23 сентября над скромным муниципальным аэродромчиком Roberts Field (шт. Орегон) успешно совершил первый полет планер Perlan 2. Ничем не примечательное событие, если бы не факт того, что данный планер является разработкой Airbus Group, направленной на достижение высоты 27,5 км (90.000 футов). Это, на минуточку, выше, чем в горизонте летают такие рекордсмены, как Миг-25 (83.700 фт), TR-2 (72 тыс футов) и SR-71 (85.000 фт).
Cовременные высотные самолеты де-факто куда ближе к ракете, чем к аэроплану. Весь самолет построен вокруг огромных (действительно огромных!) форсажных двигателей, а весь остальной планер представляет собой обтекаемую бочку на десятки тонн специального высокотемпературного керосина и маленькой тесной кабинки, из которой пилот через скромную форточку видит лишь лоскуток иссине-черного неба.
По факту это полет жппой на огромном стартовом ускорителе, и для того, чтобы полететь еще выше, человечество ставило под попу все большую и большую "пороховую шашку". Огромные бюджеты, безлимитно качаемые по линии военных ведомств, разведки и космических агентств, только поощряли это накачивание мускулов. Но космос становится все более массовым продуктом, и нашлись те, кто не стал подходить к решению задачи не столь прямолинейно. Вместо того, чтобы бороться с физикой, отдельные светлые головы стали использовать ее на пользу.
Уже есть проект воздушного шара, который может куда более комфортно доставлять на границу стратосферы группу не особо одаренных здоровьем пассажиров с предоставлением возможности часами любоваться планетой с вполне космических высот. Вместо ракетного "ой бляяяяяяя" с 2-минутным вжиманием 15-кратной перегрузкой в кресло, а потом "а-а-а--а йобтттт" падением обратно, будет неторопливый подъем с "принятием ванны и чашечкой кофе".
Время полета будет практически ограничено лишь запасами шампанского еды и кислорода, которые такая платформа может без труда взять на несколько дней, за которые, благодаря дующим на тех высотам со скоростью 200-300кмч ветрам, можно огибать Землю множество раз.
Теперь появилась и возможность подняться на сопоставимые высоты на крыле, причем без двигателя - по-планерному. 2-местный планер сухим весом всего в 573 кг, но с размахом крыла в 38.5 метра (чуть больше, чем у 280-местного Боинг 757!) будет использовать сильнейшие восходящие потоки, которые имеются в атмосфере лишь в двух местах - на Северном и Южном полюсах.
Плотность воздуха составит менее 2% от той, что наблюдается на уровне моря, зато в такой разряженной атмосфере истинная скорость полета планера на рабочей высоте превысит 640 км/ч (у обычных планеров у земли рабочие скорости от 80 до ~150кмч). Экипаж будет дышать с помощью кислорода, обеспечиваемого регенеративной кислородной системой, схожей с используемой космонавтами в космосе. При удачном ходе испытаний первые стратосферные полеты пройдут над Южным полюсом со взлетом с территории Аргентины в 2016 г.
Также занятно то, что характеристики атмосферы, с которой придется работать данному аппарату, близки по характеристикам атмосфере Марса. Поэтому "потренировавшись на кошках", можно впоследствии использовать опыт земных полетов и космонавтам