Создание крупных яхт для миллиардеров остается бизнесом достаточно узкого списка компаний. И лишь одна из них самых элитных верфей принадлежит россиянину. Мы составили список компаний и их брендов, которые доминируют на рынке в последние годы.
LVMH
Председатель и генеральный директор: Бернард Арно
Бренды: Princess Yachts, Royal Van Lent (Feadship)
Годовой доход: $35,6 млрд (2015)
Moet Hennessy Louis Vuitton, более известен как LVMH, также является одним из ключевых игроков яхтенной индустрии. В 2008 году L Capital, инвесткомпания LVMH, приобрела Princess Yachts за 200 млн фунтов при поддержке инвестбанка Calyon. Позднее в том же году конгломерат укрепил свои позиции на рынке путем приобретения Royal Van Lent (часть Feadship) за 200-400 млн евро. В 2007 году Royal Van Lent сообщил об обороте в 100 млн евро. Известно, что LVMH построила яхту Tango (77 метров), которую относят к владельцу «Реновы« Виктору Вексельбергу.
Gavio Group
Текущий владелец: Бенджамино Гавио
Бренды: Baglietto, Cerri Cantieri Navali, Bertram
Годовой оборот: €2,2 млрд (2012)
Gruppo Gavio - большая итальянская корпорация, чей основный бизнес приходится на компанию, обслуживающую 1400 км автомагистралей в Италии. В 2012 году Бенджамино Гавио приобрел итальянскую верфь Baglietto за €18,5 млн. Верфь переживала свои не лучшие времена из-за финансового кризиса, в 2009 году повлекшего за собой отрицательный капитал в размере €73 млн. Группа укрепила свои позиции в индустрии, купив Cerri Cantieri Navali за пару месяцев до сделки с Baglietto, а также приобретя американский бренд Bertram в 2015 году.
Privinvest Group
Владельцы: Акрам и Искандер Сафа
Бренды: CMN, Nobiskrug, ADMShipyards
Privinvest Group одна из старейших морских корпораций в Европе, которая вовлечена и в яхтенную индустрию, и в военно-морское производство. Компания, основанная братьями Сафа, в 1992 году приобрела находящуюся в г. Шербург (Франция) Constructions mécaniques de Normandie (CMN). Впоследствии компания развернулась верфи в пользу ближневосточных заказов.
В 2007 году компания консолидировала 30% Abu Dhabi MAR, которая решила заняться постройкой судов через ADMShipyards, результатом чего стала 141м яхта Yas. В 2007 году Privinvest еще более укрепила свои позиции на рынке покупкой немецкой верфи Nobiskrug, которая построила парусник А для Андрея Мельниченко.
Azimut-Benetti Group
Текущий владелец: Паоло Вителли
Бренды: Benetti, Azimut
Максимальный месячный доход: €300 млн (2011)
Азимут был основан Паоло Вителли в начале 70-х годов в качестве дистрибьютора лодок Amerglass. Впоследствии компания превратилась в производителя яхт с первой построенной лодкой размером 43 фута, после чего Азимут доставила принцу Кувейта первую в мире 30-тиметровую яхту из стекловолокна, названную Failaka. В 1985 году Azimut приобрела верфь Fratelli Benetti в г. Виареджио, тем самым положив начало развитию группы. Позднее фирма начала сотрудничать с молодым дизайнером Стефано Риджини, который придумал фирменный экстерьер лодок Azimut, узнаваемый во всем мире.
В 2001 году компания приобрела верфь Gobbi, которая на настоящий момент производит серию лодок Atlantis от 10 до 18 метров. В 2004 году группа купила брокеражную фирму Fraser Yachts, которая построила Marina di Varazze и Royal Yacht Club в Москве. К 2011 году активы компании выросли до €300 млн с оборотом в €600 млн. Azimut-Benetti много строили для россиян. Например, одним из проектов была 59-метровая яхта Annaeva. Ее первоначально строили для владельца банк «Русский стандарт» Рустама Тарико, но затем яхты была переименована и продана из-за трудностей банкира.
Ferretti Group
Текущие владельцы: Weichai Group
Бренды: Ferretti, Custom Line, Pershing, CRN, Itama, Mochi Craft, Riva
Максимальная зафиксированная стоимость: €1,5 млрд (2007)
Ferretti была основана в 1968 году в качестве первого морского отдела семейного бизнеса Алессандро и Норберто Ферретти. В 1971 году компания доставила свое первое моторное деревянное судно и к 1982 году стала производить лодки с ходовым мостиком для спортивной рыбалки. К 1996 году группа решила расширяться и запустила Custom Line, отдел, который отвечал за производство лодок длиной в 26-40м. Все последующие годы компания укрепляла свои позиции на рынке, приобретая такие бренды, как CNA в 1998, CRN в 1999, Riva в 2000, Mochi Craft в 2001 и Itama в 2004.
Готовясь к первому публичному размещению акций компании (IPO) в яхтинге, после того, как Ferretti была выкуплена Candover Investments, ее стоимость в 2007 году измерялась в €1,5 млрд, но финансовый кризис повлек за собой значительный спад цены. Как результат, группе необходимо было реструктуризировать долги и кредиторов, которые возглавлял Королевский банк Шотландии. Согласно Bloomberg, компания превратила часть своих долгов на €1,2 млрд в инвестиции. В конце концов Ferretti Group была продана Weichai Group.
Heesen Yachts
Текущий владелец: Вагит Алекперов
Бренд: Heesen Yachts
Максимальный месячный доход: €300 млн (2011)
По данным Forbes, Вагит Алекперов является девятым самым богатым человеком в России. В мае 2015 года стало известно, что глава «Лукойла», самой крупной независимой нефтяной компании России, является владельцем верфи Heesen. В 2008 году он купил голландскую верфь у ее основателя Франца Хисен за 100 млн евро. В 2013 году прибыль Heesen составила €5,2 млн.
В марте 2016 Heesen спустила на воду свою новый флагман Galactica Super Nova.
Oceanco
Текущий владелец: Мохамед Али Аль-Барвани
Бренды: Oceanco, Turquoise Yachts
Аль-Барвани нажил свое состояние, инвестируя в нефть, газ, минералы и производство. В 2010 году он приобрел голландскую верфь Oceanco у греческого магната Теодора Ангелопуса. Oceanco стала первой компанией, придумавшей размещать спа-бассейны на яхтах. Активное участие Аль-Барвини в развитии верфи поспособствовало тому, что Oceanco изготовила яхту Nirvana российскому миллиардеру Владимиру Потанину. Теперь компания также расширила свои площади и может строить яхты длиной до 160 метров.
В декабре 2013 года Аль-Барвани укрепил свои позиции в индустрии, купив турецкую верфь Proteksan (сейчас Turquoise Yachts), которая переживала не лучшие времена в связи с растиражированной СМИ новостью о затонувшей яхте Yogi.
Dalian Wanda Group
Председатель и основатель: Ванг Джианлинь
Бренд: Sunseeker
Годовой доход: $39,47 млрд (2014)
Wanda Group - крупнейший игрок сферы недвижимости в Китае, а также владелец самой крупной сети кинотеатров. Компания основана в 1988 году Вангом Джианлинем. На настоящее время активы компании насчитывают 634 млрд юаней, а также 26 млн кв.м. площадей отелей. В 2013 году компания Dalian Wanda Group приобрела английскую верфь Sunseeker за 300 млн фунтов.
Lurssen
Бренды: Lurssen Yachts, Blohm+Voss
Управляемая четвертым поколениям семьи Lurssen, немецкая верфь была основана в 1875 году и с того момента спустила на воду одни из самых знаменитых яхт: Azzam (180 метров), построенную для правителя Абу Даби и являющуюся самой длинной лодкой в мире, а также Dilbar для Алишера Усманова.
Известная в основном постройкой мегаяхт, верфь занимается и военно-морскими судами. На данный момент она насчитывает 2800 рабочих и 8 судостроительных фабрик в Северной Германии. В 2016 году немецкие регулирующие органы разрешили Blohm+Voss сделку по покупке верфи Lurssen у инвестиционного фонда Star Capital.
Fincantieri
Бренды: Fincantieri Yachts, Camper & Nicholsons International
Годовой оборот: $4,33 млрд (2016)
Fincantieri летом 2014 года была выставлена на фондовой бирже Милана как часть приватизационного плана, осуществляемого правительством Италии. Построив 134-метровой Serene для Юрия Шефлера, верфь заявила о себе как о застройщике мегаяхт в 2011 году. Несмотря на это, большую часть оборота Fincantieri составляет постройка и ремонт круизных судов. Вторая яхта итальянской компании была не менее уникальна - Ocean Victory, которая была построена для Виктора Рашникова в 2014 году. Проект однако повлек за собой судебные тяжбы между владельцем Serene и верфью, вызванные схожими чертами яхт.
В последние годы компания представила новую серию концептов, как, например, Private Bay или Sundance, а также укрепила свои позиции в яхтинге покупкой значительной доли брокерской фирмы Camper & Nicholsons International, которой теперь владеют Fincantieri наряду с китайской Lai Sun Group.