С этим местом связано много легенд и сказаний, историй, предисторий и всяческих версий о том, как же это было на самом деле. Суть в том, что когда то давно, Вишну решил жениться на богине процветания - Лакшми. Боги, узнав о свадьбе, изъявили желание прийти, демоны, узнав о свадьбе, тоже изъявили желание прийти, и даже до людей дошли слухи, и они придут. А денег то у Вишну не было, он только собирался жениться на богине процветания. Вишна взял денег взаймы, обещая вернуть до конца кали юги. И тут один преданный сказал, что построит храм на земле, что бы каждый мог помочь Вишну отдать долг. А Вишну ответил, что всем, кто поможет - воздастся. И с тех пор тысячи людей, ежедневно!!!, приезжают сюда помолиться и пожертвовать деньги. Стоит ли говорить что это самый богатый храм в Индии, поломников здесь больше чем в Риме или Мекке, годовой доход около миллиарда рупий. Это так же один из немногих храмов такого рода куда пускают не хинду. и поехали с
anower-woman .
Храм Венкатешвара находится на холме Тирумала, 26 км от города Тирупати, штат Андра Прадеш, южная Индия. добраться до храма от Тирупати можно по пешеходной тропе - для особо преданных, но можно доехать на автобусе, как мы и сделали. Автобус заполняется и отправляется каждую минуту, можете представить сколько тут людей... иностранцы - редкое явление. лучше не ехать сюда во время выходных, фестивалей или праздников, в обычный день в храм приходят около ста тысяч верующих. этому месту свойственна особая атмосфера и можно очень впечатлиться, если не боитесь толпы и не страдаете клаустрофобией.
соориентироваться как получить тут жилье заняло некоторое время, но в конце концов получили огромную чистую комнату, были очень довольны.
пошли в храм, знала что в храм есть отдельный вход для иностранцев и не надо будет стоять 8 часов в очереди. но оказалось не легким делом найти где этот вход, потом найти где получить разрешение туда зайти, в каком банке заплатить 100 рупий, за VIP вход. преодолев все препятствия, уже на входе, нас послали обратно, в камеру хранения, оставить сумки и все это очередь за очередью. прошло около двух часов. на входе попросили заполнить бланк, в котором указывались личные данные и вера, а ниже подписаться под тем, что хоть мы и не хинду, но все равно верим в Лорда Виджана. все подписали. к тому времени из за всей этой бюрократии раздражение достигло апогея и уже мечтала поскорее не зайти, а выйти из этого храма. но не тут то было... все только начиналось.
попали в очередь, хоть и намного меньшую, чем обычная, бесплатная, но тем ни менее... в узких коридорах, за решетками как в тюрьме, среди индусов разных каст, орущих детей, духоты, расстояние между стоящими - ноль, после часа стало плохо. индуска дала воды, лучше. стало плохо от осознания что обратно дороги нет и что бы не случилось, вернуться не могу, или вынесет толпа к алтарю когда нибудь или умру прямо тут. попила, стало лучше и наступил момент, когда все сопротивление происходящему иссякло и пришло осознание что вот сейчас ничто от меня не зависит, и поплыла с этим потоком людей, неистово кричащих Говинда! Говинда! навстречу чему то неизвестному, но к чему стремятся.
через пол часа вынесло к алтарю, на нем статуя Венкатешвары - аватара Вишну - из черного камня в золоте и цветах, буквально на минуту, сложила руки для молитвы, но мыслей в голове не было, как молиться не знала. пусть будет мир во всем мире, и все эти люди выйдут отсюда живыми, все на что хватило фантазии. задерживаться тут нельзя - тысячи ждут своей очереди, но какая то бабулька меня остановила, мол помолись еще, ты же наверное издалека сюда приехала... И мне от этого касания, от этой заботы вдруг стало так тепло, и сердце резко раскрылось. переживание, от которого очень хорошо, но хочется плакать. постояла еще немного в таком желанном для многих месте и вышла. во дворе положила деньги в огромный мешок, дали прасад - священная еда - рис со специями, талончик на бесплатный ужин и наконец то присела на пол и огляделась. смотрю на всех и думаю - о чем эти люди молятся, чего они просят. что я делаю среди них. смотрю на людей, которые там каждый день работают, на стеклянную комнату, в которой метлой метут деньги, на молодоженов, которые в день своей свадьбы приходят за благословлением, смотрю на всех этих удивительных людей, которые ради одного взгляда на статую Бога готовы простоять долгие часы и приближаясь к цели, очумевают. и вот. среди них. кто бы мог объяснить почему.
вышла на улицу. состояние транса. ощущение что пережила что то такое, чисто индийское. и чего ломлюсь в этот храм. не знаю. зачем приехала. почему живу тут. но хорошо. на своем месте. место другой женщины оказалоь рядом. отправились есть.
отужинали простой южноиндийской едой. сначала молятся потом освящяют еду огнем, предлагают богам. ешь на сшитых листьях, когда заканчиваешь есть - сворачиваешь лист пополам.
на улице звучит мантра Говинда, Говинда, из разных лавок, но одна. сувениры сувениры сувениры. шатаемся среди суетных покупающих индийских семей, смотрим что то. местный шоппинг. как всегда ищу нитки.
многие пилигримы обриты наголо, волосы считаются украшением, а значит проявлением эго. перед Богом надо предстать таким, какой ты есть, без прикрас. Бреются также потому, что верят - с волосами уходит старая карма. и все лысые. красота.
очень впечатлили лысые мужчины, женщины и дети.
на следующее утро задалась целью найти то место где стригут. увидев очередь не испугалась, ждать не стала, не за стрижкой иду, по деловому, с фотоаппаратом, прошла вне очереди, несколько длинных коридоров, а оказалось что стричь еще не начали, все заранее встали в очередь. ждать не стала, просочилась через коридоры обратно. пролезая через плотную толпу чувствую себя духом.
Храм Венкатешвара. понравился. осталась бы там на несколько дней, но спешили на Махашиваратри к Сай Бабе в Путтапарти.
да пусть сбудутся все ваши желания, которые пойдут вам на благо, как говорит один наш друг.