"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2'7).
"Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать" (Пс. 24:12).
"Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи" (Пс. 39:5).
"О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих. 6:8).
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба" (1 Кор. 15:47).
"Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие" (Рим. 5:18-19).
"И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Отк. 21:2-3).
Человек - живое существо, обладающее мышлением, речью, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; лицо, являющееся носителем каких-либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо среде, обществу; личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.
Человек - каждый из людей; высшее из земных созданий, одареное разумом, свободной волей и словесною речью (В. Даль).
По-гречески "человек" - "антропос", это значит: "существо, обращенное лицом вверх".
"Человек, - говорит Паскаль, - удивительнейшее в мире создание: он не может понять, что такое тело, еще меньше может понять, что такое дух, и меньше всего, каким образом дух может находиться в соединении с телом; это для него кульминационный пункт трудности понимания, и все же - именно в этом его сущность".
Человек - венец земных созданий, царь природы, до сих пор не познал самого себя.
Человек - загадка. Земля и небо, время и вечность, Бог и тварь соприкасаются в нем.
Самое изумительное существо на земле - человек, и самое важное в человеке - его душа.
Приходится смиренно сознаться, что после тысячелетней человеческой истории, самоуглубления и самоисследования, человек для самого себя и для других остается неразгаданной тайной.
Человек - обладатель бренного тела и бессмертного духа. Душа - это воплощенный дух.
Все расы, от самой черной до самой белой, имеют те же самые духовные и физические особенности.
Все расы имеют тот же самый процесс рождения, возрастания, развития, болезни, страданий, смерти и тления.
Человек, вне всякого расового отличия, - единственное существо на земле, обладающее членораздельной речью, юмором, смехом.
Человек любой расы имеет ум, который рассуждает; сердце которое чувствует; волю, которая избирает, и душу, которая не умирает.
Все расы имеют чувства сожаления, сострадания, ту же совесть, те же надежды и устремления, тот же религиозный инстинкт и универсальную склонность к молитве, ту же самую восприимчивость к оказанной им любви, дружбе, доброте, нежности и т. п
Только у людей, даже у самых примитивных дикарей, есть учение о морали; только человек в состоянии вопрошать о Боге.
Человек является совокупностью духа, души и тела. Плоть человека - тело души, а душа - сосуд духа.
Три вещи, из которых состоит весь человек: плоть, душа и дух. Душа - посредница между плотью и духом. Иногда душа подчиняется духу и, следуя ему, возвышается им, а иногда она принимает сторону плоти и впадает в земные вожделения (Ириней Лионский).
Человек, создание Божие, является производным духовного начала и материального естества, и тем самым принадлежит двум мирам: невидимому и видимому.
Телом он - гражданин земли, духом - "небожитель", житель Царства Небесного. Его земное гражданство временно, небесное жительство вечно.
Создавая человека, Господь создал тело его "из праха земного", и этот "прах" оживотворил, "вдохнул в него дыхание жизни". Подчинив материю "духу жизни" и образовав единую сущность человека, Бог назвал ее "душою живою", или человеком.
Бог создал человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его". Бог уподобил человека Себе.
Те же свойства и способности, которые находятся в Боге, переданы и человеку, только в миниатюрном виде. У Бога эти свойства - в совершенстве, полноте, а у человека "только отчасти". У Бога они безграничны. Стакан воды, взятый из океана, заключает в себе все элементы океана, однако в стакане может плавать разве маленькая рыбка, тогда как в океане плавают большие корабли и морские чудовища.
Человек, без тела, это бесплотный дух, "светильник Господа". О его пребывании в теле человека мы судим по пяти духовным проявлениям, которые не связаны с пятью телесными или физическими чувствами, или органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом. Этими духовными проявлениями или способностями являются:
умственная способность - способность мыслить, рассуждать, сопоставлять, сравнивать, умозаключать, вспоминать, предвидеть, заниматься будущим, жить будущим;
дар речи - способность говорить, выражать свои мысли словами или знаками;
воля - способность предпринимать решения, добиваться осуществления поставленных перед собою целей или стремлений;
совесть - способность различать добро и зло; внутренняя оценка своих поступков и мыслей; чувство нравственной ответственности за свое поведение; чувство стыда за несправедливый, нечестивый, неделикатный поступок или слово;
сознательные и подсознательные чувства и предчувствия, интуиция - способность ощущать и воспринимать явления объективной действительности; совокупность психических и физических ощущений, испытываемых человеком; выражение душевного настроения или отношения к чему-либо или кому-либо; способность сознавать свою ответственность, долг; чувство любви и чувство ненависти и т.д.
Своими обычными органами чувств и другими свойствами тела человек воспринимает мир внешний, материальный, духом же своим он возносится в мир духовный, невидимый.
Через тело человек, душа живая, обладает способностью восприятия внешнего, чувственного мира; через дух человек находится в прямом и непосредственном родстве с миром духовным (Мюррей).
Бог дал нам:
Очи - чтобы созерцать Его величие,
Уши - чтобы слушать Его слово,
Разум - чтобы размышлять о Нем день и ночь,
Сердце - чтобы Он мог обитать в нем,
Волю - чтобы добровольно подчиняться Его воле,
Ноги - чтобы ходить Его святыми путями,
Колени - чтобы предстоять перед лицем Его,
Язык - чтобы прославлять Его святое имя,
Здоровье - чтобы трудиться в Его винограднике,
Жизнь - чтобы посвятить ее на служение Ему,
Материальные средства - чтобы участвовать ими в распространении Благой Вести.
Человек - венец творения, царь природы, носитель божественного начала, обладатель бессмертной свободной души.
Человек - единственное существо на земле, распространяющее свою власть над огнем, электричеством, водой, воздухом; он владеет сокровищами науки, техники, искусства; он исчисляет время, измеряет пространства, взвешивает планеты, изобретает машины; он изучает, исследует, открывает.
Человек наделен способностями самосознания, самоанализа, самоисследования.
На путях богоискания и богопознания человек пользуется тремя книгами, написанными Самим Богом: книга природы, книга совести и книга откровения Божия - Священное Писание
Человек - единственное на земле существо, руководящееся моральными законами и убежденное, что, действуя вразрез с этими законами, он, человек, действует против самого себя, против своих самых насущных интересов.
Человек не кто иной, как сын-отступник, с помраченным умом и удаленным от Бога, ожесточенным сердцем.
Между духом и плотью, со дня грехопадения человека, существует постоянный раздор: "плоть желает противного духу, а дух - противного плоти" (Гал. 5:17).
Человек пал. Высшее его начало подчинилось низшему.
Человек, перед которым открывается путь свободного выбора и определения своей дальнейшей судьбы, обрек себя и свое потомство на земные страдания и на вечную гибель.
Человек - творение Божие, и притом, через непослушание, погибшее творение. Его спасение только во Христе Иисусе.
Человек по вере в Иисуса Христа наследует жизнь вечную.
Человек - духовное творение, созданное по образу и подобию Божию, и потому он должен считаться с Богом и нести ответственность перед Ним.
Человек - существо падшее; весь его нравственный облик: его разум, его суждение, его ум - все пострадало от грехопадения, которое произошло от того, что человек не придал должного значения слову Господа.
Искушаемая змеем в саду Едемском, Ева оказалась недовольна волею Божьею. Она пожелала иметь то, что Бог запретил, и диавол обещал ей это дать. Она подумала, что сатана относится к ней лучше Бога. Она подумала, что она выиграет от того, что, выйдя из повиновения Богу, она отдаст себя в руки сатаны.
Итак, мы видим, что ветхий человек не может покориться воле Божией.
Человек был гражданином как видимого, так и невидимого мира В силу присущего ему божественного дуновения, он первоначально был вне времени и пространства, вне материи и энергии, даже вне теперешних естественных законов.
Человек - венец творения, призванный, чтобы стать с полным правом ребенком в родительском доме своего Отца. Цель его жизни заключается в преобразовании в божественный образ.
Человек на пути к совершенству в борьбе со злом должен пройти три момента: во-первых, отвращение ко злу, во-вторых, усилие освободиться от власти греха, в-третьих, обращение к Богу как к Источнику духовной силы.
Человек своей собственной силой не может достигнуть улучшения морали. Это может сделать только Христос. Без Христа вы не можете любить Бога и ближнего.