Генрих Вёльфин: Часть I. Линейность и живописность

Dec 11, 2011 00:26

Осязательный и зрительный образ.
Это два миросозерцания, по разному ориентированные в смысле вкуса и интереса к миру, каждое из которых, однако, способно дать законченную картину видимого.

"Видеть линейно - смысл и красота вещей отыскиваются прежде всего в контурах - и у внутренних форм есть свои контуры.
Видение в массах (живописно) - контур в качестве зрительного пути становится более или менее безразличен. Основным элементом впечатления являются предметы, как видимые пятна (не обязательно краски, но может быть светлость и темнота)".
Важно: приписывается ли руководящее значение краям или оно у них отнимается. Края могут быть четко очерчены или затушеваны.



 Бернардино Пинтуриккьо "Портрет мальчика"



Франс Хальс "Портрет смеющегося мальчика"
"Как только линия обесценена в своем качестве полагания границы, открываются живописные возможности. Картина как бы оживляется во всех своих частях таинственным движением. В то время как резко выраженное очерчивание формы делает ее неподвижной".


            Витторе Карпаччо "Святой Георгий и дракон"

Живописное изображение сообщает явлению характер какого-то парения: форма начинает играть, свет и тени становятся самостоятельным элементом, они ищут друг друга и взаимно сочетаются. 


                                                                     Рубенс "Святой Георгий на коне"

Линейность - равномерно ясные линии, которые производят впечатление элемента разделяющего:


                                                    Сандро Ботичелли "Портрет Симонетты Веспуччи"

Живописность - неподчеркнутые границы, благоприятствующие связыванию. Важны не отдельные детали, а вся совокупность картины:


                                                                        Рембрандт "Юная Саския"
Линейный рисунок - непрерывно бегущая линия:


Дюрер "Автопортрет"

"Живописные линии разнообразны, то легко, то с трудом распознаваемые, они действуют как масса и в общем впечатлении целого почти пропадают. Они больше не подчинены форме. В отдельности рассматриваемые штрихи кажутся абсолютно бессмысленными, но все вместе сливаются в единое целое": 


Рембрандт "Портрет Саскии в соломенной шляпе"
"Краски на картинах классического стиля положены рядом, как нечто изолированное, тогда как при живописном колорите отдельная краска укоренена в общем фоне. Различные краски вовлечены в одно общее движение".


Бронзино "Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I"


Якоб Йорданс "Портрет дочери художника"

Классическая живопись - границы, осязательные плоскости, изолированные предметы:


Витторе Карпаччо "Святой Августин в келье"
Живописный стиль - все переход и движение:


Ян Вермеер "Мастерская художника"

Пару слов о пластике (скульптуре). "Классическая пластика устремляет свой взор на границы: в ней нет формы, которая не нашла бы себе выражения с помощью определенного линейного мотива, нет фигуры, о которой нельзя было бы сказать, по какому плану она задумана":


"Три Грации"

Барокко отрицает контур: фигура не поддается фиксированию с помощью определенного силуэта. Ее нельзя уложить в определенные формы, она как бы ускользает от желающего ее схватить зрителя": 


Бернини "Истина"
Классика любит спокойные поверхности:


Якопо Сансовино "Юный вакх"
Барокко - движущиеся, все переход и изменение:


Бернини "Добродетель с двумя детьми"

Линейность и живописность в моде:



Живописность Кристиан Диор



Линейность Шанель

Искусство

Previous post Next post
Up