Nov 26, 2009 11:52
Мало кто знает, что прямо рядом с храмом Косьмы и Дамиана, на Большой Дмитровке располагается РГАСПИ - ранее Центральный партийный архив Института Маркса-Энгельса-Ленина. Вчера мне посчастливилось побывать там на экскурсии. В холле здания с огроменными лицами Маркса-Энгельса-Ленина на фасаде располагается пара лотков, на которых продают дешевую бижутерию, безделушки и даже одежду. Непосредственно на стенке гардероба висит объявление о том, что в здании можно приобрести шубы. На дверях кабинетов еще висят таблички "Посторонним вход воспрещен! Тов. Такая-то".
Гордость старых сотрудников архива - кресло, в котором умер Маркс. Милейшая бывшая сотрудница музея Маркса и Энгельса чуть не со слезами на глазах рассказывала, как это кресло стояло у них в экспозиции на специальном постаменте. Кресло описано в мемуарах - друзья оставили больного Маркса у камина на две минуты, а когда вернулись, Маркс уже умер. Сейчас же оно, покрытое пыльной тряпкой, стоит на шкафу в плотно забитой вещами комнате среди бюстов великих революционных мыслителей. Женщина с трепетом показывала нам генеалогическое древо марксизма, из которого можно было понять, что корни этого учения в теориях самых разных мыслителей. «Так ведь можно было и до Спартака довести!» - заметил один из наших аспирантов. Женщина замялась, и, не поняв насмешки, начала высказывать свои мысли по этому поводу.
Сгорбленный от долгих лет работы в архиве сотрудник читального зала с довольным видом показывал нам опись «Папки Сталина», то есть личного фонда Вождя. С гордостью он указывал на многочисленные белые пятна в описях, объясняя, что это «все еще засекречено». Потому что очень важно. Как и кресло Маркса.