В экспедициях я много раз видел кабанов «на маршруте», издалека. Пока «прицелишься» сфотографировать, объект фотоохоты уже убежал. Поэтому на предложение посмотреть на кабанов с 20 м я согласился быстро и без колебаний.
Кабаны живут гуртами - объединениями из нескольких семей, где взрослых свиней, преимущественно самок, сопровождают однолетки, двухлетки и совсем маленькие поросята. Взаимодействие внутри семей построено на иерархии, однако сам гурт может и не иметь выраженного вожака. Взрослые самцы чаще держатся поодиночке.
В принципе дикие кабаны относятся к животным, которые относительно легко переносят присутствие человека, поэтому за ними легко наблюдать на прикормочных площадках или около лесных кордонов. Главное знать, где зимует гурт. Недалеко от Окуловки (Новогородская обл.) местный егерь знал, где его искать.
Часть гурта на площадке. Самая смелая или самая голодная?
В конце зимы - начале весны удачный момент для наблюдения, но не самое легкое для кабанов время: корма остается мало, однако до первых проталин еще далеко. Кратковременные оттепели создают корку наста, пробить которую животным становится все труднее. От холода кабана спасает подкожный жир, он же служит запасом питательных веществ, однако к весне этот запас практически истощается, и голод заставляет животных быть более активными в поисках пищи, например, делать набеги на огороды. Эти звери практически не употребляют в корм ни кору деревьев, ни сохранившуюся под снегом траву, как другие копытные. Всю зиму они кочуют по лесным угодьям, отыскивая места, богатые желудями, орехами, клубнями и луковицами съедобных растений. Кабаны выходят на кормежку с наступлением сумерек, однако их можно часто встретить и ранним утром и даже в середине дня, особенно в местах, где их никто не тревожит.
Сперва на машине, потом пешком и еще немного на охотничьих лыжах и мы на месте.
При подходе к площадке надо соблюдать осторожность, чтобы не спугнуть гурт. Современного фотографа предательски выдает шуршащая мембранная одежда. То ли дело войлочный костюм егеря: ни одного лишнего звука. Я был в маскхалате и балаклаве, что также глушило лишние звуки. Но нам не повезло: ветер был с нашей стороны и в итоге после выхода к площадке мы только слышали удаляющееся хрюканье, а также отчетливый запах кабанов.
Рядом с площадкой нашли логово:
Зимой кабаны нередко устраиваются на снегу всем гуртом, обогревая друг друга телами. Отдыхают они в специально устроенных логовах, куда сгребают копытцами тростник, ветки и листву.
Затаились, долго ждали. Делали вид, что группа ушла, даже забирались на деревья.
Несмотря на голод, кабаны не возвращались. Пришлось уйти с площадки по-настоящему. Егерь рассказывал, что сейчас самый удачный момент: «Пройдет неделя - две и проснуться медведи: здесь (указывает в сторону ближайшей елочки) - берлога, и еще 3 совсем рядом. Как медведь проснется, прогонит кабана отсюда километров за 20».
«А под елкой спит медведь…»
За тихими разговорами и чаем прошло минут 40. Опять идем к площадке, в этот раз значительно тише и аккуратнее. Удается увидеть весь гурт: всего больше двадцати кабанов. Когда подходим, метров за 50 2/3, похрюкивая, убегают.
Остается самая голодная группа, она подпускает еще ближе метров на 20. Удается сделать несколько кадров, но сильно мешает рельеф местности: кабаны совсем близко, но закрыты стволами елей и еловым лапником.Удивительно, что всего в нескольких часах от Москвы (если добираться «Сапсаном»), остались такие нетронутые места: только представишь. Что в 20 м кормится гурт кабанов, под снегом лежит «три медведя», а еще где-то рядом рыси, лоси, не говоря уже про зайцев и лис! Фотосессия кабанов удалась. А с остальными животными, как это обычно и бывает в зимних экспедициях, мы познакомились только по следам.