По поводу "людей сожгли в ДП" - как пишет нынче ватулька всех мастей.
Я устала объяснять, что НИКТО НИКОГО специально не жег.
Что пожар в ДП был результатом убийств в центре города, когда Антимайдан пошел расстреливать участников проукраинского марша, который шел от Соборки на футбол. По Дерибасовской.
Я записывала про "русскую весну" 2014 года. Почитайте. Много букв. И перестаньте верить российской пропаганде.
Про блокпосты
Майдан у Дюка продолжал собираться еще в начале апреля 2014 года. Люди приходили обсудить положение вещей в Украине - в то время как раз начались захваты Луганской СБУ, ОГА в Донецке, поступала противоречивая информация, а в Одессе продолжал стоять Антимайдан на Куликовом поле. И не просто стоял. Там было две силовые дружины - Одесская (спонсируемая Игорем Марковым, по сведениям активистов Евромайдана) и Народная (на которую деньги давали Труханов и одесские экс-регионалы, так же по сведениям Евромайдана). Регулярно активисты Антимайдана устраивали марши по городу - шли под российскими триколорами, красными и имперскими флагами и выкрикивали "Референдум", "Прочь из Одессы бендеровские бесы", "Фашизм не пройдет". На такие шествия собиралось от 500 до 3-5 тысяч человек, на выходных они шли по центру города и распугивали одесситов.
Вечером 8 апреля 2014 года на одесский Евромайдан напали несколько человек с Антимайдана. У них были кастеты, пневматические пистолеты и цепи. Они хотели спровоцировать драку, но несколько наших их быстро скрутили и сдали милиции. В Приморской РОВД на Греческой их продержали пару часов и выпустили - милиция была явно на стороне Антимайдана. Вообще, если говорить о провокациях, то они стали регулярными весной 2014 года. Мы провели большой антивоенный марш 2 марта - шли от Дюка до Генконсульства РФ в Аркадии. На том марше было более 15 тысяч человек - так Одесса отреагировала на оккупацию Крыма. После этого планировалось еще несколько таких масштабных маршей, но штаб Еромайдана отменял их, потому что поступала информация о том, что "ФСБ нужно кровопролитие в Одессе". То есть Антимайдан получал какие-то инструкции и приказы из центра постоянно.
В День освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков 10 апреля в город приехали сразу несколько "гастролеров" - Царев должен был давать пресс-конфренецию в центре города, а потом пройтись с огромным триколором от Оперного театра по Ришельевской улице в сторону железнодорожного вокзала, а Тигипко встречали возле ОГА на проспекте Шевченко. Евромайдановцы собрались тогда и решили не пускать Царева "выходить в народ" и заблокировали здание отеля на 10-й станции Большого Фонтана. Царев спрятался и вызвал себе подмогу с Куликова поля. Тогда евромайдановцев побили камнями и разбили полностью автобус, который Руслан Форостяк отправил, чтобы вывезти людей от отеля. Сам Царев не пострадал.
После этого стало понятно, что "русская чума" так просто не отпустит город. В воздухе висело, что "зеленые человечки" могут легко зайти из Приднестровья. Пограничники пропускали всех, милиция ничего не делала, СБУ не работала. Вечером 13 апреля на собрании всех сил Евромайдана было решено обратиться за помощью к киевским товарищам и создавать систему блок-постов вокруг Одессы, чтобы всевозможные ДРГ не могли проникнуть в город. Все уже понимали, что разработанный сценарный план у любителей русской весны есть - это захват оружия в частях и в МВД, взятие админзданий и потом - всё, они вешают российские флаги над городом и объявляют его ОНР.
Поэтому Руслан Форостяк, Марк Гордиенко, Евгений Резвушкин и представители Правого Сектора и Самообороны выработали систему - где расставить блок-посты из добровольцев-одесситов. А штабу Евромайдана поручили создать систему питания и обеспечения этих блок-постов. Всего их было около 7-8 - на ключевых дорогах в город. Мы сразу написали об этом на фейсбуке и пригласили людей дежурить. Откликнулись многие - это были обычные люди самых мирных профессий: айтишники, бизнесмены, инженеры. Кто-то стоял ночью на дежурстве, а днем - шел на работу в офисы и на предприятия. Смены распределялись по желанию, а на самых ближних к Приднестровью блокпостах - в районе 7 км и на Двух Столбах стояли киевские майдановцы. Были посты в Дачном, на Латовке, в районе Бугаза, Ильической переправы, в Кошарах и на Николаевской трассе. Все было налажено, люди стояли без оружия, но могли предупредить штаб об опасности сразу.
Несколько раз антимайдановцы пытались провоцировать тех, кто стоял на блокпостах. Они заезжали своим микроавтобусов, на котором было написанно "Донбасс" с донецкими номерами (он потом привозил оружие на Греческую площадь 2 мая), засылали своих бабок с иконами, пытались как-то позлить тех, кто стоял на дежурстве. Майдановцы "отбивались" - вызывали милицию, прессу, говорили о том, что это провокации. У меня есть фотографии с одного такого нападения - на кадрах Боцман - Виталий Будько, который стрелял в толпу евромайдановцев из огнестрела на Дерибасовской 2 мая.
Кульминация по блокпостам - это когда под утро 26 апреля к одному из блокпостов подъехала машина и оттуда выкинул оттуда гранату, она взорвалась - пятеро человек получили ранения. Среди них - четверо киевских майдановцев и наш одессит Андрей Великсар, издатель, бизнесмен. Андрея долго лечили в Одессе в Еврейской больнице, осколки так и не вытащили из левой ноги - удалили только маленькие, несколько крупных так и остались и находятся рядом с жизненно важными сосудами, их невозможно удалить. Андрей уже ходит без палочки, но говорит, что когда пасмурные дождливые погоды - остатки гранаты дают о себе знать: нога ноет, обойтись без обезбаливающего проблемно.
После этого нападения на блокпост никто из сепаратистов задержан не был. Мы не знаем - есть ли до сих пор дело по нападению на блокпост или уже закрыто за сроком давности.
Про 2 мая
Как я сейчас понимаю, сторонники "русской весны" планировали грандиозный захват власти или те самые "человеческие жертвы" на начало мая. 1 мая коммунист Алексей Албу вместе с двумя дружинами и толпой активистов вышел в "праздничным" маршем по городу. Они шли по центральным улицам города в надежде, что им кто-то будет мешать. Но никто из Евромайдана в это не ввязался. Дело в том, что еще с конца марта несколько групп актививистов у Дюка стали вести переговоры с бойцами из палатки Одесской дружины и знали о планах и заказах этого формирования. На "первые майские праздники" ничего не планировалось.
1 мая я дежурила в штабе Евромайдана на Жуковского, 36. Поздно вечером меня позвали в "Трумен" отметить 18-летие Вани Вышитого, возглавлявшего в январе-феврале Правый Сектор в Одессе. Это кстати еще один миф - "кровавый Правый Сектор": в Одессе это были парни и девчата 15-19 лет, горячие, участвовавшие в майдановских событиях в Киеве, но абсолютно не "боевики".
Так вот Ваня отмечал свое совершеннолетие в "Трумене". Мы зашли, за столиком сидели наши хлопцы с Автомайдана и двое парней из "Одесской дружины". Оказалось, что именно с ними вели переговоры с марта наши активисты. Эти двое - Саша и Женя - были десятниками. Мы договорились, что никто никого не провоцирует, мы просто гуляем и поздравляем Ваню Вышитого. Саша и Женя сначала напряглись - ну, конечно, я ведь имела репутацию еще той "карательницы и сжигательницы георгиевских ленточек", но потом вроде как особо никто не бурно не общался "про политику", все расслабились. Утром многие из нас собирались уезжать за город, эти парни планировали ехать в Теплодар к друзьям на шашлыки.
Около двух часов ночи на 2 мая этим двум "одесским дружинникам" по очереди стал звонить Капитан Какао - Сергей Долженков. Они отвечали коротко и сухо. И потом засобирались домой - сказали, что их завтра собирают с их "десятками" на Жуковского угол Александровского проспекта неподалеку от памятника погибшим милиционерам. Что Капитана Какао ослушаться нельзя - "ведь он главный". Мы попытались их убедить, что не нужно этого делать, потому что завтра будет марш футбольных болельщиков - с Соборки на стадион, но они нас не послушали. Все разошлись.
А днем 2 мая начался этот кошмар. Есть большое расследование журналистско-экспертной группы
http://2maygroup.blogspot.com/, там - все подробности этого дня. Я просто сделаю несколько замечаний.
Первое. Какао стал собирать людей слишком поздно и не все пришли. То есть "Одесская дружина" вышла в город 2 мая в явном меньшинстве - в отличии от проукраинского марша, который собирался на Соборной площади. "Народная дружина", в которой было много афганцев и ветеранов войн в Приднестровье, Чечне, Грузии и Абхазии в ночь накануне событий переехала на 411-ю батарею и, скорее всего, в событиях 2 мая не принимала участия. Антимайдановцев было меньше - и они это знали, но все равно пошли, рассчитывая победить - ведь они пошли с огрестрельным оружием и травматами, явно рассчитывая на поддержку третьей силы. Кто эта "третья сила" - неизвестно: то ли это милиция, которая была с красными повязками и явно ждала приказа сверху, а он не поступал. То ли это были "зеленые человечки", сидевшие по тайным квартирам, и тоже не получившие приказ по какой-то причине. Поэтому идеологи "русского мира" в Одессе еще с 2007-го года - Игорь Димитриев и Александр Васильев и выехали сразу после событий 2 мая из страны.
Одно сейчас понятно - в городе кроме проукраинских активистов и ультрас находились вышедшие из Крыма военные моряки, которые контролировали ситуацию и уж совсем не хотели повторения крымских событий здесь у нас, в Одессе.
Второе. Пожар в Доме профсоюзов был следствием убийств в центре города. Проукраински настроенным одесситам очень не нравилось, что Антимайдан два месяца стоял на Куликовом поле и ходил маршами по городу, пугая "русской весной" и "Путин, введи войска". И в данном случае наступил предел - когда Будько с компанией стали расстреливать людей прямо в сердце Одессы. В разгром антимайдановцев включились не только ультрас и приехавшие посмотреть футбол, включились многие простые одесситы, приехавшие в центр города, когда началась бойня: все события стримились по одесским каналам и онлайн на самых известных одесских сайтах.
Когда я прибежала на Куликово поле - догорали палатки у Дома профсоюзов. По пути в районе железнодорожного вокзала я увидела несколько отрядов бойцов внутренних войск, вооруженных щитами и палками, они шли в сторону от Куликова поля. Как оказалось, они просто стояли по периметру и ждали приказа. Но приказа не было.А люди бежали к ДП - в тапках, в майках, кто как был одет - бежали "разогнать сепаратюг, чтоб Донбасс тут не повторился".
С крыши ДП стреляли и кидали бутылки с Молотовым. Кто-то затащил меня за мусорный бак со словами: "Уйди, дура, сейчас пристрелят". Я видела, как загорелось в окне на третьем этаже с фасада, стала звонить в пожарную часть, звонки сбрасывали. Потом стала звонить в милицию - то же самое. Ни 101, ни 102 не работали - диспетчеры просто сбрасывали звонки. Я позвонили своему другу по Майдану, который в то время работал в пресс-службе БПП и попросила хоть как-то посодействовать: потому что горит и стреляют, пусть милиция вмешается, что-то сделают. Он перезвонил мне через минут пять и сказал: "Ален, только не обижайся, ничего сделать невозможно: милиция не за вас"
Потом пожар усилился, мы побежали за здание. Там уже прыгали люди с верхних этажей. Стало смеркаться. приехала первая пожарная машина, долго раскручивали "кишку", воду пустили не сразу. Уже было много раненых и погибших, уже развернули на газоне несколько медпунктов, перевязывали, давали обезбаливающее и успоительное. Я увидела соседа по дому, где живут родители мужа - человека, который всегда был вне политики и очень скептично относился к Майдану. А тут он был в каске, каком-то самодельном бронике и с палкой. Я так удивилась и спросила его: "Зачем пришел?" Он ответил: "Так ведь наших убивали, не дадим им Одессу"
Пожар потушили нескоро, уже было совсем темно. Кто-то сказал: "Алена, много раненых, поехали в штаб", мы поехали. Была нужна кровь и лекарства, мы сидели на телефонах и координировали отправку медикаментов и людей по больницам. Помогали всем - не глядя: на чьей стороне воевал днем. И так почти до утра. В штаб приходили люди, несли лекарства. У меня после этих событий в сумочке еще месяца два болтались перевязочные наборы, жгут и обезбаливающее.
2 мая - это была трагедия для всех Одессы. Чей-то неудачный сценарий, который "не сыграл". Потом "одесскую хатынь" хорошо пропиарили российские СМИ и многие люди пророссийских взглядов отправились на Донбасс "мстить за Одессу".
Обидно, что до сих пор не выявлены и наказаны виновные в организации этой бойни - многие из них сбежали в Россию, а некоторые - договорились с властями и продолжают жить здесь. Потому что следствие не проведено должным образом и суды сейчас выглядят как насмешка над законом.