Недавно на форуме мама задала вопрос "как приучить 10-летнюю девочку к порядку? Постоянно разбросаны вещи в комнате"
Привожу здесь свой ответ:
===========================
Универсальный закон:
каждое живое существо стремится из неприятного для себя состояния в приятное для себя состояние при условии, что пусть из первого во второе существует и известен.
Будете следовать этому правилу - решите любые проблемы.
В случае с уборкой комнаты надо задаться вопросом:
1) почему это состояние должно быть ей неприятно?
Скорее всего, оно ее вполне устраивает или не устраивает слабо. Возможно она его не замечает. Если так, то вам придется навесить какой-то дополнительный негатив на неприбранную комнату. Например в виде ругани или выкидывания игрушек или лишения компьютера или еще что-то. Ключевой момент: этот негатив должен быть ВСЕГДА. Т.е. не должно возникать ситуации, когда комната неприбрана, а негатива нет. Наличие таких ситуаций сведет ваши старания на нет.
Так что вам придется напрягаться и независимо от собственного желания и усталости контролировать состояние комнаты и обеспечивать этот негатив.
2) почему ей должно быть приятно прибранное состояние? Вариант"чтобы избежать негатива" не подходит. Должен быть самостоятельный позитив, стимул. Это очень важно!
Судя по всему, сама прибранная комната для нее стимулом не является. Могу привести свои аргументы из детства:
для меня "прибранность" никогда не была самоцелью. Творческий бардак мне был милее. Мне нравится прибранная комната при условии, что в ней есть что-то классное, что меня радует. Какой-то элемент красоты-радости. В моей детской (в детстве) прибранная комната была похожа на гроб, поэтому ее прибранное состояние меня тоже угнетало.
А вот какой-то элемент украшения комнаты,к оторый начинает "играть" лишь в прибранном состоянии, способен меня порадовать и быть стимулом.
Возможно у дочки это не будет стимулом, а им окажутся деньги. А может не деньги, а ваше внимание. Или дополнительное время для прогулки. У каждого своя система ценностей. Не надо пытаться ребенка сразу "покупать" деньгами, не для всех они на первом месте.
И этот позитив, как и негатив, должен быть ВСЕГДА, когда дочка прибрала комнату. Опять-таки придется эту ситуацию отслеживать и не забывать выдавать порцию позитива.
3) пункт 3: путь перехода из состояния 1 в состояние 2 существует. Ну в данном случае наверное существует - убраться. Только убедитесь, что у дочки есть на это реально время. Может быть она заканчивает уроки в 11, а в 11.15 вы уже хотите чтобы она спала?...
4) Этот путь ей известен. Как убираться, знают все. А вот как убираться ОПТИМАЛЬНО, знает очень маленькое количество людей.
Есть несколько хороших идей, помогающих превратить уборку в быстрое и легкое дело.
а) все лишнее надо выкидывать. 10 ненужных фигнюшек в неделю, но каждую неделю. Пусть находит и выкидывает. Сразу становится легче жить.
б) На уборку комнаты нужно тратить небольшое количество времени ежедневно. Например 10 минут в день по таймеру. Вы удивитесь (да и дочка тоже) как много можно убрать за 10 минут, если выделять их каждый день. Много больше, чем за 2 часа генеральной уборки в раз в месяц :) И главное, это ненапряжно. А если выделять это время каждый день в течение месяца, сначала пинками, с усилиями, то через месяц это войдет в привычку и перестанет напрягать
в) Чтобы убираться приходилось немного, надо выработать привычки, которые "цеплять" к регулярным действиям. Ну для примера из другой уборки: если каждый раз выходя из туалета проходиться ершиком по унитазу, это займет 3 секунды, быстро войдет в привычку, перестанет требовать вашего внимания (поскольку это привычка -уходя из туалета возьми ершик) и ваш унитаз всегда блестит. Если же ставить уборку например раз в день, то это будет ДЕЛОМ, требующим внимания.
Мелкие привычки, которые надо вырабатывать осознанно, став привычками, сильно облегчают дело.
Одна из таких привычек: взяв вещь - положи ее на место СРАЗУ ЖЕ. Если вы с ней вместе потратите месяц усилий на выработку этой привычки (хвалить за каждую убранную вещь, не ругая за неубранные, но напоминая о них), через месяц она привыкнет и половина проблемы исчезнет. А если показать ей эту методику на собственном примере, результаты будут еще лучше!