У каждого человека в жизни наступает период так называемого «взросления», когда пытаешься осознать и постичь собственное «я», уже не детское, но ещё и не взрослое. Ты подросток. Т.е. ты постоянно задаёшь себе много вопросов, один из которых всегда встаёт на первый план: «какой я?» А вслед за ним начинает волновать еще один, не менее серьезный: «для чего я живу?» Но в конечном итоге оказывается, что разобраться в себе, в том, каков ты есть, невозможно, не сравнивая себя с другими людьми.
Именно здесь все и попадают в ловушку. Дело в том, что Подросток сравнивает себя не с любыми людьми, а с так называемыми референтными группами. Понятие было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном. Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения, с группами или с отдельными членами общества. Это группы людей, мнениями и ценностями которых Подросток дорожит, к вниманию, признанию и любви которых он стремится. Такие референтные группы встречаются ему на каждом шагу от школьного класса и институтской группы до компании приятелей во дворе. Всем этим разнонаправленным идеалам «взрослеющий» и пытается соответствовать, в каждой из этих групп он старается самоутвердиться.
В подростковом и юношеском возрасте референтная группа может быть заменена одним конкретным человеком, воплощающим в себе некий идеал, к которому следует стремиться. Так появляются кумиры, модели поведения которых стремятся копировать до мельчайших деталей.
Молодой человек учится моделировать своё поведение по примеру кумира, которого принимает в качестве своего духовного учителя. Если поведение кумира привлекает к себе внимание и вызывает чувство восхищения, то возникает желание подражать, часто перерастающее в часть образа мышления и жизни. Феномен идентификации, лежащий в основе принятия образа кумира фанатом, основан на осознанном, а, чаще всего, бессознательном уподоблении кумира самому себе. Включается тот же механизм имитации, который присутствует в раннем детском возрасте при познании ребёнком окружающего мира.
Если подросток, увлекающийся музыкой, в большинстве случаев ищет для себя социокультурный образец, то более взрослая личность становится фанатом только в том случае, если она обладает качествами, которые склонны форсировать появление фанатизма. В первую очередь это такие качества, как впечатлительность, внушаемость, неуверенность в себе, своих силах, возможностях, эмоциональность. Человек не осознаёт того, что сам способен являться образцом, и ищет для себя иной пример для подражания. В этом он находит силу для преодоления жизненных неурядиц.
Если фанатизм и бывает «профессиональным», то это касается тех подростков, которых в американском сленге называют «группи». Большей частью эту категорию составляют молодые девушки, бешено фанатеющие от какого-либо музыканта или группы. Группи повсюду следуют за своим кумиром и готовы на все, чтобы быть к нему поближе. Попав в круги "особ, приближенных к императору" девушки (реже парни) становятся кем-то вроде помощников на посылках, иногда друзей. Один из немаловажных факторов - влечение к кумиру, что довольно часто заканчивается половой связью.
Для группи появляются кое-какие преимущества - например бесплатный проход на шоу, возможность посидеть в гримерке со звездами, не нужно стоять у служебного выхода ради автографа и прочее. Особо толковые группи, из старой тусовки, становились даже женами своих кумиров, продюсерами, писателями - использовали приобретенный закулисный опыт себе во благо. Но это скорее исключения, чем правило.
Фанатизм, как явление социальное, может проявляться по-разному.
Подражание кумиру входит в одну из главных систем взаимоотношения фаната и кумира. Это - негласное, скрытое общение, которое помогает фанату приблизиться к кумиру. Фанат старается одеваться, как кумир, носит такую же причёску, подражает манере говорить, походке, стилю жизни. Очень часто фанаты используют информацию о жизни кумира в целях личностного роста, например, читают те же самые книги, смотрят те же самые фильмы, ездят в те же самые страны и города, вплоть до употребления в пищу тех же самых продуктов. Нетрудно представить то, какие пагубные последствия может иметь подражание, если оно заходит слишком далеко. Однако подражание стилю музыки и попытки играть сходные песни чаще всего приносят положительные результаты для саморазвития фаната.
Важным звеном в системе отношений фанат-кумир является преследование кумира. Это связано с тем, что подсознательно фанат жаждет общения с объектом своей страсти, и ему безразлично то, каким качественно будет это общение. Также это попытка каким-либо образом узнать подробности жизни кумира, например, увидеть его новую машину, узнать, в какой ресторан он ходит, с кем встречается, как проводит выходные. Преследование носит род некоего азартного состояния, когда цель узнать некую информацию, становится главной.
Жаждой общения можно объяснить и постоянное желание фаната получить автограф от кумира или сфотографироваться с ним. Коллекционирование автографов и фотографий также носит и оттенок фетишизма, когда фанату важно обладать частицей того, что некогда принадлежало объекту его страсти. Фетиш, как вещь, принадлежащая кумиру, является основой для любви и внимания. Фанату приносит удовлетворение сам факт обладания тем, что «подарил» ему кумир. Вот почему многие фанаты стремятся заполучить не просто автограф, как росчерк пера кумира, но и какую-то часть его одежды, концертного реквизита, посуды.
Видом общения с кумиром можно считать и посещение его концертов и дарение подарков. Это единственный вид контакта, который возможен между фанатом и кумиром, и подсознательно каждый фанат понимает это. Посещение концерта для каждого фаната является подобием ритуала. Это касается посещения концерта в родном городе, однако большинство фанатов совершают поездки и в другие города. Обычно посещение концертов носит характер группового. Фанаты собираются вместе и путешествуют тоже совместно. Данная черта свойственная фанатизму как таковому - обычный поклонник музыкального исполнителя отправляется на концерт самостоятельно, а не в группе.
Любой из этих видов общения «без обратной связи» может оказывать и положительный результат, раз молодой человек увлекается знаменитым спортсменом, артистом или музыкантом, личность которого вызывает у него чувство уважения и желание быть хоть чем-то похожим на этого человека. Такой вывод сделали психологи из США, Шира Гэбриел и Джей Деррик, занимаясь изучением поведения людей, обладающих низкой самооценкой.
Психологи провели эксперимент. Они выбрали три группы студентов, задача которых состояла в написании разных эссе о своем кумире, о любой знаменитой личности или же о ком-то из близкого окружения. Далее участникам эксперимента требовалось заполнить анкету, в которой требовалось поведать о чертах своего характера и тех качествах, которыми испытуемые хотели бы обладать. Результат оказался таковым, что те, кто упомянул в эссе своих кумиров, обладали несколько высшей самооценкой, нежели другие участники эксперимента.
Таким образом, размышляя о том, на кого быть похожими, подростки в первую очередь начинают представлять себе характер этого человека и его жизненные ценности, и на бессознательном уровне переносят все эти качества на себя, тем самым мы воспринимают свою личность более позитивно.
Кумир становится для молодёжи человеком, который восхищает своей внешностью, умом, успехами и талантом.
Подобные вещи легко объяснить, ведь, как правило, в своих кумирах подростки пытаются разглядеть то, чего сами хотели бы, но получить, по некоторым причинам, не могут. Отсюда девочки - подростки начинают восхищаться голливудскими красавицами и моделями, а мальчики - героями боевиков или влиятельными и богатыми бизнесменами.
Практически все кумиры подростков имеют нечто общее - это популярность и власть. Ведь именно этим объясняется столь сильное их влияние. Бывает, что каждый шаг, каждое сказанное кумиром слово воспринимается как неоспоримо верное. Вот почему самим кумирам необходимо понимать свою значимость в жизни их поклонников и оправдывать лучшие ожидания.
Кумиры подростков, согласно опросу психологов, это в большинстве случаев певцы и музыканты. От них в свое время фанатело более 53% респондентов. Далее идут звезды телевидения - 33% и актеры - 27%. Киногероев или спортсменов в качестве своего кумира выбирают гораздо реже - лишь 18% опрошенных.
В заключение хочу отметить, что, несмотря на известную библейскую заповедь - «не сотвори себе кумира», очевидно, что ни один здоровый социум не может обойтись без этих самых образцов для подражания, референтных групп, влияющих на жизнь каждого подростка. Но, как говорил царь Соломон "всё проходит..И это пройдёт", вместе со взрослением. И никаких парадоксов.
В заключение хочу отметить, что, несмотря на известную библейскую заповедь - «не сотвори себе кумира», очевидно, что ни один здоровый социум не может обойтись без этих самых образцов для подражания, референтных групп, влияющих на жизнь каждого подростка. Но, как говорил царь Соломон "всё проходит..И это пройдёт", вместе со взрослением. И никаких парадоксов.)
ФанатизмView more
presentations from
savagejane.Источники:
Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи М.Н. Ругкевич. М.: Гардарики, 2002. 539 с. ISBN 5-8297-0129-4.
Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание./ И.С. Кон. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
http://www.psichology.vuzlib.net/book_o540_page_13.htmlhttp://scribe.vladinvest.ru/articles.php?article=4http://en.wikipedia.org/wiki/Reference_group