Музыкальное продюсирование в России

Dec 08, 2010 00:21



Буду писать с пристрастием, потому что выбранная тема порой не даёт  спокойно спать по ночам! Я считаю ее гиперактуальной, в первую очередь, конечно, для молодых музыкантов и для людей, мыслящих свою профессиональную деятельность в сфере популярной музыки (будущих продюсеров, пиарщиков, музыкальных журналистов  и т.п.)  И, во-вторых, для людей, которым просто не безразлично, какую музыку слушать, какие музыкальные программы смотреть по ТВ и  на какие концерты ходить.

Вопрос в том, имеет ли  вообще понятие « российское музыкальное продюсирование» право на жизнь или за этими словами лишь пустой звук? Каково будущее популярной музыки в нашей стране? Чтобы ответить  на поставленные вопросы, вернее всего будет обратиться к истокам понятия.

«Музыкальный продюсер (англ. music producer) - лицо, ответственное за имидж, музыкальный стиль исполнителей и процесс звукозаписи. В его ведении обычно находятся контроль за качеством звучания, определение репертуара и общая идеология проекта (альбома, сингла, радиопередачи и т. п.). Продюсер подбирает звукоинженеров, монтажёров, ассистентов. Как правило, у крупных лейблов имеются свои студийные продюсеры, нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров.

Важно отметить, что в российской индустрии интертейнмента, под музыкальным продюсером ошибочно принято понимать импресарио, менеджера, в ведении которого находится репертуарный и организационно-финансовый контроль за деятельностью того или иного исполнителя». (Википедия)

«Продюсер - деятель шоу бизнеса, занимающийся творческой стороной жизни артиста. Продюсер ведет общее руководство записью альбома и порой определяет концепцию творчества и саунд группы или музыканта на годы вперед. Имена многих продюсеров стали легендами не меньшими, чем имена их подопечных. Достаточно назвать Джорджа Мартина, Эндрю Олдхема, Фила Спектора, Алана Парсонса, Фрэнка Фариана, Боба Рока, Батча Вига. Многие знаменитые музыканты тоже отлично справляются с обязанностями продюсера, например, Фил Коллинз, Пол МакКартни, Роджер Гловер, Принс». (Энциклопедия популярной музыки, В.В.Бондаренко, Ю.В. Дроздов).

Возьмем первого из списка Джорджа Мартина, продюсера и аранжировщика «The Beatles».  «Мартина называли пятым битлом, что подчеркивает значение его вклада в успех группы. Благодаря его классическому образованию, техническим знаниям и изобретательности The Beatles могли творчески развиваться. Когда Маккартни, например, захотел исполнить «Yesterday» со струнным квартетом, Мартин не стал его отговаривать, он доверился инстинкту  Пола солиста и послушно записал аранжировку, сохранив при этом индивидуальность песни. Когда у ребят появилась идея использовать клавесин для проигрыша в песне «In my life», Мартин нашел инструмент и сам сыграл на нем. …Когда они захотели расширить свое сознание , а заодно и звуковую картину своей музыки при записи альбомов «Revolver» и « Sergeant Pepper`s Lonely Hearts Club Band», именно Мартин придал некую форму их взглядам. И когда группе надоели изыски и они решили вернуться к основам, он помог им спеть лебединую песню «Abbey Road» так, что все поняли: несмотря на длинные волосы, бороды, стеклянные побрякушки и немыслимые кафтаны, они по-прежнему остаются величайшими музыкантами, правда пришедшими в этот мир из других, более наивных времен.

Мартин не пытался идти со своими подопечными на компромисс и не льстил им. Наоборот, он помог The Beatles найти новое измерение популярной музыки». (Paul Roland, Rock & Pop).

Сей яркий пример говорит о том, что артист и продюсер - это  единый организм, согласованный  тандем; вода, которая точит камень; ветер, раздувающий огонь.

Образ продюсера в России отличается от продюсера на западе до полного несовпадения. Создается впечатление, что люди, определяющие облик музыкального рынка в нашей стране - это адепты советской командной экономики. Ставка делается не на качество, а на количество;  не на эксклюзивность и самобытность, а на формат и шаблонность. Опровергая теорию  Боуэна и Баумоля о невозможности сокращения издержек в культуре, выбирается путь, что ни на есть,  предельного сокращения издержек духовного, так сказать, производства.
            История продюсерского ремесла в России невероятно красноречива. Стоит только вспомнить Андрея Разина и его детище ВИА «Ласковый май». Только эти хроники скорее можно отнести к криминальным, чем к музыкальным. Так же можно перечислить еще множество заслуженных деятелей культуры, таких как Юрий Айзеншпис, Барри Алибасов, Влад Валов, Виктор Дробыш, Игорь Матвиенко ,Константин Меладзе, Яна Рудковская ,Максим Фадеев ,Евгений Фридлянд ,Иван Шаповалов . Опять же спасибо свободной энциклопедии! Думаю, что все эти имена достаточно легендарны, чтобы не быть упомянутыми в суе. Но личность последнего  безусловно заслуживает особенного внимания.  В октябре 2004 года на церемонии «BMI Honors Top European Songwriters and Publishers at Annual London Awards» Шаповалов был награждён медалью в номинации «Pop Awards». Композиция «All the Things She Said» исполняемая группой «Тату», соавтором которой он был, прозвучала в эфире более 2 млн. раз и заняла в номинации поп-музыки первое место. И к русской триаде «Водка, медведи, матрёшки» добавились еще и лесбиянки! =О
            Вообще, честно  говоря, российская поп-эстрада представляет собой такую клоаку, к которой ни то, что притрагиваться - близко подходить противно.

Говоря о современной рок-музыке, волей-неволей вспоминаются слова Артемия Троицкого: «Всякие новые рок-группы, типа Tokio, это на самом деле абсолютно бездарные ребята, которые недалеко ушли в своем развитии от Димы Билана и певицы Саши. Все они имеют так называемых продюсеров, кукловодов, убивающих в этих ребятах всякие интенции на предмет шага вправо и шага влево. Сегодняшний рок - это попса с электрогитарами». (Из интервью 2007 года о современной рок-музыке в России).

Может даже дело и не в бездарности ребят, среди них немало  и талантливых, пишущих интересную музыку. Просто в определенный момент перед группой встает дилемма:  «попасть на ящик» и получать ротацию на радиостанциях, или так и остаться в безызвестности. Второй путь говорит сам за себя, ну а схема первого - стандартная схема по форматированию: куплетно-припевная форма, доступный для широкого понимания текст,  незатейливая аранжировка, привычный саунд и две с половиной минуты звучания. И это музыка протеста!

Конечно, надо отдать должное таким людям как Леонид Бурлаков, открывшему Земфиру и « Мумий Тролля» и Михаилу Козыреву, продюсеру фестивалей «Максидром» и «Нашествие». Вклад этих людей в развитие российской рок-музыки вряд ли можно переоценить.

Джаз в России - это  вообще очень забавная тема! Сразу вспоминается почти одноименный фильм Карена Шахназарова. Джаз - это отдельная каша, и варятся в ней только избранные. В последнее время «ходить на джаз» стало даже модно и гламурно. Среди джазовой публики можно встретить  много попсарей. Но проблема в том, что джазовая музыка в условиях нашей страны на уровне популярной культуры  не развивается, она законсервирована традицией и продюсеры ей не нужны. В том виде, в котором джаз существует сейчас ему остается только стухнуть. Ныне востребованные титаны еще советского джаза считают, что это круто - играть двадцать стандартов, в течение тридцати-сорока лет, написанных сто лет назад и лучше в ортодоксальной аранжировке. Так же делается упор на рекордсменов  медно-духовой группы, на их скоростную «кучерявую» импровизацию, которая после 135-го квадрата почему-то надоедает. Такая музыка больше похожа на спорт и зачастую именно своей спортивностью она отпугивает потенциальных почитателей. Диксиленд, свинг и би-боп, конечно, хороши, но удивлять прогрессивный мир они перестали уже 50-60 лет назад. Российскому джазу просто необходим up-grade!

Безусловно нужно гордиться такими гениями как  Алексей Козлов, Борис Фрумкин, Сергей Чипенко. Это музыканты мирового уровня, каждый имеет свой неповторимый стиль. Все они тесно сотрудничают с западными звездами . Надо сказать и  многие молодые ребята готовы экспериментировать, искать своё лицо, работать в стилях-сплавах Jazz-pop, lounge, acid jazz, jazz-funk, jazz-rock, fusion,ska-jazz. Пока удел таких коллективов - клубы. Дубовое мировоззрение большинства продюсерских центров вынесет вердикт - нонпрофитбл! Коль скоро приведет к их именам народная тропа?..

Несмотря на минорный оттенок всего вышесказанного, всё же хочется верить в хорошее, потому что есть ростки, пробивающие асфальтовую плиту музыкального отупения. Это небольшие звукозаписывающие компании, занимающиеся по большей части некоммерческой музыкой (Indi). Например, «Снегири рэкордс» Олега Нестерова.  Отдельное спасибо ему нужно сказать за сборник «Ш-2. Шансон с человеческим лицом», который хотя бы в некоторых умах открыл правильное понимание стиля шансон, а не того, что принято под ним понимать в Россее-матушке. «Хоронько-оркестр» и «Паприкаш», вошедшие в этот сборник, - это фактически джаз-бэнды. Самое удивительное, что поэтическая нагрузка, характерная для стиля, не прогнула под себя музыку. Очень милы  Алеша Пальцев и Валя Папиросов в жанре городского романса.

Из совсем свежего интересный, на мой взгляд, проект «снегирей» Варя Демидова.

Выход Петра Налича из «паутины» на большую сцену и новый альбом, выпущенный «Gala- records» - тоже очень знаменательное событие.

Славен Питер своим андеграундом. На студии звукозаписи «Добролёт», например, пишутся такие замечательные люди, как «Маркшейдер Кунст», «Пеп-си», «Spb Ska Jazz Review», «Optymistica Orchestra», «Небо здесь», «Торба на круче».

Но всё же эта музыка пока остается андеграундом, а не становится мейнстримом.

В общем, если использовать принцип черно-белых полос, можно даже надеяться на светлое будущее. Если бы я была советником президента по культуре, я бы предложила  единым указом закрыть все гиперотстойные личность-разлагающие  радиостанции, типа «Русского радио» , и «Шансона», псевдомузыкальные премии а-ля «Золотой граммофон» ,отдала бы на съеденье крокодилам Тимати и подобных ему гламурных орков за внедрение «красивого» образа жизни в широкие массы, ну и сослала бы в Сибирь Константина Эрнста. Но я никогда не стану советником президента по культуре, поэтому, всё останется по прежнему!=)

Остаётся только надеяться и верить! Верить в себя и  в то, что ты делаешь! Всё, что делается искренне, рано или поздно доходит до адресата. Я бы призывала всех людей, занимающихся творчеством и ратующих за настоящую музыкальную культуру, заниматься самопродюсированием, гнуть свою линию до конца, не прогибаясь под формат и выкладывать свою музыку на всевозможные порталы в интернете. Дорогу осилит идущий!

Список использованной литературы:

«Энциклопедия популярной музыки», Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В.;

Paul Roland «Rock & pop»;

А. Троицкий «Я введу вас в мир поп»;

В.Козлов « Реальная культура: от альтернативы до эмо»;

James Lincoln Collier «The making of jazz»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8E%D1%81%D0%B5%D1%80

media, music

Previous post Next post
Up