В последнее время в прессе, и западноевропейской, и российской, активно обсуждается вспышка "антисемитизма" в Западной Европе. Собственно, сам факт "вспышки" неудивителен, если учесть историю взаимоотношений Европы с евреями. Удивляет демонстрируемый в очередной раз размах информационной кампании. Вспомнился аналогичный случай двухлетней давности. Пару лет назад в программе "Эха Москвы" "Особое мнение" я слушал
беседу Ганапольского с Виктором Лошаком, главным редактором "Огонька". Начал её Ганапольский с резни, устроенной в московской синагоге Копцевым, на которую он и попытался заточить своего гостя. Лошак в ответ вежливо, но твёрдо, уклонился от предложенного ему порицания президента Путина за то, что тот не выступил с осуждением этого события. Потом было ещё несколько возмущённых звонков радиослушателей с общим лейтмотивом "да хватит уже про Копцева" (и это на "Эхе Москвы"!), в результате чего предание анафеме Ганапольским не без раздражения было прекращено, и разговор перешёл на менее проблемные темы Квачкова, коррумпированности чиновников и газовой войны с Украиной. Вообще-то нехорошо, когда в ответ на острые вопросы начинают юлить и выкручиваться, но здесь другой случай. Да, то, что произошло, ужасно, безобразно и бесчеловечно. Да, это юдофобия. Да, это очень плохо. Но это не индонезийское цунами, не ураган Катрина и не 9/11. Поэтому не следует так сильно надувать щёки и бить в барабаны. Межконфессиональная нетерпимость очень распространённое явление. Вот несколько фактов, просто для справки.
1. 2000 год. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из "Конгресса народа Одуа", представляющего собой военизированный отряд народности йоруба (христиане), захватили двух торговцев народности хауса (мусульмане), обвинив их в грабеже. По местным понятиям торговцев надо было передать для выявления вины и наказания вождям общины хауса. Однако провинившихся сожгли живьем, что и послужило сигналом к началу большого побоища, не прекращавшегося в течение трёх дней, в результате чего погибло более пятидесяти человек.
2. 1999 - 2002 годы. Кровавая война между мусульманами и христианами, не утихавшая более трех лет на принадлежавших Индонезии островах - Молуккских, Западном Ириане, Калимантане и Сулавеси. Ни те, ни другие гуманностью по отношению друг к другу не отличались - христианские боевики изгнали с Калимантана более 57 тысяч мусульман, из которых несколько тысяч погибли. На Сулавеси боевики мусульманского "Ласкар Джихада" и местные ополченцы-христиане, истребляя друг друга, полностью разрушили город Посо. В Ириан-Джае в результате столкновений тысячи мусульман бежали на Яву, а массы папуасов-христиан - в республику Папуа-Новую Гвинею. На Молуккских островах затяжные боевые действия между мусульманами и христианами превратили цветущие острова в мертвую зону. 202 деревни и 25 тысяч домов были разрушены, центр архипелага город Амбон напоминает Грозный. По официальным данным 13000 человек погибли, из миллиона христиан примерно 500000 бежали в другие районы страны и за границу, еще 200000 до сих пор скрываются в горах и джунглях.
3. 2004 год. Воинствующие мусульмане в городе Макарфи на севере Нигерии сожгли десять христианских церквей. Инцидент произошел после того, как христианский мальчик, страдающий умственным расстройством, в мусульманской школе отобрал у одного из подростков Коран и разорвал его. Столкновения между представителями двух религиозных общин в самой крупной по численности населения страны Африки часто выливаются в кровавые побоища. За минувшие пять лет в ходе религиозно-этнических волнений в Нигерии погибли свыше 10 тысяч человек.
4. 1994 год. На Пурим, врач Барух Гольдштейн из еврейского поселения Кириат Арба вошел в мечеть Харам эль Халил в пещере Махпела в Хевроне с автоматом и несколькими обоймами и расстрелял в упор 29 и ранил ещё около 120 молящихся палестинцев, в том числе детей и стариков, и был убит сам, когда менял очередную обойму. В поселении Кирият Арба Гольдштейна считают святым, и женщины приходят на его могилу с просьбами о заступничестве.
Можно было бы привести ещё длинный перечень аналогичных кровопролитных "инцидентов" - в Судане, Косово, бывшей Югославии и в других местах, но думаю, что в этом нет необходимости. И так понятно, что я хочу сказать этим перечнем. Нетерпимость на межэтнической или межконфессиональной почве, в том числе и приводящая к кровопролитию, не так уж редка. Однако обращает на себя внимание следующее обстоятельство - из перечисленных мною 4-х примеров только один, 4-й, получил соответствующее освещение в мировой прессе, а остальные 3 остались за пределами её внимания. Сколько из читающих этот пост знали о них? Один? Три? И сколько из этих "инцидентов" имеют для своего обозначения специально придуманный термин, подобный тому, который есть у резни в московской синагоге? Ладно, оставим это на совести заинтересованных комментаторов. Но вот вопрос, а что, собственно, надо синагоге делать в фашиствующей антисемитской Москве? Что, разве после массовой эмиграции евреев за рубежи РФ в ней так резко возросло число почитателей талмудических законов? Это же абсурд какой-то - евреев нет, а религиозных еврейских организаций, как грибов после дождя. И чем черносотенней становится страна, тем их больше.
Тут самое время рассказать одну историю. Есть у нас знакомая в Петербурге. Уже много лет она страдает редким заболеванием крови, вылечить которое нельзя, но купировать можно. Проблема в том, что для этого нужны лекарства, которые продаются только в США. И вот мы шлём ей эти лекарства. Мороки вагон. Посылками нельзя, украдут, нужны оказии, которых, конечно, нет, когда они нужны. В общем, кто когда-либо делал такое, знает сам. И вот радость - знакомая сообщает нам, что она нашла в Петербурге благотворительную еврейскую организацию, которая будет ей давать лекарство, а взамен её попросили посещать беседы по истории Израиля, иудаизма, еврейских праздников и всё такое. Потом ей предложили совместно праздновать Рошашану, Хануку и Пейсах. Потом предложили не менее раза в неделю посещать синагогу. А потом она всего этого не выдержала и робко попросила нас вернуться к прежней практике.
Вывод такой - Россия превратилась в объект иудаизации. Прокламируемая цель - увеличить алию из России. Реальная цель - освоить большие деньги, выделяемые на эти цели из бюджета Израиля и средств международных еврейских благотворительных фондов. Но вот парадокс - чем больше создаётся в России всевозможных "всемирных еврейских конгрессов", тем меньшую паству они собирают. Кто хотел - уже уехал, а кто остался, тому эти "конгрессы" не нужны. Вот и ходят в кружки по иудаике русские тётки. Кто за набором продуктов, кто за помощью по ремонту, кто, как вот эта наша знакомая, за лекарством. Помощь это, конечно, хорошо, но уж больно вся эта деятельность смахивает на очковтирательство. Русские тётки алию не увеличат, но отчёт о них регулярно отправляется, под отчёт выделяются средства на расширение сети молельных домов для несуществующих прихожан, а потом выскакивает такой ошалевший Копцев, бросается с ножом в синагогу, и все удивляются - а чего это он? Вся эта история напоминает ситуацию, когда видят, что написано "во дворе злая собака", но всё равно заходят, потому что за это хорошо платят. Ганапольский ещё сетовал на обилие на лотках юдофобской литературы. Да, это так. Такая уж Россия страна, со звериным оскалом. Тем более, не надо напрашиваться на Копцева. А вот в Германии тот же Копцев трансформировался в свиную голову на воротах еврейского кладбища. Меня, например, это совсем не удивляет. Показное покаяние Германии за геноцид евреев никого не может обмануть. Скорее удивляет готовность самих евреев ехать на жительство в страну изобретателей Циклона-Б и процесса утилизации еврейской биомассы.