Оригинал взят у
sergeydolya в
Как делают самолеты. Часть 1 При словах "отечественное производство " у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет100 - абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал…
На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…
В самом начале хочу выразить огромную благодарность PR службам Сухого и ОАК за возможность попасть на это производство. Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение:
3.
Современные самолеты создаются "в цифре". Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.
Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:
4.
Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:
5.
В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:
6.
Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:
7.
Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:
8.
Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:
9.
Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:
10.
Вручную лишь устанавливают заготовки:
11.
Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: "Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее". Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:
12.
Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:
13.
Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было "выстругано" из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:
14.
В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:
15.
Лазером же вырезают мелкие детали:
16.
В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:
17.
18.
Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:
19.
20.
21.
Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:
22.
23.
Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:
24.
Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке:
25.
После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:
26.
27.
Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая "палетой":
28.
Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:
29.
Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:
30.
Разметка установки технологического крепежа производится вручную:
31.
Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:
32.
После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:
33.
По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:
34.
Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:
35.
Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали:
36.
Стапель сборки лонжерона крыла:
37.
38.
Наушники - обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:
39.
Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ):
40.
Центроплан - центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:
41.
Цех, в котором собирают крылья:
42.
В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:
43.
Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:
44.
На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:
45.
Все они закрываются подобными съемными крышками:
46.
Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:
47.
В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:
48.
Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:
49.
В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают:
50.
Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:
51.
И устанавливают его в фюзеляж:
52.
После установки его накрывают технологическим полом:
53.
Под ним расположен багажный отсек:
54.
Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:
55.
Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:
56.
В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты. Stay Tuned!
57.
Я в
Твиттере,
Инстаграме,
Фейсбуке и во
Вконтакте. Присоединяйтесь!