Невозможно переоценить значение мифологизации для власти. Пролитая кровь предков - сильнейшее оружие для изменения сознания масс. «Прошлое… есть «продукт воображения», который проецируется на настоящее, чтобы контролировать его и менять будущее… для Власти здесь главное вовремя давать такие обещания и выдвигать такие лозунги, которые можно было бы забыть и обновить, подчинив одной основополагающей идее великого и счастливого будущего».
[7] Для многих люлей марксизм стал альтернативой христианству, потому что, по своей сути, предрекал “наступление Царства Божия на земле”, поэтому он и стал мифом о доступном в недалеком будущем счастье для всех людей, о “рае на земле”. Самым неподдельным доказательством того, насколько люди были счастливы можно судить по творчеству того периода: песням, картинам, музыке, фильмам и т.д. Они как нельзя лучше отражают не столько реальную картину мира, сколько внутреннее одухотворенное состояние людей в момент создания этих произведений искусства.
Густав Лебон назвал все происходящее в России того периода религиозным чувством толпы, «Это чувство характеризуется… просто: обожание предполагаемого верховного существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их - вот главные черты этого чувства. Относится ли это чувство к невидимому Богу, к каменному или деревянному идолу, или к герою, к политической идее, - с того самого момента, как в нем обнаруживаются вышеуказанные черты, оно уже имеет религиозную сущность… Толпа бессознательно награждает таинственной силой политическую формулу или победоносного вождя, возбуждающего в данный момент ее фанатизм… Толпа не хочет более слышать слов «божество» и «религия», во имя которых она так долго порабощалась, но никогда еще она не обладала таким множеством фетишей, как в последние сто лет, и никогда не воздвигала столько алтарей и памятников своим… божествам».
[8] В современной политической мифологии существует несколько «этапов» создания мифа. Прежде всего, это изменение функции слова. Изменение функции слова очень часто используемый метод управления массами. Кирилл и Мефодий взяли древнеславянскую буквицу, в которой было 49 букв, выбросили пять, потому что в греческом языке отсутствовали эти звуки, а четырем дали греческие названия. Затем Ярослав Мудрый убрал еще одну букву, осталось 43; Петр I сократил алфавит еще на пять букв, до 38. Николай II - на 3. Вспомним, последовавшую за Революцией, реформу русской орфографии 1918 года, когда Лунчарский сократил алфавит до 31 буквы, выбросив при этом буквицу «ять», роль который была крайне важной.
Чтобы добиться большего эффекта, недостаточно «перекроить язык», необходимо подкрепить это ритуалами, которые при регулярном однообразном повторении политически значимых действий способны лишить человека чувства индивидуальной ответственности.
Всем ритуалам свойственна следующая структура: отделение человека от повседневной реальности, перемещение его в особые условия и возврат в реальность, но уже с измененным, «просвещенным» сознанием. Первоначальный смысл любого ритуала - усиление чувства сплоченности. К ритуалам можно отнести праздничные шествия, демонстрации, военные парады и т.д. На сегодняшний день существует тенденция все более активного участия СМИ в ритуалах.
Современные политики отдают себе отчет в том, что управлять людьми гораздо проще не используя грубую физическую силу, а силой воображения. Роль и место политиков в современном обществе напоминает роль магов в первобытных сообществах. Они выражают волю богов и предсказывают будущее. Таким образом, мы все время слышим вокруг, что «золотой век» уже не за горами.
Яркой особенностью мифа является то, что Миф, сам по себе, неуязвим, его не могут разрушить никаких рациональные аргументы. Журналисты играют чрезвычайно важную роль в процессе изменения сознания: они создают, контролируют распространение информации, которая и определяет установки общества. Сфабрикованые или подтасованные сообщения способны обеспечить успех при формировании в обществе поддержки властвующей элиты. Контролировать поток информации значит иметь в своих руках власть.
Г. Шиллер считает, что господство правящей элиты в США основано на пяти мифах: 1) миф об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; 2) миф о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти, СМИ; 3) миф о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству; 4) миф об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; 5) миф о плюрализме средств массовой информации, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями и правительством.
[9] Любой миф обусловлен желанием индивида возвратиться к уже приобретенному им в прошлом опыту, в этом контексте интересно определение понятия «миф» Юнгом: «миф является проекцией коллективного бессознательного на те или иные реальные объекты».
[10] Политический миф является на сегодняшний день функциональным средством, их совокупность позволяет упорядочить и изменить картину мира. Это оружие способное стать содержанием сознания человека и может восприниматься как глубокое побуждение. Таким образом, перед современным обществом существует очевидная необходимость изучения политической мифологии и ее процессов и как явления, оказывающего влияние на общественную жизнь, так и связанного с феноменом человеческой психики и его сознания.
Список использованных материалов
[1] 55 DK - номер данного изречения, или фрагмента, в соответствии с трудом Германа Дильса и Вальтера Кранца.
[2] Кассирер Э. Техника современных политических мифов //Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1990. №2. С.58-65.
[3] http://nicbar.narod.ru/mif_05.htm [4] Гегель Г. Философия права. - М.: Мысль, 1990. С. 280.
[5] Герцен А.И. Собрание сочинений в восьми томах, «Правда», 1975, Том 4, С. 59
[6] Оруэлл Дж. «Подавление литературы»,
http://www.orwell.ru/library/essays/prevention/russian/r_plit [7] http://nicbar.narod.ru/mif_05.htm [8] Лебон Г., «Религиозная экзальтация толпы»,
http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/63627/56/Chernyavskaya_-_Psihologiya_gospodstva_i_podchineniya__Hrestomatiya.html [9] Шиллер Г. «Манипуляторы сознанием»,
http://psyfactor.org/infmanipulat2.htm [10] http://gendocs.ru/v34976