После тренинга по системо-векторной психологии Юрия Бурлана стала избирательнее относится к выбору кино для просмотра.Теперь с первых кадров можно понять для себя - стоит смотреть этот фильм или нет. Безошибочно видишь, несет ли то или иное кино «правду жизни», вскрывая глубокие жизненные смыслы, или является пустой тратой времени, пустой фантазией отдельного недоразвитого зрительника, подменяющей реальность, или несущую пустую праздность... Каждое системное кино - это воплощение режиссером в своем творчестве «подсмотренного» у жизни смысла, а для зрителя - это всегда настоящая внутренняя работа, эмоциональная в первую очередь, ну, и интеллектуальная, конечно. Смотришь такое кино и проживаешь вместе с героями их жизненные сценарии, проходишь вместе с ними те или иные состояния, системно понимая почему все складывается в их жизнях именно так, а не иначе.
Одним из недавних моих системных открытий в киномире стал фильм Ингмара Бергмана «Осенняя соната», где точно показаны отношенияанально-зрительной дочки Евы (с обидой на маму) со своей матерью.
Мать Евы - Шарлотта - показана в фильме именно такая, какой она и должна быть мать в сценарии анально-зрительной дочери «обида на маму».
Настоящая кожно-зрительная самка. (в состоянии войны и по моим ощущениям в неразвитом состоянии).
Шарлотта - довольно известная пианистка, живущая яркой бурной жизнью. Успех на сцене. Толпы поклонников за кулисами. Вся жизнь Шарлотты - это настоящий калейдоскоп сменяющих друг друга картинок - новые страны, новые романы. Дома с семьей Шарлотта проводит мало времени, воспитанием дочери практически не занимается. Кожно-зрительная Шарлотта постоянно озабочена своим внешним видом, питает слабость к дорогим красивым вещам. К дочери мать приезжает, похоронив очередного своего любовника, и это решение - приехать к дочери принято ею под влиянием момента: Шарлотту мучает страх одиночества, ей нужны внимание, зрители, поэтому она, не задумываясь решает воспользоваться приглашением дочери приехать погостить, при том, что до этого не общались друг с другом целых 7 лет. Буквально с порога мать обрушивает на дочку свои переживания по поводу смерти очередного своего мужа, а заканчивает свой рассказ словами: «Мне, естественно его не достает, но не могу же я хоронить себя заживо» и быстро переключается на демонстрацию нарядов: « Как ты думаешь, я не очень изменилась за эти годы? Я, конечно, подкрашиваю волосы, но держусь»… «Тебе нравится мой новый костюм? Зашла, примерила, как на меня сшит, правда элегантный, и стоит не дорого.» Очень системно то, как Шарлотта спрашивает про личную жизнь дочери: «Надеюсь, ты не заперла себя в четырех стенах?»
Ева рассказывает, матери о своей жизни, о том, что занимается вместе с мужем благотворительностью, изредка играет в церкви на фортепьяно». Образ дочери также очень системен, Ева очень точно показана как анально-зрительная женщина.
Она в отличии от матери, не уделяет много внимания своей внешности. У нее немного неуклюжая, раскачивающаяся походка. Одевается просто. Носит очки, которые ей не идут. Ева тоже умеет играть на фортепьяно, но талантливой пианисткой не стала (как узнаем позже, Ева выучилась игре на фортепьяно только для того, чтобы быть похожей на мать). Ева получила высшее образование в университете, некоторое время проработала журналисткой в церковной газете, написала две книги. Вышла замуж за деревенского пастора. Вместе с мужем много времени проводит дома, ухаживая за своей больной сестрой, страдающей прогрессирующим параличом. Иногда Ева играет на фортепьяно в маленькой местной церквушке, с особым удовольствием давая пояснения к сыгранным пьесам. В общем, живет тихой, спокойной семейной жизнью в маленьком провинциальном городке.
При всей внешней размеренности и спокойствии душа Евы не спокойна, ее терзают сложные внутренние вопросы, она не может найти себя, свое место в жизни, не находит ответа на вопрос «кто я», не может полюбить себя, не способна дарить любовь: «Мне нужно научиться жить на земле, и я одолеваю эту науку. Но мне так трудно. Какая я? Я этого не знаю. Я живу как бы ощупью. Если бы произошло несбыточное, нашелся бы человек, который меня полюбил, такой, какая я есть, я бы, наконец, отважилась бы всмотреться в себя"…Казалось бы такой человек находится рядом с Евой - ее муж, который любит Еву, окружает ее заботой и вниманием, но Ева не способна принять его любовь. Муж рассказывает про Еву: «Когда я предложил Еве выйти за меня, она честно призналась, что не любит меня. Любит ли она другого? Она ответила, что никого никогда не любила, что она вообще не способна любить». Муж Евы пытается достучаться до Евы, он говорит, что тоскует по ней, а в ответ слышит: «Красивые слова, которые ничего не значат. Я выросла среди таких слов. Моя мать никогда не говорит «я обижена» или «я несчастна», она охвачена болью, должно быть профессиональный недуг. Я возле тебя, а ты обо мне тоскуешь. Что-то подозрительно, ты не находишь? Если бы был хоть сколько-нибудь в этом уверен, ты бы нашел другие слова».
Еве полностью сосредоточена на одном - своей матери. Она долгие годы живет с тяжелой детской обидой на свою кожно-зрительную мать. С обидчивой усмешкой в голосе говорит о матери в разговоре в мужем: «Я думала, отчего у нее бессонница, а теперь поняла, если бы она спала нормально, то своей жизненной энергией сокрушила бы мир, так что природа лишила ее хорошего сна из самосохранения и человеколюбия". Ева отчаянно пытается разобраться в себе, в своих противоречивых чувствах, где неразрывно сплелись воедино ощущение обделенности, желание восполнить недополученную в детстве любовь матери и огромная ненависть к собственной матери, сталкиваются вместе желания «быть хорошей дочерью» и «восстановить справедливость». Понимание то, чего так не хватает дочери, чтобы простить мать. Чтобы освободиться от груза прошлого, мешающего полноценно жить настоящем.
В фильме есть три яркие сцены, обнажающие это самое напонимание. Встреча Шарлотты и Хелены - одна из них.
Хелена - эта вторая дочь Шаролотты, больная тяжелым параличом. Шарлотта давно вычеркнула Хелену из своей жизни, для нее Хелена - ее позорный столб, «несчастная калека плоть от плоти»: «Мало мне смерти Леонардо, ты устраиваешь мне такой сюрприз. Ты не справедлива ко мне. Я не в состоянии видеть ее сегодня» - сердится Шарлотта на Еву - встреча с больной не входило в ее планы. Ева забрала сестру себе из больницы, чтобы заботится и ухаживать за ней. Мать же делясь впечатлениями о поездке к дочери со своим агентом Шарлотта говорит о Хелене так: «Я испытала небольшое потрясение. Моя дочь Хелена была там. В таком состоянии… лучше бы она умерла.» Но при встрече, конечно же Шарлотта скрывает свои настоящие чувства к дочери, и играет роль любящей заботливой матери: «Я думала о тебе часто-часто. Какая милая комната. И вид дивный». Ева с болью наблюдает этот хорошо знакомый ей спектакль: « «Уж эта моя несравненная матушка. Видел бы ты ее улыбку, она выдавила свою улыбку, хотя эта новость ее ошеломила. Когда она стояла перед дверью Хелена, словно актриса перед выходом на сцену. Собрана, владеет собой. Спектакль был сыгран на славу»…. - рассказывает Ева мужу. Ева спланировала встречу с матерью с одной только целью -разобраться в их отношениях, простить, освободиться от груза прошлого, но сталкиваясь с бесчувственностью своей матери, Ева спрашивает себя: « На что она надеется? Ну, а я чего жду? На что надеюсь?.. Неужели никогда не перестану.. Вечная проблема матери и дочери».
Шарлотта начинает жалеть об этой поездке: «Зачем я так рвалась сюда? На что надеялась?», и полупризнается себе в том, что ее сюда привел страх одиночества: «Одиночество - вот, что страшнее всего. Теперь, когда Леонардо нет, я ужасно одинока.» Но выйдя из комнаты Хелен, Шарлотта отдает себе приказ: «Только не распускаться. Не плакать, черт побери». Она мастерски владеет собой, по-кожному сдержана и собрана. А вечером перед сном Шарлотту занимают уже совсем другие мысли - она считает наследство, которое оставил ей Леонардо, развлекает себя мыслями о том, что можно было бы купить Еве и ее мужу новую машину, потом решает подарить себе новую, а им подарить свою старую. К семейному ужину Шарлотта одевает яркое красное платье: «Смерть Леонардо вовсе не обязывает меня носить траур до конца своих дней», а про брак дочери про себя замечает: «Виктор - хороший человек. Еве при ее внешности явно повезло».
Другая яркая сцена в фильме это диалог матери и дочери за фортепьяно.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
полностью статью можно прочесть здесь -
http://www.yburlan.ru/forum/nash-sistemnyj-kinozal-904-75.html#p18942