Nov 01, 2014 21:06
Я очень хорошо понимаю, зачем воссоединяться. И почти все горожане это тоже понимают.
Аргумент № 1. География
Давайте посмотрим на карту Железнодорожного и Балашихи. Первое, что бросается в глаза, так это то, что Железка полностью окружена Балашихой. Образно говоря, Балашиха - это бублик, а Железнодорожный - дырка от бублика.
Леса и просторы вокруг Железки - это Балашиха. И любимый вид спорта прежних балашихинских «хозяйственников» - построить многоэтажки впритык к Балашихе и подсадить их на инфраструктуру Железки. В Кучино - есть Лесные поляны, 19. В Павлино - три дома рядом с Павлинским парком. Примеров хватает.
Второе, что не так сильно бросается на карте в глаза. Железнодорожный - это, образно говоря, материк и остров, планета Земля и Луна. Балашиха рассекает наш город, примерно так же, как Прибалтика отсекает от России Калининград. Анклавом является Купавна, дальний микрорайон Железнодорожного. В теории - Железка и Купавна связаны многокилометровым «корридором» шириной в три метра. На практике, т.е. на кадастровой карте, данный коридор отсутствует. И эта ситуация нарушает федеральный закон о местном самоуправлении.
Воссоединение Балашихи и Железнодорожного сделает наше пространство цельным, уберет границу, позволит городам гармонично развиваться, не упираясь в искусственные границы.
Аргумент № 2. История
В советскую эпоху и до начала 2000-х гг. Железнодорожный являлся частью Балашихинского района. Оба города - и Балашиха, и Железнодорожный - стремительно развивались. Во времена СССР было два стратегических видения развития района. Считалось, что со временем его присоединят к Москве. Этого очень ждали и жители, и местное начальство. Все мечтали о временах, когда в оба города придет метро. И, кстати, значительная часть Балашихинского района отошла к Москве. Речь идет об Измайлово. Но настала новая эпоха, иным стало устройство страны. И водораздел, существовавший между Москвой и областью, лишь усилился.
Вторая концепция - разместить в Балашихе, как в крупнейшем городе Подмосковья, административный центр Московской области. Для этих целей в 1980-е был разработан проект центра Балашихи, удостоенный высшей награды на архитектурной выставке в Париже. Опять-таки, в новорусскую эпоху было принято решение, что Подмосковьем лучше всего управлять с Рублевки.
В 2004 г. в Российской Федерации случилась административная реформа, в результате Балашиху и Железнодорожный разделили. Резали буквально по живому. Балашихинским властям было абсолютно безразлично, как будет развиваться Железка. Они тщательно отбирали у города все земли, необходимые для устойчивого развития, чтобы перепродать самим.
Ситуация с размежеванием до боли напоминала размежевание Малайзии и Сингапура в 1965. Балашиха отказалась от Железнодорожного как от нищей, проблемной черной дыры. Примерно также малайцы выгнали Сингапур, перенаселенный бедный проблемный город. Прошло десять лет. Железнодорожный преобразился, расцвел, и хоть проблем у нас очень-очень много, но мы справились с изоляцией. А вот Балашиха просела. Но в отличие от Малайзии и Сингапура мы не два разных мира. Мы скорее Восточный и Западный Берлин, разделенные границей, которая напоминает моральную стену, мы жаждем воссоединения, оно нам необходимо как воздух.
Опять-таки. Восстановив статус большого города, мы должны будем создать единую самоидентификацию. Мы не можем оставаться вечным придатком к Москве, или колонией Рублевки. С другой стороны, так ли нам нужно превращаться в административный центр? Наша задача стать полноценным европейским городом. Благо потребности у жителей Балашихи общие.
Аргумент № 3. Дороги
Железнодорожный связан с Москвой Носовихинским шоссе. Для города Железнодорожного Носовиха - это «Дорога жизни». Тысячи горожан ежедневно едут в Москву, преимущественно по Носовихе. Если ты выехал до 6:30 утра, то еще есть шанс добраться до Москвы быстро. Ежели нет, то встаешь в вечную пробку. Дорога обратно проходима примерно до 15:00. Дальше опять начинаются пробки, которые частенько длятся до часу ночи.
Беда в том, что Носовихинское шоссе разделено между тремя муниципалитетами. Реутовым, Балашихой и Железнодорожным. Если в Реутово несколько полос, то в Балашихе (Никольско-Архангельском и в Салтыковке) шоссе сужается до одной полосы в каждую сторону.
В идеале требуется расширить Носовихинское шоссе до трех полос в каждую сторону. Некоторые «урбанисты» говорят, что это плохо, пусть уж лучше Носовиха остается улицей, а пробки сдерживаются в Салтыковке, а не перекочовывают в центр Железки. Но давайте скажем честно: нам нужна нормальная трасса. Усугубляет ситуацию наличие множества светофоров. А зимой многие тяжело груженные фуры просто не способны преодолеть некоторые подъемы по гололеду.
С Носовихой нужно наводить порядок. Расширить хотя бы до двух полос в каждую сторону, сделать развязки, отрегулировать светофоры.
Ключевым для объединения двух городов, безусловно, является Леоновское шоссе. Леоновское шоссе связывает Балашиху и Железнодорожный как пуповина. Оно расположено между Горьковским и Носовихинским шоссе. И время стояния в пробке, чтобы выехать с Леоновского шоссе, достигает от 40 минут до 2 часов. Создание автомобильных развязок на пересечении Леоновского шоссе и Горьковки (Шоссе Энтузиастов), а также на пересечении Леоновского шоссе, горьковского направления железной дороги и Носовихинского шоссе - первоочередная задача.
Горьковка. Сейчас стало чуть получше, но все равно Горьковское шоссе стоит. Сейчас в Москве идет комплексная реконструкция Шоссе Энтузиастов, важно, чтобы оно было состыковано и с той частью, что будет в Балашихе. Необходимо, чтобы Горьковское шоссе на всем своем протяжении от МКАД до Ногинского района стало бессветофорным. Требуется построить нормальные развязки. Прежде всего, на пересечении Разинского шоссе, ул. Советской и Шоссе Энтузиастов. Также нужна развязка с ул. Некрасова в районе автовокзала.
Аргумент № 4. Единый генплан
Основой развития любого города является Генплан. Так сложилось, что и Балашиха, и Железнодорожный живут по устаревшим генпланам. Развитие территорий осуществляется хаотично, на основании сиюминутной выгоды. Часто долгосрочные интересы приносятся в жертву частным.
В 2012 году власти Балашихи попытались протащить новый генплан. Задачей генплана было, в том числе, узаконить многие неправомерные стройки, привести градостроительные нормы в соответствие с реальной жизнью. Удар наносился по зеленым зонам. Данный генплан вызвал огромное возмущение жителей. Вмешательство губернатора А.Ю. Воробьева привело к тому, что генплан был отменен и отправлен на доработку. В течение года в обществе шло активное обсуждение, в каждом из районов. Действовала большая группа активистов-энтузиастов, систематизировавшая предложения жителей по генплану. И что? И пшик.
В 2012 году я также высказался против генплана Балашихи. Потому что данный генплан не принимал в расчет потребности Железнодорожного, был не состыкован с нуждами агломерации. Теперь, когда мы едины, можно ответственно подойти к развитию города, учесть потребности микрорайонов в социальной инфраструктуре, гармонично связать дорожные сети.
К разработке генплана Балашихи нужно пригласить ведущих мировых архитекторов. Ведь мы разрабатываем не местячковый, провинциальный проект. По сути, это содержательная альтернатива Новой Москве, самый крупный город Подмосковья.
Аргумент № 5. Единое руководство и административный центр
Что роднит Балашиху и Железнодорожный, так это то, в каких стесненных, почти скотских условиях работают чиновники. Взять здание горадминистрации Железнодорожного! Сарай. Оно предназначалось для небольшого рабочего поселка, городка, но не для управления городом с населением в 180 тыс. человек. Подразделения администрации расползлись по окрестным домам. Чиновники сидят друг у друга на головах, ремонт и оформление остались с советских времен, во многих комнатах нет кондиционеров, отчего летом там страшная духота.
Не лучше ситуация в Балашихе. Бывшее здание исполкома «попилили». Для нужд администрации осталось мало помещений. Они также неуютные. Слегка улучшило ситуацию с размещением местных чиновников создание МФЦ, но и оно тоже не сахар.
Задача номер 0 - создать в Балашихе нормальный единый деловой административный правительственный центр. Чтобы комфортно в одном большом здании разместить все подразделения обоих администраций. В качестве примера взять любое большое ведомственное здание в Москве, построенное специально под ведомственные нужды.
Я не верю в сказки, что объединение приведет к сокращению местных чиновников. В нашей стране все разговоры о сокращениях - это либо популизм, либо увольнение неугодных. Наша задача сделать так, чтобы работать городским чиновникам стало комфортно. Построить здание реально большое, на вырост, возможно, перенести туда какое-то из подразделений регионального правительства.
В таком здании можно запланировать площади и под культурные нужды. Например, под большой художественный и краеведческий музей, выставочно-экспозиционный центр. Сделать большой конференц-зал для публичных слушаний и общегородских мероприятий, концертов. Сделать нормальный зал для работы городского Совета депутатов, чтобы у местных депутатов был хороший стимул больше времени тратить на благо горожан. Учитывая небольшой состав Совета депутатов, зал можно сделать круглым, чтобы все друг друга видели, а не сидели лицом к президиуму.
Сейчас ни в Балашихе, ни в Железнодорожном нет нормальных больших залов, способных принимать мероприятия высокого уровня. Поэтому создание хорошего правительственного, административного и делового центра подстегнет развитие города.
Аргумент № 6. Экоконтроль. Убрать свалки из-под носа
Территории, прилегающие к Железнодорожному, традиционно рассматривались балашихинской властью как окраины. Результатом стало то, что впритык к Железнодорожному навпихали свалок.
Свалки в Подмосковье - высокодоходный вид бизнеса. По слухам, контролируемый криминалом. И управы на этот «бизнес» нет. Москва производит много мусора, крайне много. И он практически бесконтрольно складируется здесь. Впритык к Кучино, к многоэтажному и густонаселенному микрорайону, выросла жуткая Фенинская свалка. В 1990-е и в начале 2000-х эта свалка почти каждый год горела, отравляя все едким пластиковым дымом. Сейчас там завели пожарный расчет, что позволяет оперативно тушить пламя. В своей программной речи «Подмосковье - территория лидерства» в феврале 2014 года губернатор Московской области Андрей Воробьев высказался за закрытие данной свалки в течение года. Но мусоровозы пока идут.
Таких свалок на территории Балашихи несколько. Некоторые находятся впритык к Железнодорожному. Страдает, например, мкрн. Саввино. Есть легальные свалки, есть нелегальные. Задача - навести порядок в этом вопросе. Важно принять комплексную программу рекультивации территории свалок.
Также важно контролировать очистные сооружения. К примеру, огромные сооружения для переработки канализационных стоков были построены в Акатово. Есть подозрения, что в коллектор попадает не только канализация, но и промышленные стоки, что приводит к мору рыбы в реке. А ведь вниз по течению расположен город Железнодорожный - мкрн. Кучино, Керамик, Павлино, через которые идет Пехорка. Купаться в реке стало опасно. Важно установить станцию по замерам, чтобы четко понимать, какой ущерб наносится окружающей среде, работать над его минимизацией.
Аргумент № 7. Единый бюджет и активы
Объединение сделает городской бюджет количественно больше. Но объединение доходной части не сделает нас богаче, поскольку расходные части тоже никуда не денутся. Объединиться также долговая нагрузка, непогашенные обязательства. Объединяться и муниципальные активы, что неизбежно потребует их реструктуризации.
Впрочем, для местной администрации есть принципиальная разница. Одно дело управлять городом с бюджетом в 3 или в 5 млрд. рублей, другое дело, когда сумма составит порядка 10 млрд. Это качественный скачок. У многих субъектов Российской Федерации бюджет куда меньше, чем в Балашихе. И это многое поменяет, создает предпосылки для резкого роста качества управления и требований к управленцам. Ведь придется решать, куда более масштабные задачи. Возрастает не только бюджет, но и ответственность.
У местной власти появится большее пространство для маневра. Это позволяет ставить и успешно решать амбициозные задачи. С одной стороны, большой бюджет не защищает от бесхозяйственности и роскошеств, в стоге сена легче утаивать иголки частных интересов. Но возрастание сумм влечет и рост контроля, внимания со стороны проверяющих органов.
Рост бюджета означает рост значимости города: оно автоматически повлечет больше ассигнований как из регионального, так и из федерального бюджета. Во-первых, потому что к ключевой территории будет больше внимания. Во-вторых, у местного бюджета будет больше возможностей участвовать в различных программах софинансирования, что позволяет в разы увеличить количество реализуемых на территории проектов и добрых дел.
Продолжение следует... аргументов еще очень много.
Купавна,
Мое Подмосковье,
Железнодорожный,
Балашиха,
Платформа Кучино