Свалка в Кучино воняет, но уже не полыхнет! Спасибо

Oct 07, 2017 14:58

325 тысяч кубометров грунта завезли на тело полигона «Кучино».

Даже через три месяца после закрытия Кучинская свалка по-прежнему дико воняет. В микрорайонах, расположенных вблизи полигона, дышать по-прежнему непросто, но этот ад прекратится, как только пройдет рекультивация. Она начнется в марте и завершится примерно через полтора года.

Пока ситуация непростая. Но после того, как грунтом накрыли поверхность полигона, дышать стало сильно легче. Тем не менее, в понедельник 25 сентября Росприроднадзор заявил, что уровень концентрации сероводорода на свалке якобы превышен в 625 раз от предельно допустимых концентраций. Стали разбираться, и выяснилось, что сотрудник ведомства, писавший информацию, просто дал не тот ПДК. ПДК для жилых районов и для промышленных объектов, включая свалки - разные. Для поверхности полигона это нормальный уровень, он отделен от домов санитарно-защитной зоной. Но поскольку полигон расположен в городе, все равно есть серьезный повод для беспокойства.

Пожара не будет

Главная причина, по которой последние три месяца в авральном режиме на тело свалки завозился гигантский объем грунта, это не только запахи, но противопожарная безопасность. Старожилы знают, что вонь - это не самое худшее, что может приключится с полигоном. Несколько раз в своей истории наша свалка горела и невыносимый химический смог окутывал все Кучино, Железнодорожный и прилегающие территории.

Пожар на полигоне - это очень страшно. Тушить полигон водой - все равно, что поливать бензином. Свалочный газ, вступая в химическую реакцию с водой, превращается в горючий метан. Свалки горят по несколько месяцев, а то и лет, причиняя невыносимые страдания людям. Огонь быстро уходит в глубинные слои, где его не достать, и свалка превращается в гигантский аварийный ядерный реактор. Вот жители Серпухова были так счастливы, что добились закрытия полигона ТКО «Сьяново». А вот в феврале 2017 он полыхнул, город и район сразу задохнулись в жутком смоге. В августе полыхнул полигон «Анино» под Рузой, тоже недавно закрытый и бесхозный. «Кучино» - это один из немногих полигонов, где закрытие идет грамотно. Полигон не брошен, установлена охрана, есть общественные наблюдатели-активисты, на полигон идут машины с грунтом. Активисты предложили план и расчеты, которые легли в основу дорожной карты, разработанной Министерством экологии и природопользования Московской области. Грунт везут с объектов, где идут работы по реконструкции Щелковского шоссе.

На сегодняшний день практически вся поверхность полигона засыпана слоем грунта. Где-то небольшим, где-то внушительным. Результат радует. Во-первых, с полигона исчезли птицы. Раньше здесь жила гигантская колония чаек, они летали над полигоном словно гигантская воронка. Но теперь у чаек нет кормовой базы. Практически сведена на нет и популяция крыс. Во-вторых, тяжелый гнилостный запах резко снизился. Разлагается внутренность полигона, но нет открытого гниения пищевых остатков на всем теле полигона больше нет. В-третьих, зажечь полигон уже практически невозможно. Да и некому. Множество бомжей, проживавших и работавших на полигоне, выжигавших здесь металл, переселились в другие места.

Что поручение президента животворящее делает

Президент России Владимир Путин в ходе прямой линии распорядился закрыть свалку. И это огромное чудо. Но чуда бы не случилось, если бы не отчаянная борьба тысяч горожан, которые выходили на народные сходы и встречи со СМИ. Которые подписывали петиции, агитировали соседей, звонили, писали, стали видеообращения на прямую линию. И огромное спасибо ВГТРК, телеканалу «Россия 1», организаторам «Прямой линии», что из миллионов вопросов отобрали именно нашу беду. Но, как сказал мне один из журналистов, готовивших прямую линию, нас, балашихинцев, было трудно не заметить - поступило свыше 30 тысяч обращений именно по полигону «Кучино», рекордное число видеовопросов. Это неслучайно, ведь весь город бурлил. Нас услышали и прислали съемочную группу. Стоит ли рассказывать, что выход в эфир был крайне драматичным, но у нашей сказки оказался счастливый конец. От имени всех говорила Елена Михайленко, жительница нового дома на ул. Речной и из её квартиры открывается панорамный вид на полигон. В ее вопросе была сосредоточена вся боль жителей, вся безнадежность и ужас ситуации. Путин обещал помочь. На полигон тут же примчался губернатор Андрей Воробьев, но радушного приема «благодарных жителей» он не встретил, людей очень измотала борьба за свежий воздух. Мы напомнили губернатору о его обещании закрыть полигон «Кучино» в 2013 году. Чиновники и мусорная мафия много лет морочили нам голову, рассказывая, что полигон вот-вот закроют - в 2014, в 2015, в 2017, в 2019, а в мае на балашихинском форуме «Лидерство - это реальность» как приговор прозвучал новый срок - 2021. На деле в мусорной схеме в Кучино планировался мощнейший мусорный кластер, который должен был работать не менее, чем до 2036 года. Т.е. вечно. Балашихинцев просто водили за нос. Конечно, губернатор Воробьев парировал эти рассуждения весьма здраво: в Московской области за четыре года ему удалось закрыть 25 огромных мусорных полигонов, новых не появилось, а вот мусор возить пока некуда. Да, свалку в Кучино тоже планировалось закрыть, но не получалось быстро. Тем не менее факт оставался фактом: в центре Балашихи - крупнейшего города Подмосковья, вырос крупнейший на начало 2017 мусорный полигон в стране (по текущему приему отходов), который доставлял невыносимые страдания жителям. И если бы не спасительное и молниеносное вмешательство президента Путина, балашихинцы были бы обречены страдать еще долгие годы, бесконечно.

Прежний глава Балашихи Евгений Жирков ушел в отставку 23 июня 2017 года. Последним его решением было введение режима ЧС (чрезвычайной ситуации) и закрытие полигона Кучино с 6 утра 23 июня. Каждый бюрократ знает, как сложно принимать такие решение, брать всю полноту ответственности, далеко превышающую полномочия чиновника любого уровня. Евгений Иванович не побоялся, за что ему отдельное спасибо. Несмотря на объективные претензии, он был хорошим градоначальником, много сделавшим для развития сначала Железнодорожного, а потом и Балашихи. Возможно, десятилетия спустя потомки в его честь назовут новую улицу или площадь. Но ирония судьбы в том, что еще 20 июня на большой встрече с жителями городские и региональные чиновники неистово убеждали горожан, что закрыть свалку раньше 2019 года никак не получится, а тут волшебный окрик президента и все вдруг получилось меньше, чем за сутки. Грустная правда в этой истории в том, что ни у регионов, ни у муниципалитетов нет возможности закрывать полигоны или серьезно их проверять, и лишь слово президента способно проломить рубежи юридической обороны мусорной братвы и оборотней.

Волевые решения

В конце июня 2017 Правительство Московской области и Мособлдума выделили около 50 млн рублей на создание проекта рекультивации полигона «Кучино». Также в областном бюджете были предусмотрены два транша по 1,8 млрд рублей на рекультивацию нашего и других полигонов на 2018 и 2019 гг. Важную работу тут проделал Игорь Брынцалов, чтобы все обеспечить корректировку бюджета в сжатые сроки.

Была сформирована рабочая группа по контролю за полигоном Кучино, состоящая из общественников, активистов, представителей власти. Минэкологии Московской области была разработана дорожная карта по подготовке к рекультивации полигона. Исполнителем по дорожной карте по завозу грунта на полигон была выбрана кампания «Биорем». На полигоне были установлены камеры, смотровые площадки, работали две команды охраны. Также на полигоне почти постоянно дежурили гражданские активисты во главе с Максимом Герасименко и Маргаритой Бобровой.

Была проделана большая работа по выбору подрядчика на проектирование, Министерством экологии Московской области при участии экспертного совета было отсмотрено и изучено много кампаний. Решение принималось непросто, но в итоге практически единодушно предпочтение было отдано российско-австрийскому консорциуму проектировщиков. По сути, в России «СпецГеоЭкология» - фирма с самым большим опытом проектирования в части полигонов, а ее партнер компания «Экокон» являлась поставщиком высокотехнологичных решений по дегазации и утилизации инфильтрата для всех крупнейших проектов последних лет в этой сфере. Правительство России утвердило выбор проектировщика.

К руководству Балашихой пришла новая команда, губернатор предложил возглавить город Сергею Юрову. Молодой, энергичный, компетентный, спортивный, он произвел на меня хорошее впечатление. Именно обновленной городской команде предстояла работа по выполнению мероприятий дорожной карты. Пусть не просто, но шаг за шагом работа была налажена. На правах одного из главных лидеров кучинских активистов я тоже баллотировался на главу, пусть прямые выборы главы города в Балашихе давно отменены. Меня с выборов сняли по бюрократическим закорючкам. Это, конечно, было весьма несправедливо. Но пока новые люди столбили себе красивые кабинеты, у нас, у кучинцев была главная награда - возможность когда-нибудь жить в чистом воздухе. И инициативная группа, активисты не расслаблялись, а продолжили жестко работать и осуществлять контроль ситуации, помогать, подсказывать, добиваться решений и действий.

Плоды мусорного бандитизма

Ситуация с полигоном «Кучино» - следствие паталогической жадности и глупости мусорной мафии. За последние два года поток мусора, завозимого на полигон, увеличился в разы. Сейчас вряд ли кто точно скажет, сколько мусора сыпанули негодяи от мусорного бизнеса. Но примерно посчитать можно. В начале декабря 2014 года мне пришлось впервые схлестнуться с полигоном «Кучино», когда мусорная мафия стала засыпать прилегающее к нему озеро (возле Институтского проезда) грунтом и отходами. Тогда мы сняли фильм, на кадрах отчетливо видны впечатляющие размеры мусорной горы. Так вот. За два с половиной года по состоянию на июнь 2017 - гора почти удвоилась. В это трудно поверить, но на видео все есть. На основании геодезических замеров эксперты-проектировщики посчитали, что тело полигона содержит порядка 30 млн. тонн мусора. Как минимум треть этого объема приходится на последние два с половиной года. Хотя сволочам из «Заготовителя» официально разрешали захоранивать не более 600 тыс. тонн, только за последний год они разместили не менее 1,6 млн тонн и это лишь то, что удалось предварительно доказать. Балашихе и ее природе, бассейну Пехорки нанесен огромный, непоправимый ущерб. Власти оценили его в 6,2 млрд рублей, но фирмешка испарилась, спрашивать за экологические преступления не с кого. Недвижимость возле полигона была «Заготовителем» приватизирована и перепродана, понятно, что договор фиктивный, но даже потуг изъять ее в пользу муниципалитета пока не наблюдается.

Полигон «Кучино» был крупнейшей свалкой возле МКАДа. Сюда было удобно сбрасывать мусор, чем ключевые московские мусорооператоры и пользовались. Разумеется, налогов с мусорных сверхприбылей бюджет так и не увидел. Людям обещали, что будет рекультивация, что установят системы дегазации, но этого тоже не было. И совершенно верным решением, которое приняла подмосковная власть по итогам прямой линии, делать проект рекультивации полигона за счет бюджета. Ибо мусорной мафии доверия уже не было, для них отсутствие проекта или его бесконечная доработка были лишь поводами продлять работу полигона. А систему дегазации давно можно было сделать. Чудовищные объемы спрессованного мусора приводили к тому, что свалка начала вонять в сотни раз сильнее того, что было раньше.

Нас ожидает рекультивация

Сегодня полигон производит порядка 5 тыс. кубов свалочных газов в час. Поскольку высота полигона достигает 90 метров - зоны климатических ветров, то ветер разносит жуткую дрянь на расстояния до 15 км. Вонь от полигона время от времени ощущается даже на второй Балашихе. Газы выходят через многочисленные трещины. Особо активно, когда пониженное давление. Проектанты обещают, что как только будет проведена рекультивация и запущена система дегазации, то запах, выделяемый полигоном, уйдет.

В рамках дегазации на теле полигона будет пробурено свыше 100 скважин, в которых будет накапливаться свалочный газ. По специальным трубам газ будет выводиться в факел. Сейчас обсуждается возможность установки станции по производству электроэнергии, чтобы факел не горел впустую. Закрытый полигон выделяет газы долго. Например, в Берлине полигон был закрыт почти тридцать лет назад, но он до сих пор выделяет свалочные газы. При проектировании планируется учесть негативный опыт реконструкции свалки в Саларьево и сделать не пассивную, а активную систему дегазации. Чтобы газ не просто выпускать, но и сжигать.

Также будет создана система очистки фильтрата. Активистами было обнаружено несколько точек выхода фильтрата, включая большой ров со стороны Фенинского кладбища. Сейчас фильтрат закачивается в емкости и вывозится на теле полигона, но в будущем году планируется построить очистные сооружения.

Нас ожидает болезненный и трудоемкий процесс выполаживания склонов. Сегодня мусорная гора выложена под уголом примерно в 35 градусов. Это создает риск оползней и обрушений, чреватых катастрофическим последствиями. Мусор ведь - крайне непрочная субстанция. В том же Саларьево однажды внезапно съехало миллион тонн грунтов. Поэтому уклон полигона сгладят до 22 градусов, а избыточный грунт увезут на плато полигона. Вместо плато у нас появится три пологие возвышенности. Все это будет пересыпано большим слоем грунта и изолирующего материала. В результате выбросов в атмосферу не будет.

В дальнейшем здесь обсуждается создание ландшафтного парка. Подобные парки на месте свалок есть в Нью-Йорке, в Голландии, в Германии, Японии. Гора может стать естественной доминантой для создаваемого парка вдоль всей Пехорки. Если власть проявит волю и выделит ресурсы, то у нас появится парк от Никольско-Трубецкой и Алексеевской рощи до деревни Фенино. А полигон создаст смычку с Салтыковским лесопарком.

Но важно знать следующее. В России почти нет примеров успешной полной рекультивации полигонов. Часто делают проект и бросают на полпути, как это случилось в Сочи со свалкой в ЛОО. Или меняют проект и оборудование на более простые, в итоге возможны серьезные поломки как в Тимохово (где поставили факел не тот, что предлагали поектрировщики, а импортозамещение - отечественный факел прогорел через две недели). Не все проекты удачные, как это было в Саларьево. Но в любом случае рекультивация - это очень хорошо. Ведь 95% случаев закрываемые свалки просто бросают без всяких там проектов.

Кому сказать спасибо

Закрытие свалки в Балашихе заслуга многих людей. Владимиру Путину за этот поступок нужно присвоить звание «почетного гражданина Балашихи». Спасибо журналистам «России 1» Дмитрию Кайстро, Наталье Крапивиной, Александре Малышевой, Максиму Щепилову, Ивану Кунникову, Никите Корунову и большой команде ВГТРК. Спасибо Елене Михайленко за разящий вопрос. Спасибо лидерам активистов - Евгению Ващенко, Максиму Герасименко. Спасибо самоотверженным Маргарите Бобровой и Евгении Султановой, много дежурившими у полигона. Спасибо депутату МОД Владимиру Шапкину, инициировавшему дискуссию по полигону, и главе общественной палаты Балашихи Ларисе Евтушенко, которая организовала еще с 2016 года регулярную рабочую группу по полигону. Спасибо Борису Горюнову, раскопавшему информацию по публичным слушаниям и поднявшему волну народного гнева. Спасибо Константину Мартынову, он обнаружил гигантские стоки инфильтрата с полигона прямо в Пехорку. Спасибо энергичной Наталье Галл, мотору рабочей группы. И великолепной Елене Гришиной из ОПМО за эффективную помощь. Спасибо активистам, общественникам, борцам, экспертам - Вере Горбуновой, Екатерине Смирновой, Григорию Стасевичу, Евгении Цветковой, Наталье Осиповой, Михаилу Трофимову, Екатерине Широковой, Алёне Морозовой, Владимиру Неволину, Федотовой Валерии, Владимиру Взорову, Галине Емельяновой, Галине Лебедевой, Ларисе Коноваловой, депутату Сергею Яковлеву, лесничему Евгению Поплякову, Елене Жаровой, Евгению Тимонину, Надежде Марковой. Спасибо опытным борцам-кучинцам - Ольге Очеленко, Константину Галичскому, Татьяне Тризне, Марии Пиликовой, Ирине Кусковой. Спасибо древним борцам - Радиславу Фатееву и Георгию Удальцову. Спасибо тем, про кого говорят - «они делают свою работу». Во-первых, это команда администрации Балашихи - Дмитрий Козырев, Альберт Горячев, Алла Макарова, Светлана Маренинова, Мария Кудрявкина. Во-вторых, команда Минэкологии Московской области - Мария Комкова, Лариса Косюк. В-третьих, Борис Трушин, Оливер Кайзер и команда проектантов из «СпецГеоЭкологии» и «Экокона», Евгения Ли и Александр Ленин и команда «Биорема», это сотрудники ЧОПа «Мангуст» и депутат Андрей Холод и его сын Кирилл. Спасибо руководителям, губернатору Андрею Воробьеву, председателю Мособлдумы Игорю Брынцалову, новому главе Сергею Юрову, министру Александру Когану и его заместителю Павлу Кириллову, депутату МОД Александру Орлову. Спасибо Правительству Московской области и Администрации городского округа Балашиха. Спасибо Правительству Российской Федерации и Министерству экологии и природных ресурсов РФ. Спасибо сотрудникам полиции, ГИБДД, Росприроднадзора, прокуратуры и природоохранной прокуратуры. Спасибо журналистам «360 Балашиха», BBL, «Москвы 24». Спасибо Балашихинскому благочинию за молитву и доброту. Спасибо учителям, работникам культуры, поликлиники. Спасибо большое всем тем, кто выходил клеить объявления, кто собирал подписи, кто участвовал в собраниях, кто участвовал в публичных слушаниях и кто стоял на дежурствах, кто нас морально поддерживал. Кого не назвал, простите великодушно. Большую работу проделал и ваш покорный слуга - Анатолий Баташев.

Также важно сказать слова сочувствия тем, кто продолжает жить в зонах, прилегающих к действующим подмосковным свалкам. Мы не останавливаем борьбу, мы хотим, чтобы, наконец, закрыли свалку в Торбеево. Чтобы реформа мусорной отрасли, заявленная Путиным, началась скорее. Мы верим, что недалек день, когда хребет мусорной мафии будет сломлен окончательно, что удастся сделать Подмосковье чистым и счастливым.

Жму руку,

Искренне Ваш,

Анатолий Баташев

.

Евгений Жирков, Мое Подмосковье, Свалки, Андрей Воробьев, Путин, Балашиха, Платформа Кучино

Previous post Next post
Up