Памяти новосибирского художника Сергея Юрьевича Шишкова (вспоминает Дарья Олейник)

Dec 30, 2023 16:08


    В жизни бывают проходные люди, а бывают люди - вехи, после встречи с которыми в тебе рождается нечто новое или ты вспоминаешь заложенное в тебе изначально с их помощью . Эти люди оставляют зарубки на твоем дереве жизни, чтобы тебе легче было найти дорогу домой. Сергей Юрьевич Шишков был для меня именно таким человеком. Человеком с большой буквы. Он преподавал живопись, материалы, композицию на нашей кафедре монументальной живописи в НГАХА, ныне НГУАДИ. Близко мы познакомились на моем дипломе, он был его руководителем. Диплом был глобальным для меня тогда, личным и трудным. Я хотела показать путь души к Богу и создала концептуальный проект под названием «Храм искусств», внутри которого была мозаика « Восхождение к Творцу». Мозаика состояла из пяти сцен, каждая из которых располагалась на отдельном этаже, разделенных стеклянными переходами. Зарождение. Борьба. Любовь. Страдание. Свобода. Диплом рождался в муках два года, и Сергей Юрьевич все время держал руку на пульсе. Он мог позвонить в 12 часов ночи и поделиться с моей мамой своими идеями о моем дипломе. У Сергея Юрьевич был чарующий, глубокий бас, и мама - музыкант - каждый раз впадала в некий транс от его голоса, теряя смысл повествования. Параллельно со мной защищалась ещё одна студентка С.Ю., Оксана Виттмер, у ней в дипломе присутствовал образ молодой дамы в загадочном капюшоне с собакой (по-моему, борзой) . Как-то по дороге в академию С.Ю. встретил поразительно похожую девушку в капюшоне, да еще с собакой, и уговорил прийти ее позировать в НГАХА вместе с собакой. В общем, когда он погружался в преподавание, он начинал фонтанировать и в своих идеях прошибал все двери.Он как-то внутренне возвышался , становился над происходящим. Работа с ним как над учебными проектами , так и в дальнейшем, представляла собой подлинную синергию.

Да, в нем была сила. Он был ироничен, выражался зачастую яркими метафорами, порой обескураживал, например, про мой, надо признать, весьма экуменический образ Богородицы из диплома, он сказал , что у нее руки нарисованы как копыта… Но его порой нелестным и очень емким характеристикам всегда можно было доверять. Он был именно художник -преподаватель, соединяющий в себе и то и другое, и в своем творческом бескорыстном порыве становясь великим. Ему просто необходимо было делиться своим большим опытом как художественным, так и внутренним, сокровенным. В дальнейшем от тяжело переживал свой уход из НГАХА, хотя и старался не показывать. Наверное, нужно было дать дорогу молодым кадрам... Мой диплом провалился, мне поставили четверку - за былые заслуги. На защите меня ругали за фантасмагорические идеи, плохое рисование, бездарную архитектуру (я сама проектировала свой храм искусств) , конечно, говорили о невозможности построить храм на воде. Наверное, раздражал мой пафос. Сейчас не могу не согласиться с этой критикой, кроме возможности постройки храма на воде. Однако я и по сей день считаю ,что создала нечто философски высокое , даже великое, и если бы сейчас нашелся спонсор, я бы построила этот храм где- нибудь посреди Волги, где не видно противоположных берегов, например, возле Юрьевца (конечно, с большими поправками). С.Ю. отреагировал на мой провал так: это все потому, что ты надела чёрное платье, я когда увидел ,что ты пришла в чёрном платье, а не в белом,понял,что защита провалится.



После диплома мы стали работать с ним на росписи храма в Куйбышеве. До этого он свозил нас с Ириной, его будущей женой, в Москву посмотреть христианское искусство. Втроем мы много где побывали, мы жили у его сестры Марины. В Куйбышеве я стала постепенно воцерковляться, там мы работали около двух лет. Мне было довольно трудно, и в материальном плане тоже. Жили по две недели у бабушек вахтами, которые меня подкармливали и закрывали глаза на моё художественное отношение к жизни. Я очень благодарна Ольге Григорьевне за ее терпение. Мы с С. Ю. ездили из Новосибирска в Барабинск и обратно по шесть часов на переполненной электричке. По дороге я читала ему вслух стихи, чаще всего трагическую любовную лирику с элементами психоделики и покаянно-божественные стихи, созданные в пылу юного неофитства, и он даже не морщился, в отличии от моего отца- поэта. У С.Ю. было всегда огромное количество пакетов и от него сильно пахло лекарствами. Уже тогда он тяжело болел и иногда ему было трудно встать с постели. Но он всегда преодолевал себя. Я видела, что он живет на пределе своих сил, давая мне пример стойкости в борьбе с болезнью. Тогда он стал для меня больше, чем мастером, он сильно повлиял на мое личностное становление. Наши отношения, конечно, не были совершенно безоблачными, иногда мы взаимно раздражались. Но он совершенно не поддавался на мои манипуляции, чаще всего имевшие с другими успех.
Сергей Юрьевич никогда не вписывался в рамки систем, как в НГАХА, так и в Куйбышеве, в церкви, где он многих раздражал своим свободомыслием и нестандартностью подходов. Помню, ко мне все подходил настоятель, отец Вадим, и спрашивал ,зачем мы все время клеим бумажный скотч. Дело в том , что это был такой художественный прием С.Ю.,который многих прихожан приводил в недоумение и, надо признать, был доведен немного до абсурда. Настоятеля можно было понять: скотч покупался в неимоверных количествах.
После Куйбышева мы продолжили довольно близко общаться с С.Ю. Я работала над иконостасом в Кемеровской области с его подачи, а он делал туда мозаики для экстерьера.Я была на его свадьбе с Ириной и потом часто приезжала к ним в гости.
В дальнейшем наши пути разошлись. Я вышла замуж, уехала в Москву, поступила в иконописный институт, вплотную занялась церковным искусством. Мне стали далеки его философские воззрения. Но мы продолжали созваниваться , делиться творческими достижениями, пару раз встречались в Москве, пару раз в Новосибирске. Помню, он очень удивился ,что мой муж выше его ростом.Я заметила ,что высокие мужчины всегда искренне удивляются ,когда встречают людей выше себя ростом. Он тогда сказал про Илью - он редкое дерево, думаю это касалось не только высокого роста).
Есть люди к которым тянешься, которых уважаешь, эти люди чаще всего неправильные, неудобные, они нарушают принятый порядок вещей и взглядов, ими руководит высший закон их Я. Только с такими людьми интересно общаться по-настоящему. Это люди-исследователи, первооткрыватели, люди- взрывы, люди- планеты, люди- творцы .Таким был Сергей Юрьевич Шишков. Я благодарна Богу и судьбе за встречу с этим человеком. Сейчас я понимаю - с ним из моей жизни ушёл целый мир.
Царствие небесное, Вам Сергей Юрьевич. Бог любит сильных духом.
Олейник Даша.

















Previous post
Up