В данном эссе мне хотелось бы рассмотреть проблему искусственных языков: зачем они появляются, какую цель преследуют, нужны ли они вообще и главное - как мы можем использовать их сейчас? Являются ли искусственные языки необходимостью, или их создание - своеобразная игра?
Этот вопрос лежит не только в сфере лингвистики, но также и в области психологии, ведь по сути стремление человека к созданию искусственного языка можно назвать психологическим феноменом. И кто знает, может именно создание искусственных языков стало первой ступенькой на пути к идее создания искусственного интеллекта?
Идея старая, как мир
Очевидно, что искусственный язык, как бы парадоксально это ни звучало, - явление естественное. Самый первый искусственный язык, о котором сохранились сведения, был создан философом Алексархом в IV веке до н.э. Алексарх создал город Уранополис, в котором пытался создать идеальное государство. В Уранополисе философ-правитель уравнял рабов и свободных, пригласил в свой город жителей из разных государств. Тогда-то и встал вопрос о создании нового единого языка для жителей Уранополиса. Так появился уранический язык. Этот язык не был априорным, т.к. вобрал в себя корни восточных языков и окончания слов и грамматические категории западных языков.
Город Уранополис - родина первого искусственного языка
Однажды возникнув, идея создания искусственного языка не покидала людей. Во II веке римский учёный-мёдик Клавдий Гален разработал систему графических знаков, посредством которых, по его мнению, могли бы общаться разные народы. Но его идея не нашла поддержки у современников.
В Средние века попытки создания искусственных языков были очень редки. Возможно, так случилось из-за широкого распространения латыни. Латынь стала универсальным языком для Европейской цивилизации того времени. Однако 12 веке Аббатиса Хильдегарда из Германии разработала литургический язык, который был призван услаждать слух всякого молящегося. Этот язык был создан на основе смешения арамейского, греческого, латинского, северофранцузского и западнонемецкого.
Ну и, в конце концов, церковнославянский язык есть по большому счёту плод умственного труда Кирилла и Мефодия, опиравшихся на один из диалектов болгарского языка.
Обоснование идеи
С XVI века начинают появляться попытки объяснить природу рационального международного языка. Этим занимались Томас Кампанелла, Френсис Бекон, Рене Декарт.
Рене Декарт говорил, что в идеальном искусственном языке не должно быть неправильных глаголов, новые слова должны образовываться при помощи префиксов и суффиксов. Также Декарт предлагал упорядочить язык не только как средство общения между всеми людьми, но и упорядочить понятия, т. е. строить язык на основании классификаций понятий, превратить язык в орудие мышления, позволяющее делать логические выводы, получать новые знания.
Декарт говорил, что пользуясь таким языком, «крестьяне смогут лучше судить о сущности вещей, чем это делают сегодня философы». Подобные идеи на рубеже 20-21 веков легли в основу ифкуиля - языка, разработанного американским лингвистом Джоном Кихадой.
Рене Декарт и Джон Кихада
В XVII веке Ян Коменский в своём сочинении «Структура универсального языка», перечислил основные принципы международного языка: корневой фонд общеупотребительной лексики должен содержать 200-300 слов латинского происхождения; грамматические категории должны быть экономны и рациональны, без исключений; язык должен быть легкий для изучения, благозвучный, более совершенный, чем существующие.
В то время пока Коменский теоретизировал идеи международного языка, хорватский священник Крижанич на практике разработал всеславянский язык (естественно, на основе известных ему славянских языков).
Эра активного созидания
И вот в 1879 году в Баварии появился первый искусственный язык, который был теоретически обоснован и на котором заговорили люди. Это был язык волапюк. Волапюк был очень сложным в плане грамматики, авторские слова представляли собой крайне деформированные реальные. Тем не менее, волапюк «сыграл роль детонатора, запустившего творческий процесс по всему интеллектуальному сообществу» [1].
И началось…
В 1887 году поляк Заменгоф опубликовал труд «Международный язык» - так был обнародован эсперанто. В 1907 появился идо, в 1922 - окциденталь, в 1925 - бейсик-инглиш, в 1928 - новиаль, в 1950 - интерлингва, в 1955 - логлан, в 1987 - ложбан. Наконец, XXI век привнёс ифкуиль (2004) и его модификацию - илакш (2007).
И это не говоря уж о таких занимательных языках как сольресоль (1817), токипона (2001), эльфийский язык «Властелина колец». И это далеко не полный список искусственных языков! [8]
О целях создания
Все вышеперечисленные языки очень разные. Бесспорно общее у этих языков только то, что все эти языки мы называем искусственными.
Общее определении искусственных языков таково: это специальные языки, которые, в отличие от естественных сконструированы целенаправленно [2].
Однако искусственные языки можно классифицировать по цели и идеи их создания:
1) Самый распространённый вид искусственных языков - плановые языки. Плановый язык - международный искусственный социализованный язык, т. е. язык, созданный для международного общения. Таким языком был уранический язык, для тех же целей создавался эсперанто и др. Такие языки обычно являются апостериорными (основанными на других языках): они сочетают признаки разных языков и тем самым оказываются удобными для усвоения. К плановым языкам можно отнести и бейсик-инглиш (язык, использующий сокращённый словарь английского языка (850 слов) и немного упрощённую грамматику).
2) Эльфийский язык, созданный Толкиеном для «Властелина колец» и клингонский язык, разработанный профессиональным лингвистом Марком Окрандом по заказу Paramount Studios для одной из инопланетных рас в культовой фантастической вселенной «Звёздный путь» (Star Trek) - это языки несуществующих народов, созданные с развлекательной целью. И хотя первоначальная цель была развлекательной, фанаты Толкиена изучают придуманный им язык, а для изучения клингонского языка с 1992 года существует Институт клингона (издано несколько учебников по нему, есть выходящий раз в квартал журнал на клингонском языке).
клингонская письменность
эльфийский язык
К ряду искусственных языков так же можно отнести языки, которые устанавливают коммуникации не между человеком и человеком, а между человеком и машиной/компьютером. Среди них языки под пунктами 3 и 4:
3) Информационные языки. Это специализированные искусственные языки, используемые в различных системах обработки информации. Это языки информационно-логические (например, SQL для создания баз данных) и языки информаицонно-поисковые (например, языки обращений к поисковым системам Yandex или Google).
4) От информационных языков следует отличать такие искусственные языки как языки программирования. Как гласит Википедия, они созданы для того, чтобы программист точно определял то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах [3].
5) Но наиболее интересными языками мне представляются логические или философские (логически-философские) языки. Именно эти языки имел в виду Рене Декарт, говоря, что «крестьяне смогут лучше судить о сущности вещей, чем это делают сегодня философы». Рене Декарт, очевидно, предполагал, что логическо-философские языки могут стать такими же разговорными (то есть, что по сути они будут языками плановыми). Однако с течением веков стало понятно, что все логические языки хоть и могут быть крайне эффективными и точными, оказываются в итоге очень сложными для усвоения. Прекрасный пример тому - ифкуиль (см.
мой доклад в сообществе). Созданный с целью объединить все лучшие, все самые эффективный принципы, которые есть в существующих языках и которых вовсе нет ни в каких языках, ифкуиль является абсолютно точным логически и точно определяющим понятия языком. Одно слово-понятие на ифкуиле может заменить целое предложение на любом существующем языке. Однако приведённая к идеальной логичности система ифкуиля оказалась настолько сложной, что сам автор языка Джон Кихада не может говорить на языке, а перевод на ифкуиль комментирует так: «Обычно на перевод простого предложения я трачу десять-пятнадцать минут, а на длинное сложное предложение может уйти час» [4].
Противоположность ифкуилю - язык токипона.
Это язык, созданный канадкой Соней Элен Киса в 2001 году и претендующий на звание самого простого из искусственных языков. У токипоны есть философское обоснование - философия дао и дзен и работы философов-примитивистов. Этот язык призван очистить сознание от ненужного «мусора». Звучания слов приятно для слуха. В общем, это предельно минималистический язык: из 14 морфем образовывается 118 слов токипоны.
Названия частей тела на токипоне
А что на практике?
Если искусственные информационные языки и языки программирования работают на деле, эльфийский язык является частью мира, придуманного Толкиеном, то истинное назначение плановых и философско-логических языков вызывает большой вопрос. Языки разрабатываются, на них общается узкий круг заинтересовавшихся любителей искусственных языков, но не более… Никаких научных исследований по поводу реальности применения искусственных языков на практике мне найти не удалось. Только лишь на форумах в интернете люди размышляют о том, как это могло бы быть.
Выходит, что искусственный язык - лишь «сотворение Красоты, создание эстетического объекта» [1], ещё один вид творчества, наряду с творчеством писателя, музыканта, художника?
Сейчас, имея определённый багаж знаний об искусственных языках, попробую поразмышлять на тему их реального применения.
Плановые языки - замечательный предмет человеческого творчества, но нужны ли они в современном мире? Введение искусственного языка международного общения повсеместно кажется задачей непосильной. Так или иначе, останутся незатронутые области нашей планеты, куда язык не дойдёт. Можно рисовать картины будущего, в котором глобализация охватит весь земной шар от Северного полюса до Южного, и вот тогда-то и возникнет необходимость в универсальном языке международного общения… Но, увы, пока это лишь гипотезы.
Тем не менее, человечество уже давно ощутило необходимость в языке международного общения. Когда-то таким языком была латынь, теперь ещё большие территории Земли «захватил» английский. Английский, бывший родным для переселенцев в Северную Америку и в Австралию, превратился в американский и австралийский языки соответственно. Английский, распространившийся по всему свету, тоже не стал своего рода неприкосновенным международным языком. Во всех странах английский приобрёл свои модификации: такие как рунглийский язык (или рунглиш), немглийский язык, франкглийский, спенглиш, индглиш и др. При современном раскладе, бейсик-инглиш - пожалуй, единственный из плановых языков, который мог бы быть введён или же даже уже отчасти и существует, но как мы видим, даже он подвергается местным трансформациям.
Как я уже упоминала, плановые языки - языки международного общения, в основном созданные по подобию уже существующих. Они не ставят своей задачей перевести язык как явление на новую ступень эволюции, усовершенствовать какие-то его свойства. Плановые языки - это попытка создать язык, который людям было бы под силу освоить и употреблять.
Логически-философские языки ставят перед собой принципиально иную задачу. Чтобы лучше понять её, надо обратиться к гипотезе Сепира-Уорфа.
В ней говориться, что «люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида» [5]. С помощью этой теории из языковых характеристик европейских языков выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике).
Проще говоря, гипотеза Сепира-Уорфа говорит о том, что язык порождает тип сознания, способ мышления. Согласно этой теории, не картина мира порождает язык, а наоборот, реальность опосредована языком. Конечно, скорее всего, изначально язык появился как отражение реальности, но по мере того, как он развивался, он стал чем-то таким, что каждому новому человеку достаётся в наследство в определённом виде, отражающем определённую картину понятий. Маленький ребёнок ещё не осознаёт сущности мира, в котором он живёт, но уже слышит о нём какие-то слова, которые формируют в его голове логические связи, понятия, взаимоотношение между понятиями, категории «бытия» и т.д. Человек начинает думать в заданной системе понятийных координат, которая часто бывает неидеальной, т.к. в процессе развития слова обрастают многими значениями, часто далекими от первоначальных (тех, которые изначально означали саму суть понятия).
Именно для того, чтобы объективно отразить реальность, предельно логично очертить связи между понятиями конструировались и конструируются философски-логические языки. Снова вернёмся к ифкуилю: в нём нет многозначности, что не позволяет манипулировать понятиями, подменять истинные значения. Сказанное на нём - это именно то, что мы имеем в виду, а не то, что мы подразумеваем.
В связи с гипотезой Сепира-Уорфа, встаёт вопрос и о быстроте мышления. Все наши мысли - по сути проговоренные про себя речевые обороты. Значит, язык влияет и на скорость мышления. Логически-философские языки могли бы стать универсальными «сократителями» времени, затрачиваемого на коммуникации. Ведь если в одном ёмком понятии сказано всё и сказано настолько точно, что ничего не требует дополнительных комментариев, скорость коммуникации возрастает во много раз. К тому же, логически-философские языки могли бы развить скорость мышления человека.
Увлёкшись ифкуилем (не на уровне глубоко изучения, на уровне его идеи), я многим рассказывала о нём, многим давала послушать ифкуильскую речь. Надо отметить, что программисты и математики высоко оценили идею быстрой и точной передачи информации. Большая же часть моих знакомых (очевидно, люди с более, как это принято называть, гуманитарным складом ума) были в ужасе. Они не видели особой ценности в том, если бы ифкуиль вдруг по каким-то причинам стал распространённым языком. Они задавались вопросом: во имя чего такая сложность языка? Только лишь для того, чтобы ускорить коммуникации и повысить их точность? Или для того, чтобы развить мышление? Но для этого есть логика, математика и много других наук! К тому людям кажется, что ифкуиль некрасиво звучит. И хоть многие из моих знакомых не раз проливали слёзы из-за того, что они кого-то или их кто-то неправильно понял, моя «реклама» ифкуиля не подействовала на них.
На одном форуме, мне довелось читать размышления о том, какой язык мог бы быть применён как язык международного общения. Кто-то из форумчан назвал в качестве такого языка ифкуиль, охарактеризовав его как «реактивный самолёт». На что другой форумчанин ответил поклоннику ифкуиля, используя понятия из фильма «Кин-дза-дза»: «Ифкуиль - это пепелац без гравицаппы, а не реактивный самолёт» [7].
В чём же проблема? Очевидно в том, что для разных людей в коммуникациях ценно разное. Кому-то важна быстрота и точность. А кто-то не хочет жертвовать красотой своего языка, возможностью самовыражения при помощи многозначности и вариативности построения фраз. Ведь по сути именно эта многозначность и вариативность - основа существования литературы с её многочисленными метафорами и существованием авторского стиля.
Тема моего эссе, по сути, остаётся открытой: проблема создания и применения искусственных языков, видимо, будет сопровождать человечество всегда. В процессе исследования темы о возможности применения искусственных языков, я пришла к выводу, что чтобы ещё глубже изучить этот вопрос, надо ответить на многие вопросы, лежащие в области психолингвистики (как создаётся язык? почему он становится понятным? каков механизм восприятия языка?)
Что же касается перспектив применения искусственных языков, возможно, они могут использоваться в военных целях (как раз для быстроты коммуникаций), но хочется верить, что в будущем человечество перестанет вновь и вновь вставать на тропу войны.
Возможно, искусственные языки могут стать языками каких-то конкретных человеческих сообществ, но тогда это должно быть обосновано. Например, при воссоздании государства Израиль, встал вопрос об общем языке. Было решено восстановить иврит, а ведь при иных условиях вариант создания искусственного языка был бы тоже возможен.
Пожалуй, единственный реальный шанс искусственных языков - помощь в создании искусственного интеллекта. И, в общем, языки программирования встали на этот путь. Возможно, здесь могут помочь и плановые языки: изучение их строения, изучение логики передачи информации.
Изучение языка - сфера приложения больших усилий. Людям порой не под силу выучить иностранный язык, что уж говорить о том, чтобы ввести международный язык или специальный язык, развивающий логику и быстроту мышления. И если бы международный язык был бы введён, первые поколения, которые столкнулись бы с ним и не знали бы его с рождения, испытывали бы трудности с его освоением.
К тому же при введении международного искусственного языка сразу же возник бы вопрос о сохранении культуры и традиций родных, исторических языков. Начались бы споры об опасности глобального языка, который убил бы разнообразие культур: ведь это разнообразие зависит от многих факторов, и язык - один из них.
В конце концов, создание и изучение искусственных языков даёт многое для осмысления того, как языка вообще могут строиться и функционировать и того, как человек воспринимает и придумывает формы выражения мыслей. Поэтому языкотворчество всегда остаётся актуальным. Всегда находятся люди, пытающиеся создать свой, новый, язык. Пока же я остановлюсь на мнении, что в современном мире создание искусственных языков для коммуникаций между людьми, является творчеством, интеллектуальной игрой, а не насущной необходимостью.
Источники:
1.
Феномен искусственных языков - доклад Д.С. Алалыкина
2.
Искусственный язык - Википедия
3.
Язык программирования - Википедия
4.
Ithkuil и его философский дизайн - интервью с Джоном Кихадой
5.
Гипотеза Сепира-Уорфа - Википедия
6.
Рунгийский язык - Википедия
7.
e-novostu.info - форум об эсперанто и языках вообще
8.
Список искусственных языков - Википедия
9. Материалы, использованный мной в
докладе про ифкуиль