Dec 06, 2015 15:10
Цель медиафорума - придать импульс развитию качественной журналистики и блогосферы в городах Подмосковья. Главным управлением социальных коммуникаций и Главным управлением информационной политики Московской области проделана работа по выявлению крупнейших сообществ в соцсетях. На форум пригласили перспективных журналистов и менеджеров изданий городов Подмосковья. А также фотографов, видеооператоров, блогеров, администраторов сообществ в социальных сетях, лидеров молодежных организаций.
Медиафорум стартовал
На базе отдыха «Покровское» прошел I Молодежный медиафорум Московской области. Две сотни талантливых креативных ребят и девчат собрались на медиаигру «Одинцово 24».
Модерировала форум команда Главного управления социальных коммуникаций Московской области. Как сообщила участникам Мария Сахарова, ГУСК переданы полномочия по реализации молодежной политики. Задача форума - подготовить кадры для создания молодежных медиацентров в городах Подмосковья.
Центральным событием форума стали мастер-классы от известных журналистов и медиаменеджеров страны. В числе спикеров - Владимир Мамонтов, Вячеслав Духин, Оксана Пушкина и другие. Обширную презентацию подготовила команда Вконтакте. Центральным гостем Медиафорума стала вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова.
Собственно, на форум приехали не отдыхать. Всем предложили сыграть в МедиаИгру со сложным ТЗ - создать свое информационное агентство.
Участников медиаигры разделили на 8 команд. Каждая команда создает аккаунты в социальных сетях, презентации, новости, сюжеты, актуальные репортажи о жизни Одинцово и событиях форума, буклет и радийный подкаст. Собравшиеся посетили подмосковный филиал МГИМО (бывший Одинцовский Государственный Университет).
Я попал в команду «Одинцово 24». Так что следите за событиями на сайте команды «Одинцово 24» и аккаунтах в социальных сетях. Ну, и в моем Твиттере (twitter.com/batashev) тоже.
Спайка команды
В команде - представители разных городов Подмосковья, всего 14 человек. Капитаном выбрали Артемия Крутова, администратора сообщества города Реутов в социальной сети Вконтакте (свыше 5 тыс. пользователей). Артемий умеет и любит фотографировать, а также вкусно поесть. Отличный капитан, во все вникнет, всем поможет.
В организационном хаосе всегда появляется харизматичный лидер. У нас им стал Сергей Милованов, журналист, главный редактор портала «Софрино 24». Любит поруководить, ценитель хорошего кофе и быстрого Интернета. На Медиафорум приехал на других посмотреть и себя показать. Его организаторский опыт решительно двинул работу вперед.
Катя Михеева из Жуковского. В миру корреспондент и ведущая телеканала «360» в Жуковском. В свободное от работы время играет в любительском театре. Любит чего-нибудь пропиарить, с кем-нибудь пообщаться и о чем-нибудь рассказать. На Медиафоруме ждет новых знакомств и креативных идей. Человек запредельной работоспособности.
Про каждого из 14 коллег хочется написать добрые слова.
Много времени спорили, как назвать команду. Первая идея - «Куриные тефтели». Предлагаю абгрейтнуть - «Куриные тефтели 360» и сделать домены в соцсетях kt360. В ходе мозгового штурма были выдвинуты десятки идет, чтобы обыграть второй номер команды. Остановились на TooMedia. Но Сергей Милованов был убедителен: ни одна из команд не взяла имя форума. А это куда важнее для пользы общего дела! Согласились.
Презентации всех восьми команд в актовом зале дома отдыха «Покровской» - были интересными и талантливыми. Сильные конкуренты - будь-то яркая команда «Абзац» или спокойный «Петрович». А по мере развития МедиаФорума в социальных сетях развернулась буквально битва талантов. Первую ночь все трудились над проектами до раннего утра. Вторая ночь оказалась вообще бессонной. Наша команда выбрала тактику одной ссылки, сделать сайт, на котором все видно.
Это наш институт, подмосковный МГИМО
Площадка для проведения I Молодежного медиафорума Московской области оказалась весьма символичной - подмосковный филиал МГИМО в Одинцово. Огромный университетский спортцентр на один день превратился в масштабный конференц-холл.
У МГИМО есть старинный гимн: «Старый дом у Москва-реки». Он про красивое здание возле Крымского моста, где в 1940-е - 1980-е годы находился Московский Государственный Институт Международных Отношений МИД СССР. Вскоре после Олимпиады 1980-го у МГИМО появился «новый дом» на Юго-Западе Москвы - стильные корпуса на углу Проспекта Вернадского и улицы Лобачевского. Сейчас у МГИМО появился «третий дом» - уже в подмосковном Одинцово. Собственно, прежнее руководство Одинцовского района отгрохало шикарный Одинцовский Государственный Университет, вложение в который превысили 2 млрд. рублей. Но район - богатый, вполне мог себе это позволить. Однако вскоре пришло понимание, что «университет» - это не только громкая вывеска и шикарные помещения. Это научная школа, это профессора, традиции. Слияние ОГУ и МГИМО, которое полностью завершиться в начале будущего года - своего рода прорыв для обоих университетов. МГИМО уже давно задыхался на юго-западе: мгимовское образование всегда исключительно востребовано. ОГУ - это великолепная площадка, но с острым недостатком кадров высшей категории и традиций.
Конечно, решение передать инфраструктуру ОГУ МГИМО - это проект государственного уровня. Объединение - безусловная заслуга губернатора Московской области Андрея Воробьева и вице-губернатора Натальи Виртуозовой - людей к институту не чужих. Чем иметь посредственный университет, лучше всерьез вложиться в лидерство. Зная весьма крутые требования МГИМО к качеству, можно не сомневаться, что образование на площадке бывшего ОГУ станет, без преувеличения, мирового уровня. При этом проект необходим и самому МГИМО: ведь чтобы прорываться в мировые рейтинги, Университету важно наращивать мускулы.
У МГИМО - сильные журналистские традиции. Факультет Международной Журналистики Университета МГИМО - одна из главных кузниц журналистских кадров в стране. Кстати, Наталья Сергеевна Виртуозова окончила именно журфак МГИМО.
Наталья Сергеевна, на правах радушной хозяйки, рассказала, что сама по окончании института начинала работать как журналист, а потом как сотрудник пресс-службы. Подчеркнув, что Правительство Московской области и губернатор уделяют большое внимание молодежной политике, Виртуозова анонсировала, что в крупнейших городах Подмосковья будут создаваться молодежные медиацентры, где молодые люди смогут получать основы профессиональных навыков и приносить пользу региону, освещая события на местах. Наталья Сергеевна рассказала о той работе, которую проделали за последние три года по реорганизации подмосковных СМИ, по созданию телеканала 360, качественной региональной газеты и информагентства. Кстати, руководитель телеканала 360 - известный журналист Вячеслав Духин - тоже выпускник МГИМО. Виртуозова подчеркнула, что будет рада видеть лучшие молодежные кадры из числа участников форума в качестве журналистов подмосковных медиа.
Наряду со спортцентром, участники Медиафорума по достоинству оценили и качество мгимовской столовой. Кормят здесь традиционно вкусно и недорого.
Владимир Мамонтов: бумажных газет, к сожалению, уже не читаю
Владимир Мамонтов - классик отечественной журналистики и медиаменеджмента. Полуторачасовой мастер-класс - стал центральным событием Медиафорума. Владимир Константинович Мамонтов родился в 1952 году во Владивостоке. Окончил факультет журналистики Дальневосточного Государственного Университета в 1975 году. Важным для журналиста считает мотивацию, пробивные качества. Будучи студентом, он принял решение, ставшее судьбоносным для карьеры. Поехал в село в двух часах езды от Владивостока, чтобы пройти практику в районной газете. Главный редактор районки - огромный мужик, все время рассекавший по территории на мотоцикле - немало удивился появлению худенького студента, но взял. В университете работу на селе оценили положительно - дескать, молодой человек хочет познать жизнь.
Мамонтов работал главным редактором «Известий» и «Комсомольской правды» на переломе эпох, при переходе от гигантских редакций к относительно небольшим творческим коллективам. Содержать ежедневную газету стало нерентабельным: в 2005 доходы от рекламы и тиражей «Известий» покрывали лишь 60 % расходов, необходимых на издание газеты. Мамонтов с коллегами выходили из положения так: продавали наружную рекламу на здании «Известий» в центре Москвы на Пушкинской площади. Редакция умещалась на одном этаже, тогда как остальные 7 сдавались в аренду.
Мамонтов не ностальгирует по временам, когда при СССР газеты выходили тиражами в 21 млн экземпляров. Их полиграфическое качество было по нынешним временам низким. Причем не только газет, но и книг. Технологическая революция, по словам Мамонтова, сначала убила формат А2. Потому что читать неудобно. Вскоре должно было упасть и радио. Но радиоформат спас автомобиль. Количество автомобилей резко выросло, так что радио стали слушать намного больше, чем раньше. Сохранилась и книга. Ведь несмотря на наличие электронных книг и смартфонов читать печатную книгу все равно удобнее. А вот газеты Интернет стремительно вытесняет. «Я уже практически не читаю газет. Все новости и инфоповоды я черпаю из Интернета», - стеснительно сообщил некогда главный редактор ведущих печатных изданий страны.
Задать вопросы подобному человеку - бесценно. Лично меня волнует прикладная тема, как обустроить СМИ медиапространство Большой Балашихи. Отсюда и вопрос: «В советские времена была практика направлять журналистов центральных изданий поднимать районки...», - деликатно начал я. Ответ гуру был великолепен. Мамонтов советует менять не форматы, а менять идеологию. «Мы освещаем подрыв ЛЭП в Крыму. Уже чуть ли не по секундам знаем, как взрывали и кто взрывал. А показать большую стройку, как наши рабочие героически строят энергомост в Крым? Ведь народ ждет не ужаса, народу важен труд. Из номера в номер». А классик продолжил: «Вот министр Ткачев говорит о запрете турецких помидоров, что в них обнаружена бактерия. А я лично помидоры люблю, и меня волнует, как давно знали о бактериях? Почему понадобился такой повод, чтобы турецкие помидоры запретить? Это злит народ. А пресса должна нести людям уверенность. Вот, запретили турецкое, но уже посланы эмиссары в Узбекистан, Перу и Эквадор, откуда вот-вот пойдут правильные помидоры. Рассказать о наших фермерах, которые помидоры выращивают…» И, наконец, людям нужны герои: «Вот спасли летчика, а он рвется на фронт, говорит, что хочет вернуть должок за командира. Почему мы его не показываем? Ведь это новый Чкалов, Покрышкин. Нам важны такие герои, чтобы на их примерах воспитывать молодежь?» Местной газете или телеканалу не нужно стремиться быть похожей на кого-то большого и успешного. Важно иметь свое лицо, своего читателя. «Меня часто критиковали, требовали переиначить в КП или в «Известиях» то или другое. А я говорю, почему вы хотите писать об этом именно у нас? Вот через дорогу - «Новая газета», идите к Дмитрию Муратову, у него и пишите».
Показать стройку из раза в раз, что сделано, вселять уверенность, предъявлять обществу героев нашего времени, не копировать чужой успех, а ковать собственный - это отличный рецепт конкретно для Балашихи. У нас ведь есть стройки - взять 4 развязки на шоссе Энтузиастов, роддом, школы и детские сады, есть перемены - каждую неделю многое меняется на объектах. Есть то, что вселяет надежду и оптимизм. Имеются и герои. И, действительно, всему этому мы пока уделяем недостаточно внимания. А надо!
«Что советуете почитать из книг?» - спросили Мамонтова. Из классиков - «Ночь нежна» Френсиса Скотта Фицджеральда. А для профессионального роста - мемуары известинцев - Аджубея, Аграновского, Стуруа и других. В журналистике добиться успеха можно, прежде всего, практикой. В редакции всему научат. Сам Владимир Константинович никогда не думал, что когда-либо станет главным редактором «Известий», ведь этот пост занимали великие журналисты, имевшие огромный партийный ресурс. В «КП» всегда была жизнь, поиск новостей. А в старых «Известиях» работали в тиши кабинетов. «Классики в «Известиях», - говорит Мамонтов, - писали редко. Много времени проводили в буфете, общаясь там с разными интересными людьми. Но из-под их пера всегда выходили гениальные тексты, которые обсуждала вся страна. Сегодня в условиях рыночной экономики обеспечить столь вольготный режим журналисту - невозможно».
В глазах молодых журналистов после этого нехитрого разговора появилась уверенность. Ведь успех - это то, что куется трудом и постоянством. Ведь все великие журналисты тоже были молодыми и с чего-то начинали.
Оксана Пушкина. Важно всегда выглядеть безупречно
Сегодня Оксана Пушкина выдала страшную женскую тайну - свой возраст (52 года). Собственно, для молодой и энергичной женщины - это самый расцвет сил. А выглядит на 30-31. Стройная, высокая, спортивная, в стильных джинсах и синей рубашке. Каждая деталь гардероба продумана, гармонична. А прическа - словно из парикмахерской.
Обращать внимание на внешность, советует Пушкина, должны не только женщины, но и мужчины. И, прежде всего, на собственный запах. Ваш собеседник, конечно, не укажет Вам на запах пота или вонь изо рта. В больших городах, когда человек целый день проводит в делах и в разъездах, так трудно сохранить безупречный вид. Если Вы знаете, что потеете, возьмите с собой запасную футболку. А для профилактики запаха изо рта держите под рукой жвачку, зубную щетку или специальный спрей, не поленитесь сходить к стоматологу.
Некоторые мастер-тайны Оксаны Пушкиной кажутся резкими, но лишь на первый взгляд. Оксана Викторовна достаточно жила в Калифорнии, а в Америке нет запретных тем. И если в России тема пота - часто табу, то в США об этих мелочах рассказывают преподаватели. Нет более верного способа отдалить от себя человека, если от тебя воняет. C`est la vie.
Сегодня Оксана Пушкина пробует себя в новой роли. Она - уполномоченный по правам ребенка в Московской области. Пушкина энергично взялась за дело, пробивая решение одной проблемы за другой. А проблемы тяжелые для восприятия: доступная среда для инвалидов, детки ВИЧ-инфицированных родителей и др. Раньше власть охотно откликалась на ее просьбы, видя в ней известную телеведущую. Сегодня Оксана Викторовна сама применяет властные рычаги, чтобы добиться решения проблем, потихоньку входя в амплуа чиновника. Ей нравится.
Пушкина признается, что нашла свой жанр на телевидении - она лучше всех умеет рассказывать задушевные истории. У нее на телевидении был тернистый путь, в ее успех почти никто не верил. А она добилась - постоянной учебой, тщательностью, трудолюбием. Важная деталь! Все записи бесед для подготовки передачи расшифровываются. Оксана склеивает сюжет, выстраивая логику повествования. И, когда у нее самой берут интервью, а потом присылают на согласование расшифрованный и нелитобработанный черновик, это вызывает ее возмущение.
«На телевидение важно не просто попасть, но и удержаться», - считает Пушкина. В профессиональную телесреду попасть трудно. Чаще всего туда приходят по знакомству. Но телевидение - сложный жанр. Если человек профессионально не тянет, среда его отторгает.
К Оксане было много вопросов. Я задал злободневный для Балашихи. Видит ли Оксана Викторовна решение проблем многодетных семей в тех муниципалитетах, где нет свободной земли для передачи многодетным. Оксана Викторовна рассказала о своей работе по созданию ассоциации многодетных семей Подмосковья, про то, какими же замечательными бывают мамочки. Закон она тоже считает непроработанным, вредным. Тем не менее, она заверила, что стоит на страже матерей, когда начинаются их споры с властями. Что важно изыскивать нормальные земли для наделения многодетных.
«Всегда приходите на интервью - подготовленными. Если не успеваете, пролистайте хотя бы Википедию, чтобы знать информацию о собеседнике», - советует Оксана Викторовна. Вечером она вместе с Ириной Плещевой и олимпийской чемпионкой Ларисой Лазутиной вручали статуэтки победителям музыкального конкурса неформальных организаций, чтецам рэпа.
«Просыпаясь утром и смотря в зеркало, сразу настраивайте себя на позитивный лад», - говорит Пушкина. - «Нельзя говорить или думать, дескать, какая я ужасная, что скажут. Говорите, что все в порядке, что все хорошо, что выгляжу замечательно!»
Что умеет Оксана Викторовна Пушкина лучше других спикеров, так это великолепно работать с микрофоном. Вроде как простое умение - держать микрофон близко к губам. А сколь же мало людей имеют этот полезный навык.
И пришел губернатор
В субботу 28 ноября в Одинцово проходило сразу два крупных подмосковных молодежных мероприятия. Вторым был конкурс неформальных организаций, проходивший на волейбольной арене. Собственно, по итогам секций участников ММФ-2015 повезли именно туда.
В холле первого этажа волейбольной арены располагалась большая выставка произведений современного искусства. Здесь было все… От граффити и стит-арта до боди-арта. Картины были повсюду, и некоторые весьма впечатляли. Тут же на турниках бравые парни выделывали различные акробатические трюки, а танцоры на импровизированном танцполе зажигали рэп. В центре всего был огромный бар, где посетителям предлагались фрукты и напитки. Но молодые люди, присутствовавшие в зале, смотрели явно не на фрукты, а на боди-моделей, которых гримеры и визажисты готовили к выходу на площадку. Тут была и золотистая девушка-фараон, и модель-зеленый динозавр, и белый лебедь, которому перья были приклеены прямо на обворожительную грудь. Как модели не замерзли? Наверное, потому что стойкие. К девушкам все подходили фотографироваться, было взаправдашнее ощущение будто представители инопланетных цивилизаций пожаловали на сей скромный праздник, чтобы посмотреть на землян.
Большой танцпол располагался на самой площадке волейбольной арены. Целый день здесь шли конкурсы музыкальных коллективов с целью определить лучших из лучших. Собственно, именно эту площадку и должен был посетить губернатор Андрей Воробьев по окончании бурного трудового дня. Не секрет, что губернатор и почти все подмосковные руководители любят работать по субботам. В течение рабочей недели у всех обычная суета, да текучка, а по субботам в Красногорск хоть можно доехать почти без пробок.
Губернатор осмотрел выставку, прошел сквозь толпу к сцене, тепло пообщался с молодыми артистами. Церемония открытия была яркой, мощности колонок явно не жалели, рокот от рэпа и DJ-пиршества напоминал маленькое землетрясение. Говорил Андрей Юрьевич коротко, но с большой теплотой. Вспомнил большое молодежное мероприятие в Егорьевске, сказал, что такие форумы надо проводить чаще и с большим числом участников.
Губернатор был в красивом бархатном пиджаке, белой рубашке и джинсах. Лицо, слегка уставшее, с большими мечтательными глазами. К губернатору рванули десятки телекамер и множество участников. Каждому хотелось сделать селфи с губернатором. Быть публичной персоной - непростая ноша, особенно не постоишь в толпе, не спрячешься.
Впрочем, вдруг рядышком среди наблюдавших за выступлениями артистов скромно оказались Оксана Пушкина и Лариса Лазутина. Оксана Викторовна стояла и с радостью снимала видео на телефон. Удивительное ощущение наблюдать за знаменитостью в большой толпе. Все спешат мимо и не замечают. И этот миг, когда не нужно быть публичной, играть на публику - казалось, доставляет человеку огромное блаженство. Впрочем, ни нотки расслабленности - спина ровная как стрела, подтянутая, строгая.
Лариса Лазутина - пятикратная олимпийская чемпионка, человек счастливой, но крайне сложной спортивной судьбы. Она прошла и триумфы и падения. Она смотрела на молодежь сияющим материнским взглядом, отчасти радуясь, отчасти мудро понимая, сколь много предстоит каждому пройти.
А вот губернатор не смог особо долго поприсутствовать. Пришел, посмотрел, поговорил, послушал два номера и поехал дальше. Детям и молодежи, конечно, хотелось бы показать свои навыки именно губернатору, но, по всей видимости несмотря на семь вечера субботы рабочий день у Андрея Юрьевича все еще продолжался.
Участникам молодежного медиафорума тоже не удалось долго посмотреть концерт. Вскоре всех загрузили в автобусы и повезли обратно в «Покровское», где все предстоял не только сытный ужин, но и бессонная ночь подготовки и сдачи проектов в рамках большой медиаигры.
Сильные и слабые стороны Медиафорума
МедиаФорумы и встречи блогеров станут типовым мероприятием. Мы как участники не знаем, что происходило за кадром, какие порой героические усилия приходится прилагать организаторам, чтобы всем было хорошо. Тем не менее, даже отлично проведенное мероприятие - повод разобрать сильные и слабые стороны, чтобы каждое новое мероприятие проходило все лучше.
Начну с недорабаток.
С техническо-организационной точки зрения Форум прошел почти безупречно. Но упущения были. Во-первых, скорость и качество интернета на базе «Покровское». Оно, может, и неплохое для невзыскательных посетителей. Но явно недостаточное для медийной работы.
Второе, содержательная часть. Пригласили архиинтересных спикеров. Но поставили их «горизонтально», разбив по секциям. Всем было бы интересно послушать и команду «Вконтакте» или режиссера Юрия Грымова. Но перед каждым стоял нелегкий выбор. Я выбирал между Вячеславом Духиным и Владимиром Мамонтовым, и это был мучительный выбор. На следующих мероприятиях, конечно, хотелось бы ставить такие выступления в «вертикальную» линейку.
Третье, баннер-задник сцены. Проводить медиафорум Московской области и забыть поставить логотипы 360, РИАМО и газет ИД «Подмосковье» - немного неправильно. Конечно, можно понять организаторов, которым не хочется превращать задники в «братскую могилу» логотипов. Но рассказывая молодым блогерам и журналистам о переменах в Подмосковье, так важно продвигать наши издания.
От отдельных участников были жалобы на холод в номерах, но я этого не заметил. Одеял было в избытке.
Может, чуть иначе стоило бы выстроить медиаигру, чтобы не верстать все в ночь. Также в рамках оповещения сделать акцент не только на МедиаФорум, но и на МедиаИгру. Ведь многие приехали послушать, не взяв ни ноутбуков, ни аккумуляторов и допоборудования. Но тут возникает дилемма, а сколько времени уделить на медиафорум? Двое суток - конечно, мало, но хорошим журналистам не привыкать работать под аврал.
Теперь о хорошем.
Созданы максимально комфортные условия для каждого из участников. Уютная база отдыха. Профессиональные интересные спикеры. Великолепная команда организаторов. Упор на технологию, а не на идеологию.
Самым важным было то, что талантливые люди из разных уголков Подмосковья смогли познакомиться друг с другом. Я подозреваю, что в большинстве групп командные связи не распадутся, а будут устремлены в будущее. Очень сильный состав участников, разноплановый, интересный, взаимодополняющий. Приходилось не бонзоветь, а некоторым полезным навыкам учиться на ходу.
Лично для меня такое общение - повод посоветоваться по сложным вопросам, с которыми приходится сталкиваться при выстраивании медиапространства в родной Балашихе. Где ж еще можно неформально поговорить с теми, кто отвечает за региональную информполитику, или задать злободневный вопрос тем федеральным спикерам вроде Владимира Мамонтова, у кого опыт в сотни раз больше?
По итогам форума участниками будет сделано много красивого и разнопланового контента. И эти репортажи нужно анализировать, дабы точечно работать над созданием молодежной медиасреды. В принципе, пройдя такую творческую мастерскую, каждый из участников уже четко понимает, какой должен быть медиацентр в его родном городе. Что это должна быть структура не для галочки, а работающая на результат, на решение конкретных задач. Ибо, как сказал наш губернатор, «результат рулит!»
Форум прошел успешно, и несмотря на некоторые огрехи, организаторы заслуживают твердой пятерки!
Огромное спасибо команде ГУСК и Ирине Плещевой, что вновь собрали нас всех вместе. Вы - лучшие, вы - молодцы! Спасибо губернатору и вице-губернатору. Для Подмосковья стать территорией лидерства без сильного информационного пространства - невозможно, а создавать его нужно шаг за шагом, последовательными стратегическими усилиями, опираясь на молодежь.
МедиаФорум,
Андрей Воробьев,
МГИМО,
СМИ,
Публицистика,
ГУСК,
Ирина Плещёва,
Мое Подмосковье,
БлогерМО,
Мероприятия,
Медиаблок