May 23, 2021 15:11
Таким образом, у Парижа наших дней нет определенного лица. Это собрание образцов зодчества нескольких столетий, причем лучшие из них исчезли. Столица растет лишь за счет зданий, но каких зданий! Если так пойдет дальше, Париж будет обновляться каждые пятьдесят лет. Поэтому историческое значение его зодчества с каждым днем падает. Все реже и реже встречаются памятники; жилые дома словно затопляют и поглощают их. Наши предки обитали в каменном Париже, наши потомки будут обитать в Париже гипсовом.
Виктор Гюго - "Собор Парижской Богоматери", 1831
Защита исторической архитектуры. Вроде бы, дело благородное: почитание своей истории, все дела... но как это напоминает мне отказ от стрижки ногтей или попытку посадить на штифт молочные зубы.
Речь вовсе не о том, что здесь-де «люди живут», что им-де удовлетворение конкретных практических потребностей важнее, чем какой-нибудь музейный экспонат. Люди, если что перебьются. Речь о том, что город - это организм. И он живет, обновляется. Кости сохраняются - их не очень много; мягкие ткани отмирают и заменяются новыми. Можно, конечно, его в заспиртованную баночку поместить, большую такую баночку, написать на каждом заборе «Под этим забором спал, упившись вдрызг, Имярек», «Охраняется государством!». Организм получится хорошо сохранившимся, но немножко мертвеньким. Это лучше?
Нет, мне тоже жалко (я, собственно, даже свои детские игрушки никак не могу выкинуть). У меня тоже на какой-нибудь «образец архитектуры 19 века» рука не поднимется, но вот вопрос: сколько он будет здесь еще стоять? Двести лет? Триста? Через триста лет здесь был бы уже исторический образец 21 века, чем он хуже?
Едва ль проблема имеет удовлетворительное решение. Разве что вырывать здания из земли и переносить на специально огороженные участки, но и там скоро кончится место. Остается только компромисс, как, собственно, это сейчас и происходит.
мысли