Религиозный маркетинг . Религия и Вера , как инструмент маркетинга.

May 22, 2011 15:34


Эссе Полины Шацкой, Гнесинка, 3 курс )

Изучая эту тему я удивилась насколько многогранно применение веры в целях обогащения. В этом эссе рассматривается понятие религии, религиозности и веры не только во взаимодействии со сферой маркетинга но и их и проникновение другие сферы.

Религия и религиозность и её роль в потребительском поведении. http://www.bci-marketing.aha.ru/content/religiya-i-religioznost

Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что религиозные ценности очень важны при объяснении определенных аспектов потребительского поведения. Религиозность часто создает такую систему ценностей, вокруг которой объединяются различные группы и даже нации. А поэтому исходя из самых общих соображений можно предположить, что религиозность может играть существенную роль в контексте потребительской активности.
Проведённые исследования, обнаружили связь между воспринимаемым риском и потребительским поведением, а также прямую взаимосвязь между уровнем воспринимаемого риска и приверженность торговой марке или магазину, а также степенью востребованности информации по поводу данных торговых марок.

Также в ходе исследований выявились

1)наличие обратной зависимости между уровнем воспринимаемого риска и пробными покупками, а также инновационным поведением (J.J. Jacoby, 1971; L. G. Schiffman and L. L. Kanuk, 1980).

2)зависимость от уровней уверенности в себе и беспокойства от различных степеней религиолзности (М. Bakerand R. Gorsuch, 1982; S. Guthrie, 1980; R. S. Stur¬geon and R. W. Hamley, 1979). Нерелигиозные люди более снисходительности к себе, менее тревожны, алучше адаптируються по жизни (М. Baker and R. Gorsuch, 1982; L. R. Kahle, 1984). Они также более гибки, в большей степени доверяют себе, скептичны, прагматичны и менее сентиментальны СJ. Hamby, 1973; L. R. Kahoe, 1984).

В недавнем исследовании, посвящённом воздействию религии и религиозности на воспринимаемый риск при принятии решения о покупке, сравнивалось поведение домовладельцев, проживающих в США (N. Delener, 1990). Информация собиралась о тех домовладельцах, которые купили новую машину или микроволновую печь в течение предыдущего года. Каждый участвующий в исследовании домовладелец сообщал информацию об оцениваемой им самим силе религиозных аффилиаций и заполнял шкалу религиозной ориентации и причастности к той или иной группе.

Анализ показал, что религия и религиозная ориентация могут оказаться существенными переменными при предсказании воспринимаемого риска при принятии решений о покупке. По мнению Н. Деленера, те маркетинговые стратеги, которые стремятся всеобъемлюще понять и предсказать потребителя, могут извлечь для себя большую пользу, если будут рассматривать религию и религиозную ориентацию как МАНЕРУ ПОТРЕБЛЕИЯ, а не просто как коррелятов покупки .

Симбиоз религии и MLM (многоуровнего маркетинга) = Секта?

Секта - высокодоходный бизнес, догоняющий по уровню доходноси торговлю наркотиками и людьми. С одной стороны у неё экономика, с другой - политика.

Вот для примера маленький эпизод из жизни, натолкнувший на написание этого эссе.

Недавно в вагоне метро ко мне подошёл мужчина примерно 45ти лет. По-отцовски приобняв меня за плечо, он сказал на ухо:

« Береги своё здоровье. Будь осторожна » и, всучив мне какую-то бумажку двинулся вглубь вагона. Мои реакции :

Сначала ЭМОЦИИ ….аа вотс ап?! Затем Мысли - «Неужели у меня настолько нездоровый вид?» - чувак задел за живое))

Но фраза незнакомца не зацепила бы меня настолько , не будь у него такого нехарактерного для жителя Москвы лица :оно просто излучало искренность и спокойную силу, уверенность и ожидание счастья. И никакого страдальчества и заискивания, свойственного любителям поговорить с незнакомцами в метро и распостранителям чего-либо.

Секунд за 20 мысли улеглись, сошёл некоторый ступор (которое, конечно же, был заранее спланирован мужчиной ) и я уже почти была уверена, какого рода информацию найду в его флаере. Но, из любопытства решила всё же почитать. И оказалась права в своих догадках.- флаер оказалась ничем иным, как приглашение в некую псевдо-религиозную организацию христианского типа.

Флаер вкусно пах типографией, печать на нём была полноцветной и качественной -

кто-то ж не пожалел денег! :) Мужчина в метро оказался обыкновенным вербовщиком религиознй секты. Возможно, та организация и не несёт зла , но коммерческая выгода, судя по всему, предсавляет для неё особый интерес...

Дело в том, что помимо стандартных призывов к очищению души, единению с Господом Богом и прочего, в буклете содержалось рекламное послание :

приходите, мол, на день открытых дверей такого-то числа. Всем пришедшим - крестик в подарок!Я не сдержалась и начала почти в голос смеяться .Это же … Религиозный маркетинг ! =))

Пришедшие по такому объявлению за халявой в виде крестика, впоследствии готовы будут купить три иконы по цене двух,- АКЦИЯ ЖЕ! - или сдать свой старый крестик, получив новый с 50%-ной скидкой! Какой отличный диверсифицированный бизнес,- подумала я - список предложений можно будет расширять до бесконечности, предлагая как стиральный порошок «Чистота души» , так и особые эвенты (разумеется, не бесплатные) и многое другое, ведь люди верят тебе и ты им нравишься. Они готовы окружить себя любыми предметами, в образ которых можно включить религиозный элемент.

Целевая аудитория крайне стабильна, т.к.её стабильность обусловлена психологическими особенностями, практически не меняющимися с годами. Изменить их можно, но на это уйдёт масса времени, куча усилий и ОГРОМНОЕ желание. Которое, конечно же , у этих людей отсутствует. Но не было бы предложения, не будь спроса.

У новоиспечённой « церкви » со стопроцентной гарантией имеется чёткий бизнес-план на пару лет вперёд с полным комплексом маркетинга, включающим в себя акции, ( напрмер, приведи друга..) лидеров мнений, и другие эффективные методы воздействия с привлечением Лидеров мнения, рассылкой директ-мэйлов и прочим.

Исследования различных сект и их структуры позволили выявить алгоритм их функционирования и cоздания, вот он.

Краткое руководство по созданию секты :

(Вредные советы врача-психотерапевта Н.В. Суровцева. Беларусь, г. Молодечно)


1) вооружившись здоровым скептицизмом и толстым блокнотом с ручкой отправиться на какую-нибудь тусовку экстрасенсов, контактеров, уфологов и т.д. Надо выучить их терминологию, основные понятия, мировоззрение

2)скомпилировать свое и не противоречить ему в последствии. Узнать, какие книги надо прочитать, чтобы потом их цитировать.

3) вступить в ряды ''Гербалайфа'' или какой-нибудь другой аналогичной сетевой компании. На этом этапе предстоит усвоить, как работает ''конвейер'' по привлечению новых членов в свою организацию, как "промывать" мозги новичкам так, что бы они потом могли это же самое делать с другими (по научному это называется техника "клонирования"), И если, пройдя через все это, вы сохранили здоровый скептицизм, а также утратили остатки морали, то пора приступать к поиску компаньонов, ведь такие дела в одиночку не делаются.

4)Найти человека на роль Гуру!

5)найти и затем собрать вокруг себя так называемых ''странников'' - людей с пограничной психиатрической патологией.. Они достаточно плохо приспособлены к жизни и легко управляемы.Вы избавите их от чувства ответственности, принимая за них решения

Поздравляю! конвейер запущен. Чем больше ваша секта, тем больше она способна вовлекать новых членов.

Сетевой маркетинг и церковь.

http://bhoga.ru/article/149/setevoi-marketing-i-tserkov-paralleli

Если человек , зарабатывающий на жизнь сетевым маркетингом считает, что он не связан с религией, то он заблуждается . Сетевой маркетинг имеет много разновидностей , но с религией у них есть общие черты - вера в силу распространяемого продукта, и активная проповедь его достоинств потенциальным покупатель.

Это не удивительно, поскольку сетевой маркетинг зародился в США, где многие граждане с детства учувствуют в кампаниях door-knocking campain с целью приведения заблудших душ к Богу.

Люди подумали, почему не начать распространять благую весть о товаре или услуге? Так появились корпорации «Herbalife», “Amway” и другие. В действительности, если бросить беглый взгляд на тактики этих компаний и прозелитирующих церквей нельзя не заметить сходств.

1) собрания лиц задействованных в распространении продукта , как аналог богослужений.

2) Диагностика потенциальных адептов. Во многих медицинских культах используется компьютерная диагностика, суть которой состоит в том, что ваше здоровье проверяют с помощью компьютера. Потом дают распечатку, которая сообщает, что если вы ещё не мертвы, то смерть уже не за горами .

3) Вера в то, что только продукт компании (вера только в Иисуса) может помочь

4) Вера в то, что до применения препарата у человека существуют многочисленные проблемы. По версии церкви это интерпретируется как грех, от которого можно избавиться только с помощью крови Иисуса или БАД-ов (по версии MLM )

5) Проведение различных семинаров, конференций для повышения мотивации и навыков персонала, в церквах - лидеров церкви с целью достижения больших результатов - увеличения продаж, в церкви - увеличения обращенных адептов.

В основе МЛМ - тотальный сдвиг на обогащении и свободе - человек начинает жить религией успеха и тешит себя иллюзиями о свободе и полной независимости. Можду тем, никакой свободы там нет, т.к. для того, чтобы заработать прилчные дентги потреуется нехило впахивать изо дня в день.

Также силён мерзкий элемент предательства и лицемерия. . Одной из самых очевидных черт Сетевого маркетинга является постоянное неестественно-приподнятое настроение и ношение улыбки в качестве униформы. Вроде , всё ок. Но если приглядеться за этим стоит желание заработать на друге/соседе ,впаривая ему чудо-таблетки и вовлекая в сеть, добиться Золотого директора быстрее, чем Толя, Петя или Маша, желание подсидеть человека, которому улыбаешься как брату.


СЕКТОПОДОБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Изучение деятельности не сект, но Сектоподобных предпринимательских образованийв России и за рубежом показывают, что адептами и активными пропагандистами подобной псевдо-религиозной организации могут являться не только доверчивая молодёжь или отчаявшиеся домохозяйки , но и прагматичные, отнюдь не склонные к иллюзиям, предприниматели, политики.
Интересно то, что наиболее подверженными адептами подобных организаций являютсяются жители Казани)) они не только очень легко встраиваются в подобную структуру, но и оказываюися наиболее приверженными адептами.

Что же побуждает побуждает взрослых людей вести себя подобно слепым котятам и вложить последний рубль в руки проходимцев. ? Причины

По результатам проведённых иследований , упомянутых ранее, религиозность напрямую зависит от черт характера человека. Было выяснено, что релииозные люди как правило более тревожны, неуверены в себе и завтрашнем дне. Поэтому отсутствие доверия и повышенная степень ощущения неопределённости с которым человечество борется с первого дня своего существования являются основой такого поведения. Главный мотив, движущий ими - почувствовать , что есть кто-то, кто сделает всё за них, решит все их проблемы, снимет ответственность да ещё и крестик подарит!

То есть, коммуникация этих людей с миром предельно упрощена:

С тебя - обещание счастья и спокойствия (т.е. ГАРАНТИИ)

С них - преданнось и готовность следовать за тобой , куда угодно. И теперь они твои до конца.

Эти же соображения касаются и тех, кто чересчур увлечён гороскопами и подобными мистическими вещами. Всем им так необходимы гарантии. А ведь жизнь гарантий не даёт :никогда не знаешь, чем закончатся очередные отношения, когда окончатся твои дни...

И перестань ты давать им эти гарантии - всё , ты плохой и больше не интересен. Они быстро найдут себе другого такого же, кто им их даст.

Подобная религиозная субкультура может быть интересна очень широким массам потенциальных прихожан -с её помощью можно легко обойти все справедливые законы жизни . Тут все равны - бедняк, успешный бизнесмен и бывший алкоголик. Здесь все одинаково улыбаются.

Религия + бизнес = Корпоративная религия (Религия, как структурообразующий элемент и основа построения непотопляемого бренда.)

Не так давно в деловом мире появилось понятие Корпоративная религия. Его автор - Датский учёный Йеспер Кунде.

”Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой”

Корпоративная религия - новый термин для описания идеального состояния компании, при котором внутренняя организация, видение, внешнее позиционирование и возрастающие ценности брэнда находятся в органическом единстве и динамичной гармонии.

Йеспер Кунде считает, что: "Нанимать людей на работу только благодаря их умениям и навыкам становится малоэффективным, их установки и ценности должны быть совместимы с ценностями и установками компании".

И если эти и установки и ценности гармонично дополняют умениями (а весь процесс управляется через корпоративную религию), то компания получает шанс достичь вершины - позиции брэнд-религии».

Наиболее эффективно, когда запреты компании оборачиваются в заповеди, имеющие большое значение: сотрудник сам чувствует, что для него принципиально их соблюдать.

По такому принципу, еще задолго до выхода книги, живут и преуспевают десятки мировых гигантов - работа в настоящей корпорации должна являться культом. Так как религия - саморазвивающаяся и устойчивая система, то вполне логично желание руководства компании перенести ее принципы в структуру корпорации. Корпоративные заветы становятся не средством упорядочивания внутренней жизни компании, а ее содержанием.

Вот отрывок трывок из аннотации к книге Йеспера Кунде

Corporate Religion
Building a Strong Company Through Personality and Corporate Soul

Jesper Kunde

“Книга датского автора способствует созданию целостной картины современного бизнеса, отличительные черты которого - сложность и взаимозависимость множества элементов, относительная ценность прогнозов и абсолютная возрастающая ценность этической составляющей. Как в этих часто непредсказуемых условиях найти свою нишу на рынке, создать сильный привлекательный брэнд и успешный бизнес?

Йеспер Кунде претендует на знание ответа. Применительно к бизнесу и корпоративной жизни корпоративная религия приобретает реальные черты и может быть сведена к определенному алгоритму, активизация которого позволяет компании сделать мощный рывок к процветанию.

Лучшее подтверждение правоты автора является то, что последовательное применение открытых им принципов в собственной компании Kunde & Co (London) увенчалось несомненным успехом, ибо его агентство стало номером один в Скандинавии и Северной Европе.”

http://financepro.ru/management/2526-jjesper-kunde-korporativnaja-religija.html

В отличие от призывов Джека Траута и Эла Райса позиционировать свои бренды, создавая для бренда новую товарную категорию, где он будет номером один, Йеспер Кунде «Корпоративной религии» призывает сфокусироваться на «создании надёжного имиджа бренда». Тем самым, он позволяет топ-менеджерам транснациональных корпораций (а все примеры в книге касаются именно таких компаний) оправдывать бесконечное расширение товарных линеек своих брендов. (правда, только в том случае, если новые продукты «отвечают имиджу бренда»).

Главный пример, к которому Йеспер Кунде постоянно обращается это зонтичный бренд Virgin.

Йеспер описывает, какой молодец Ричард Бренсон , ведь под единой концепцией «бросать вызов существующим альтернативам» и «нести дух веселья и нахальства» он объединил более 200 компаний из абсолютно разных сфер бизнеса. Так, под брендом Virgin работают такие компании, как Virgin Atlantic (авиаперевозки), Virgin Hotel (сеть гостиниц), Virgin Rail (железнодорожная компания), Virgin Cola (прохладительные напитки), Virgin Clothing (производство модной одежды), Virgin Travel Group (туристическое агентство). Да, чуть не забыл, в Virgin Group входит ещё сеть музыкальных магазинов Megastor.

Ещё один удачный пример успешного функционирования корпоративной религии - компания «Microsoft», которая завоевала абсолютную власть над потебителями именно потому, что бренд овладел и умами внутреннего персонала. http://financepro.ru/management/2526-jjesper-kunde-korporativnaja-religija.htm

Средства PR в Корпоративной религии, позволяющие экономить
Главная задача пиарщиков - продвижение компаниии. Чтобы удержаться на информационном плаву не тратя при этом огромных средств на всевозможную рекламу, нужно 1) искать информационный повод, который в последствии будет использован для продвижения и формирования позитивного имиджа компании и 2)привлечь к своей работе HR-менеджера

Именно «эйчар» знает всех сотрудников компании, а каждый сотрудник уже сам по себе может стать предметом публикации в СМИ или на телевидении ( становясь информацинным поводом) имея какие-то личные увлечения, не связанные напрямую с работой (живопись, рыбалка и т. д.)..

http://www.rusconsult.ru/cms-news.php?mode=view_news&id=1136

ВЫВОДЫ

Религия - самодостаточная, саморазвивающаяся и устойчивая система, так что вполне логично перенесение ее принципов в структуру бизнеса

Какой циничный бизнес. Хотя, если отбросить эмоции, и посмотреть на мир с начала времён, то людей, желающих отдать ключи от своей жизни кому-то другому всегда было достаточно. Главное , чтобы сохранялся баланс ведомых людей и людей, обладающих активной жизненной позицией , чтобы мир продолжал существовать в его привычном для нас виде.

корпоративная культура, религия, гнесинка, hr, business, bad guys, pr

Previous post Next post
Up