Кейс выполнил студент 4 курса продюсерского факультета
Симонян Константин
Внутренняя обстановка, в которой приходится работать менеджерам, включает в себя корпоративную культуру, технологию производства, организационную структуру, помещения и оборудование. Для успешной конкуренции среди всех этих факторов чрезвычайно важным является правильное понимание фактора корпоративной культуры компании.
Корпоративная культура компании должна соответствовать внешней обстановке и стратегии этой компании. При наличии этого соответствия создаются такие условия, при которых сотрудники компании трудятся с полной самоотдачей и высокой производительностью, что делает компанию высоко конкурентоспособной.
Культура - это набор ключевых ценностей, ожиданий и норм, который принимается и разделяется членами организации. Культура представляет собой свод неписаных, неформальных правил, объединяющих сотрудников компании. Культура корпорации представляет собой как бы два организационных уровня. На верхнем уровне представлены такие видимые факторы, как одежда, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка. Верхний уровень представляет элементы культуры, имеющие внешнее видимое представление.
На более глубоком уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Ценности второго уровня тесно связаны с визуальными образцами (слоганами, церемониями, стилем деловой одежды и др.), они как бы вытекают из них и обозначают их внутреннюю философию. Эти ценности поддерживаются и вырабатываются сотрудниками организации, каждый работник компании должен разделять их или хотя бы показывать свою лояльность по отношению к принятым корпоративным ценностям.
Проблема - как достичь баланса между внутренними атрибутами и внутренними ценностями. Часто компании перегибают палку, и это сказывается на ведении основного бизнеса, т.к. если своих сотрудников закрепостить, застращать, то они и работать не захотят, станут формальными работниками, а это плохо сказывается на бизнесе. (Вспомним историю о том, что IBM начала загибаться как компания в тот момент, когда появилось правило приходить не только в галстуках, но и в костюмах. Галстуки бы она, может быть, еще выдержала, но вот костюм ее «просадил». Компании пришлось срочно диверсифицировать бизнес, появилось невероятное послабление - в пятницу разрешили приходить без галстуков).
Решение, на мой взгляд, состоит в том, что необходимо рассматривать человека как личность, а не просто как некую «живую единицу», человеческий ресурс. Тогда компания сможет достичь желаемых результатов. В подтверждении своих слов, хочу немного рассказать о корпоративной культуре компании WAL-MART, которая в полной мере является подтверждением моих слов.
Итак, гигантская по масштабам компания розничной торговли Wal-Mart является одним из примеров того, как элементы культуры способствуют развитию преимущества в конкурентной борьбе. Wal-Mart - одна из организаций, обладающих сильной внутренней корпоративной культурой. Здесь человеческие ценности отражают жизненный путь, личность и принципы основателя этой культуры Сэма Уолтона (Sam Walton). В компании корпоративную культуру в шутку называют "Путь Сэма". Для мотивации Сэм Уолтон и другие руководители компании использовали тактику шутки: шутки через громкоговорители, веселые песни и мелодии, скандирование "W-A-L-M-A-R-T". Эти шутки, соединенные с философией Уолтона, гласящей "Долой правила!" - и формировали уникальную культуру этой невероятной компании. Главной ценностью этой корпоративной культуры является сам человек, и все внимание должно уделяться именно ему. Раз в неделю биржевые агенты компании должны были вместе со своими клиентами участвовать в биржевых торгах, например. Генеральный директор компании Дэвид Гласс (David Glass) продолжает политику каждодневных экспериментов и перемен. Поощрение личности, постоянное совершенствование, участие в распределении прибыли способствуют созданию в этой компании, напоминающей маленький город, культуры "осознания причастности". И эта культура с готовностью перенимается постоянными клиентами компании Wal-Mart.
А осознание причастности по теории мотивации Маслоу - одна из основных потребностей человека. Принадлежность к группе, или социальная потребность является одним из важных побудительных мотивов в работе. Если не придавать этому особого значения, то можно столкнуться с появлением неформальных течений и лидерства, при этом воздействие группы на человека становится стихийным, выходит из-под контроля руководителя, в то же время оно может оказывать довольно сильное влияние на мотивацию и модели поведения сотрудника. Противоположный вариант - когда в компании уделяется достаточно внимания воздействию коллектива на каждого служащего - этот вариант значительно более удачен: он позволяет добиться предсказуемости событий и мотивированности персонала.По-моему компания Wal-Mart это хорошо понимает и притворяет эту стратегию в жизнь.
Источники:
http://www.express-job.ru/article/99/14/1/
Источник: Журнал "Справочник кадровика"
http://www.c-culture.ru/go/480