До выхода фильма «Сумерки» (Summit Entertainment, режиссер Кэтрин Хардвик) в 2008 году, я находилась в совершенном неведении, что эта за книгу, о чем она, не знала и того, что одноименная книга Стефани Майер «Сумерки», опубликованная в США осенью 2005 года, имела оглушительный успех: только в США разошлось рекордным тиражом 100 000 экземпляров и вошла в список бестселлеров New York Times.
Каждый следующий год Майер выпускала по одному сиквелу - «Новолуние» (2006), «Затмение» (2007), «Рассвет» (2008), которые также находились в списке бестселлеров. Казалось бы, сюжет книги не поражает воображение, - любовь между вампиром и простой смертной девушкой, это далеко не первый роман такого рода. Литература знает романы Энн Райс «Интервью с вампиром», «Теми, кто охотится в ночи" Барбары Хэмбли, "Дневники вампира" Лизы Джейн Смит, Тани Хафф «Цена крови» и т.п. Так что же выделяет книгу Стефании Майер из списка других произведений про вампиров?
Предмет исследования
Чем обусловлен оглушительный успех саги американской писательницы? Мне захотелось разобраться в этом вопросе и выразить свою точку зрения на этот феномен.
Сюжет книги рассказывает о необыкновенной любви вампира Эдварда Каллена и его смертной возлюбленной Белле Свон. Главная героиня Белла, совершенно обычная школьница, она не отличается, ни особой красотой, ни грацией, а иногда попросту неуклюжа, этакая современная Золушка, а в нее влюбляется самый красивый парень школы Эдвард Каллен, по совместительству вампир. Стефании Майер сделала главную героиню похожей на миллион таких же девушек - подростков, поэтому каждая читательница, смогла легко перенять образ Беллы на себя и представить себя на ее месте. Главный герой же потрясающе красив, умен, богат - настоящий принц, пусть уже не на белом коне, но на серебристом Volvo. Начинается прекрасная сказка об их любви, которая преодолевает все испытания, встречающиеся на пути влюбленных: вампирская природа самого «принца», который испытывает большое желание укусить свою возлюбленную, но не может, потому что хочет, чтобы она осталась человеком; встреча со смертельной опасностью для Беллы в лице других вампиров, а также испытание их любви на прочность. Эта та любовь, о которой мечтала, мечтает и будет мечтать любая девушка - подросток, пусть даже и отрицающая это, ведь в нашем современном информационном обществе, где главными продуктами производства становятся информация и знания, где материальные блага выходят на первый план, стало не модным говорить, о таких вещах, как любовь и дружба.
Раньше существовали сказки о настоящих принцах, доблестных рыцарях, спасающих своих возлюбленных из заточения, от злых волшебников, колдунов, мачех. Они были готовы пожертвовать своей жизнью ради одной единственной, теперь же принц немного видоизменился, в соответствии с правилами современного общества, где доспехи и белые кони уже не так актуальны.
Теперь герой - прекрасный вампир, наделенный сверхчеловеческими способностями, также готовый отдать жизнь за свою неуклюжую Золушку, которой только предстоит стать принцессой в четвертой части саги, « Рассвете». Стефани Майер создала собирательный образ современного принца: красивого, загадочного, романтичного, понимающего, храброго, щедрого, немного старомодного (ведь родился Эдвард еще в 19 веке), именно такого, который нужен современной аудитории, какая девочка - тинэйджер не растает от таких слов: «Теперь ты моя жизнь…», « Ты мой личный сорт героина…», цитата, которую не знает разве что ленивый, Эдвард пытается даже уверить Беллу, что он опасен, чтобы защитить ее от себя, чем еще больше привлекает девушку:
- Я самый опасный хищник в мире, всё, что есть во мне, привлекает тебя: мой голос, моё лицо, даже мой запах… я бы и без этого обошёлся… от меня не убежать! меня не победить!.. я создан убивать…
- И пусть!
- И я убивал людей…
- Это… не важно!
- Я хотел… убить тебя. Я никогда не испытывал такой жажды людской крови…
- Я верю тебе…
- Не надо!
- Я рядом и я верю…
Естественно, что прочитав книгу или посмотрев фильм, каждая среднестатистическая школьница захотела, чтобы у нее появился точно такой же Эдвард на своем неизменном серебристом Volvo, а не на белом коне, как вы могли ошибочно подумать.
Результаты исследования
Сказка, созданная Стефании Майер играет ту же роль, что и сказка о Золушке, она дает надежду любой простой девочке, не отличающейся, например, модельной внешностью, что она тоже обязательно встретит своего принца на серебристом Volvo. Принца, который будет понимать ее с полуслова и исполнять ее желания до того, как она произнесет их вслух. Современное поколение девочек - тинэйджеров погружается в эту сказку и грезит о прекрасном вампире, о неземной любви, которая обязательно у них будет.
И с моей точки зрения в этом нет ничего плохого, ведь в нашем высокотехнологичном XXI веке, столько проблем и катаклизмов, что порой хочется забыть о них. «Сказка нынче снова в моде, ее читают не только дети, но и их родители. Психологи утверждают, что дело в некотором инфантилизме современного человека. Волшебство сказок позволяет уйти от реальности, там проблемы решаются магическим образом.
И пусть сказки кажутся подобными снам, фантазиям, где случаются самые невероятные и самые удивительные события, невозможные в реальности, не зря говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И кроме того, все в этом мире относительно, в том числе и ложь, которая при определенных условиях может стать глубокой правдой. Сказка открывает еще одно измерение, измерение необыденного.
Пространство, в котором наша жизнь получает другой, более глубокий смысл. И наш выбор заключается в том, существуем ли мы в этом пространстве или наша жизнь целиком протекает только в мире вполне осязаемых вещей. Сказка возвращает и обновляет желание человека жить, замечать зелень листвы на деревьях, улыбки детей, непреходящую красоту мира, напоминая об опасностях саморазрушающего поведения. Кроме того, каждый читатель сказки может рассчитывать на счастливый финал.
Юнг заметил однажды, что именно благодаря сказкам можно наилучшим образом изучать сравнительную анатомию человеческой психики. В любом другом материале мы постигаем основные понятия человеческой психики, преодолевая множество культурных наслоений. Сказки же отражают эти понятия более ясно и четко, так как включают гораздо меньше специфического культурного материала. Юнг говорил, что сказка помогает на пути становления индивидуальности человека, пути внутрь собственной души, пути самопознания».[1]
Выводы
Таким образом, успех саги Стефании Майер обуславливается тем, что, несмотря на то, что меняется время, и меняются люди, мы продолжаем верить в сказку, которой нам порой так не хватает в жизни, потому что сказка - это отдушина. Девочки хотят и продолжают верить в принцев, пусть даже и видоизмененных, как герой «Сумерек». С помощью сказки, мы на время забываем обо всех проблемах и даем нашему сознанию отдохнуть от суровой реальности.
Кроме того, «Сумерки» собрали море фанатов по всему миру, и по той причине, что режиссеру картины Кэтрин Хардвик удалось сделать настоящее воплощение книжного героя «Сумерек», она выбрала на роль Эдварда Каллена малоизвестного молодого актера Роберта Паттинсона: «На эту роль пробовались писаные красавцы, - вспоминает Кэтрин Хардвиг. - Но они все были похожи на короля выпускного бала или капитана футбольной команды». Хардвиг пришлось убеждать студию, что Паттинсон - это и есть их вампир. Сам же актер, чтобы успокоить нервишки перед кастингом принял валиум и получил роль, и впоследствии толпы фанаток. Правда, теперь бедный Роберт Патиннсон даже в магазин сходить не может без угрозы того, что из-за угла на него не накинется очередная сумасшедшая фанатка, но эта цена славы и это уже другой разговор.
Click to view
Список литературы:
1)
http://znamkaluga.ru/stati/skazka-fenomen-v-epohy-infantilizma.html2)
http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/fairy-tale/3)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%804)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE5)
http://theoatmeal.com/story/twilight6) GQ №12, декабрь 2009
Душина Алина,4 МЖ