Сегодня Церковь чтит память отцов 7-го Вселенского Собора, утвердивших догмат иконопочитания. Сам орос и деяния Собора переведены ещё до революции трудами Казанской Духовной Академии. Труд огромный, так что не удивительно, что он содержит некоторые ошибки. Одна из них закралась даже в перевод самого ороса. В нём мы читаем, что верующие «возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честнаго и животворящего креста, святых ангелов и других священных приношений» (Деяния Вселенских Соборов. Т.2. СПБ. 2008 г. С. 591) Так этот текст и напечатали в репринте в 2008 г. Понятно, что репринт есть репринт, но хотя бы орос можно было бы проверить, наверное. Тем более, что есть более точные переводы этого места у Болотова В. В. Это всё равно, что Символ Веры напечатать с ошибками.
Ошибка состоит в том, что вместо «святых ангелов» должны быть «святые евангелия», как явствует из оригинала: Ἀλλ' ὅν τρόπον τῷ τύπῳ τοῦ τιμίου καί ζωοποιοῦ σταυροῦ καί τοῖς ἁγίοις εὐαγγελίοις
А так получилась явная чушь: почитание иконы и креста ставится в один ряд с почитанием ангелов, то есть рукотворные неживые образы уравниваются с живыми образами Бога. Понятно, что весь тварный мир есть образ Бога, но тогда надо было добавить сюда и почитание живых людей, и самого Христа. Но выделены почему то именно ангелы…
В этот праздник хотелось бы в двух словах сказать и о том, что для меня наиболее важно в учении 7 Собора. Не секрет, что у отцов Церкви, апологетов иконопочитания, встречаются выражения, суть которых в том, что на иконе мы видим человечество Христа, а божество можно только представлять в уме. Слабость этой позиции в скрытом несторианстве, когда Христос разделяется при познании (иконоборцы это, кстати, уловили). Однако именно отцам 7 Собора принадлежит ряд выражений, согласно которым Бога нельзя изобразить, но можно созерцать на иконе - именно видеть телесными глазами, а не только умопредставлять, и созерцание это осуществляется через человечество Христа, в единой Его ипостаси.
«Итак в одном и том же Христе созерцается и неописуемое и описанное» (Там же. С. 529)
Контекст цитаты не позволяет понимать созерцание в переносном смысле: речь там идёт именно об иконе, а на икону, как известно, смотрят в первую очередь телесными глазами.
Так отцы Собора санкционировали возможность видеть Бога на иконе. Мысль головокружительная по смелости, по своей демократичности, так сказать. Казалось бы, как такое возможно? Ведь для встречи со Христом пустынники уходили в пещеры на всю жизнь, кто-то чаял этой встречи только после смерти, а тут взял, пришёл и увидел на иконе Бога! К. Шахбазян назвал эту позицию «эстетической прелестью», полемизируя с Л. Успенским, который тоже утверждал о возможности боговидения через иконописный образ. Успенский, я считаю, был прав - беда в том, что он не подкреплял свою позицию подробным изучением деяний Собора. Конечно, никакая икона не заменит живого опыта встречи со Христом, но в какой-то мере и на иконе можно увидеть самого Бога - думается, именно в этом состоит главный смысл иконописной эстетики для «рядовых» христиан. Особенно актуальна такая возможность в наше трудное время, когда по всему миру рушится на глазах весь традиционный уклад жизни, хотя бы отдалённо напоминающий о правде Христова Царства.