Оригинал взят у
word_and_world в
«Мы нуждаемся в познании человеческой природы» (постановка проблемы) В начале XX века психология переживает кризис. Он был вызван прежде всего развитием опытной базы науки и обозначившимся в связи с этим зримым и осознаваемым несоответствием существующей теории практике.
Представление о психологии как науке о сознании было поставлено под сомнение: предмет (сознание и его феномены) в теории не соответствовал тому, что обнаруживали клинические исследования, наблюдения самого разного рода, эксперименты. Казалось, за явным скрывается иная реальность, чье присутствие уже начинает ощущаться, но для фиксации которой еще не найдено средств и подходящего имени.
Психология начинает расширять представление о собственном предмете, он получает новые характеристики и границы. Помимо интроспективной проекции для обозрения деятельности человеческой психики добавилась иная перспектива - окружающая среда. Действие носителя сознания всегда ориентировано на внешний мир, который в свою очередь оказывает на него колоссальное влияние. Взаимосвязь между ними - психо-соматическая, во-первых; во-вторых, культурно-опосредованная. Проблемой становится поиск реалии, которая позволила бы объяснить характер этого взаимодействия, и метода, чтобы ее обнаружить.
Мысль о том, что существуют скрытые тенденции поведения личности, что именно они руководят его сознанием, словно витала в воздухе. Требовалось поменять угол зрения, чтобы идея приняла зримые очертания и превратилась в концепцию и основанную на ней методику.
Прорывом в решении этой проблемы стал психонализ Зигмунда Фрейда. Его теория и метод стали выдающимся открытием в области знаний о человеке и среде его обитания - культуре.
.
Click to view
В интервью ВВС 1938 года Фрейд говорит, что открытие бессознательного помогло ему обнаружить метод исцеления психики человека. Однако не смотря на практичность теории и действенность метода, научное сообщество сочло систему Фрейда сомнительной.
Очень скоро психоанализ приобрел огромную популярность далеко за пределами психологии. Как ни одна другая методика, он стал известен и признаваем в самых широких - академических и неакадемических - кругах. И при всем при этом - сильное неослабевающее сопротивление революционному открытию, которое переживал на себе Зигмунд Фрейд (о чем он говорит в своем интервью). Скептицизм в отношении открытия Фрейда имеет отголоски и сегодня.
Подобный интеллектуальный пейзаж - враждебный и несправедливый в своем консерватизме, на фоне которого разворачивалось продвижение революционной концепции Фрейда, является «нормальным» явлением в процессе развития науки.
Попробуем сделать набросок некоторых особенностей научных революций.
.
Как и политические революции, революции в науке начинаются с осознания того, что существующие подходы не дают ожидаемого от них результата, они неадекватны действительности, проще говоря - не работают. Научные революции, как пишет Томас Кун, начинаются с возрастания сознания сначала ограниченного узкого сообщества, что существующая парадигма перестала адекватно функционировать при исследовании того или иного аспекта природы, к которому раньше эта парадигма проложила путь.
Осознание нарушения функционирования может привести к кризису, который составляет предпосылку к возникновению революции.
«Прежняя» теория (со статусом парадигмы) и «новая» революционная концепция различаются как содержанием, так и методом. При этом новая теория может быть более общим случаем по отношению к своему предшественнику. Однако она уже характеризуется более действенным инструментарием и, следовательно, соответствующим продвижением в области исследований проблемных вопросов науки либо обозначения новых.
Если раньше объяснения могли строиться на апелляции к существованию неких скрытых качеств рассматриваемого предмета (объекта или ситуации), то новая теория оказывается способна не только описать эти скрытые характеристики, но и выявить другие, о существовании которых в прежней научной концептуальной сетке даже не подозревалось.
В период революций меняется взгляд на мир: как говорится, то, что ученому до революции казалось уткой, после революции оказывается кроликом. Становление нового взгляда проходит через ряд сложных и болезненных для научного сообщества трансформаций - опровержений, споров, дискуссий, и даже ярого сопротивления и шельмования открытия, отрицания его значимости. Это, в принципе, является естественным процессом развития научного знания. От зрелости и профессионализма научного сообщества зависит, как скоро период застоя и кризиса будет пережит и начнется период роста и развития.
.
Со временем все больше и больше людей начинает убеждаться в том, что помимо воспринимаемых предметов очевидно существование тех, которые ранее (при определенном угле зрения) оставались просто не замечаемыми, или отвергаемыми, как некие аномалии, несоответствующие устоявшимся правилам и нормам.
Чтобы произошел сдвиг, необходимы трансформации восприятия. Лавуазье увидел кислород там, где Пристли видел дефлогистированный воздух, а другие не видели ничего вообще. Однако, научившись видеть кислород, Лавуазье также должен был изменить свою точку зрения на многие другие известные вещества. Или другой пример из истории науки. Когда Галилей сообщил, что период колебания мятника не зависит от амплитуды, если она не превышает 90%, его точка зрения на колебания маятника позволила ему заметить намного больше закономерностей, чем мы можем увидеть в этой области. Еще ранее в этой области серьезный прорыв был сделан учеными-схоластами (Буриданом и Орезмом): до их открытия ученые не могли видеть никаких маятников, а только качающиеся грузы. Маятники появились только благодаря изменению парадигмы - точки зрения.
Ученый, совершающий открытие, выступает не в качестве интерпретатора, а скорее как человек, смотрящий на мир через перевернутую линзу, через новый инструмент.
У Фрейда было множество последователей. Одним из них является Карг Гюстав Юнг - оригинальный ученый, без участия которого невозможно представить современную психологию. Познакомившись с теорией Фрейда, он стал применять ее в психиатрической клинике. Юнг разошелся с Фрейдом, выдвинув свою собственную систему, одним из центральных пунктов которой стало «учение о коллективном бессознательном». Впрочем, концепция также не была принята научной психологией.
.
Click to view
Основная категория психоанализа - бессознательное. Путь его постижения - САМОсознание. «Я есть то, что я есть» - до момента такого прозрения, как отмечает Юнг, человек ходит, словно в тумане. САМОсознание - способ выйти из тумана, отделить себя от многих и многих других вещей.
«Психика не зависит от пространства и времени, в нас вся история человечества», - положение Юнга, которое подтверждается разнообразными другими (не психоаналитическими) концепциями. Однако почему это так и где корни этого? - ответы на эти вопросы официальная наука не дает.
«Великое изменение психологического подхода неизбежно, - убежден Карл Юнг, - это определенно, потому что мы больше нуждаемся в психологии, мы больше нуждаемся в познании человеческой природы... Мы ничего не знаем о человеке - ничтожно мало».
Источником всего грядущего зла является психика человека, и Юнг сокрушается, сознавая, что мы этого не понимаем.
Итак, психоанализом было сделано революционное открытие бессознательной области в психике человека, выявлено, что именно оно является всемогущим водителем наших мыслей, действий, источником удовольствия или страдания..
Остались проблемы: как получить к нему доступ, как расшифровать скрытое в нем, как соотнести индивидуально и коллективное бессознательное, существует ли связь между бессознательным, его состояниями и окружающим человека миром - обществом (культурой) и природой? В психологии остались нерешенными ключевые вопросы - что такое психика человека и, соответственно, каков метод ее исследования?
Мы нуждаемся в познании человеческой природы - и эта жажда сегодня приняла неслыханные доселе масштабы. Однако, то что есть в науке, философии, религии, искусстве сегодня недостаточно для улучшение психологического состояния человечества. Мы по-прежнему ничего о себе не знаем: не знаем о человеке,его месте в мире и о Мире тоже нам ничего неизвестно.
Начало XXI века... Необходима методика и наука, которая могла бы изменить психологический подход, став знанием о человеческой душе.
.
Проблемы обозначены...
И уже есть решение!
Удивительным открытием в мире человеческой души стала
Системно-векторная психология.