[Spoiler (click to open)]- Ты ведь видел снятые на камеру забавные сценки? - спросила Рейчел. - У нас, в Канаде, есть даже целая телепередача, где только такие сценки и показывают! Там часто попадаются записи с городскими животными, енотами, опоссумами, лисами, рысями опять же, которые будто бы просят людей помочь им в сложных ситуациях.
- Сложных ситуациях? - не понял Джастин.
- Ну да, начиная от застрявшей в ящике головы или детёнышей, упавших в канализационный коллектор.
- О, я видел, только не по телевизору! - оживился мальчик. - Лиса бегала около разрытой экскаватором канавы и тявкала, потому что туда залез маленький лисёнок, это было неподалёку от нашего поместья. Я попросил садовника, он принёс лестницу и вытащил его оттуда!
- Да, и вот согласись, - улыбнулась Рейчел, - это ведь смешно, что неразумные животные делают в подобной ситуации - бегают и кричат, не боясь, что придёт другой опасный уже для них хищник?
Джастин, улыбаясь, закивал.
- А ведь если поглядеть с другой стороны, - Рейчел по-прежнему улыбалась, но как-то странно, - даже если отложить на время вопрос, откуда произошло такое поведение - ты не думал, насколько странным является поведение целой кучи плотоядных видов, у которых основой решения проблем является правило «если ничего не получается, найди и поприставай к одному из этих хищных приматов, и может быть он тебе просто так поможет»?
- Если подумать, - возразил ей мистер Майер, - то это-то как раз объяснимо. Да, мы находимся на вершине пищевой цепочки, но даже на лис охотимся в полях и лесах, а не в городах. Лисы, вороны и еноты отлично чувствуют себя в городах потому что они наблюдательны и умеют приспосабливаться. И почти никто из зверей не видел, чтобы человек вдруг прыгнул на кого-то из их сородичей и сожрал.
- Да я думаю, никто не видел, - согласился Джастин и поглядел на девочек.
- Объяснимо, - усмехнулась Рейчел. - И да, люди постоянно орут и даже гоняются за ними, когда те пробираются в людские дома или туда, где люди не хотят, чтобы они находились, но ведь многие звери территориальны, так? Но ещё бывает, и это не какие-то исключительные случаи, когда люди кормят тех, у кого хватает духу взять угощение. Да, ещё люди обычно пытаются отнять всякий мусор у животных, что недостаточно быстро бегают, но даже так, ситуация «человек меня поймал и ничего плохого не произошло» случается гораздо чаще ситуации «человек меня поймал и попытался меня съесть».
- По сути, люди настоящие повелители того мира, в котором живут городские лисы, еноты и так далее, - мистер Майер неожиданно подмигнул Джастину. - Мы делаем разные странные штуки, вокруг нас происходят необъяснимые с точки зрения обычной лисы вещи, у нас просто завались вкуснейшей еды, которой мы иногда с этой лисой делимся и мы почти никогда никого не едим! Так что городские лисы уже много поколений внимательно наблюдают за нами, чтобы не упустить своего шанса, и, разумеется, передают эту привычку своим детям.
- И если ты лиса, то эти вроде как странные существа, притом хищники, которые могут пугать, орать и ловить тебя, если ты пытаешься утащить то, что им принадлежит... но если повезёт, то они помогут тебе в беде, а иногда просто так дадут еды, - подытожила Элли.
- Ну да, - - Джастин о чём-то напряжённо думал. - И всё же, при чём...
- Пища, которую, согласно мифам, ели фейри, её происхождение, вкус, производимый эффект, казались людям странными и непонятными, - Рейчел очень внимательно посмотрела на Джастина. - Как наша пища для лисы.
- Непостижимые существа, знавшие непостижимые вещи, что давали им невероятную власть над миром, - улыбнулась Элли. - Как мы для лисы.
- Фейри жили и общались по странным законам, непонятным или бессмысленным для людей, - ухмыльнулась Панси. - Как мы для лисы.
- Фейри легко могли достать целую кучу невероятно ценных с точки зрения людей вещей, и с лёгкостью расставались с ними просто чтобы развлечься, - добавил мистер Майер. - Как мы для лисы.
- И, насколько я помню, фейри очень нравилось принимать людей, - напомнила мисс Кейн. - Разумеется исключительно на их условиях и только если это их развлекало или забавляло. Как люди иногда заводят домашних лис.
- Есть определённая логика, да? - вошедший лорд Преддек жестом показал Джастину, что вставать не стоит.
- Они живут по странным правилам, и наказанием за нарушение этих правил является изгнание, а то и смерть, если не повезёт, - Джастин выглядел ошарашенным. - Они устраивают дикие и абсолютно празднества там и тогда, где ничего подобного не ожидают, но если тебе хватит смелости принять участие и развлечь их, они накормят тебя и будут заботиться, и будут играть с тобой всю ночь напролёт... Время в их жилищах течёт странно, там царит вечное лето - всегда тепло, и фрукты на столах круглый год, но не каждому гостю будет дозволено уйти... Их игры сложны, жестоки, нечестны, но если ты обыграешь их по их же правилам, тебя ждут богатства большие, чем можешь вообразить... Иногда они могут сломать твою жизнь просто так, без видимой причины... Если ты их взбесишь, то ценой будет смерть - иногда твоя, иногда всего твоего рода или даже деревни... Но если ты очень смел, очень умён и очень хорош, то любое твоё желание будет ими исполнено.
Рейчел подошла к Джастину и, положив ладони ему на плечи, присела, чтобы её глаза оказались аккурат напротив глаз мальчика.
- А ещё они заберут ваших детей. И когда ваши дети вернутся - если вообще вернутся - они будут изменены. Они будут знать то, что знать невозможно, при том не зная самых очевидных вещей. Ваши изменённые дети вполне могут выжить среди вас, даже могут преуспеть, возьмут жён и мужей, заведут собственных детей. Но они всегда будут нести печать времени, проведённого вне вашего мира...
- Примерно так русские в Сибири вывели отдельный вид одомашенных лис, Vulpes vulpes amicus, - пояснил мистер Майер.
- А fǣġe вывели sídhe, - Рейчел распрямилась. - И хотя о самих fǣġe уже давно ничего не слышно, во встрече с полукровкой или чистокровным sídhe нет ничего экстраординарного. И в Ирландии их живёт больше тысячи, а за Атлантикой, в Королевстве Яблок - намного больше.