Балашиха - выборы главы города (меморандум Анатолия Баташева. Часть 2)

Oct 14, 2014 13:43

Специфика кампании в Балашихе
Создаваемый муниципалитет - крупнейший в Подмосковье. По функционалу это как новая Москва. Глава Балашихи, избираемый народом, - это по сути человек № 2 в Подмосковье. Это главная опора для губернатора.

Именно по Балашихе и еще нескольким городам будет определяться эффективность Воробьева как губернатора. Сегодня именно Андрей Воробьев является наиболее вероятным кандидатом на должность Президента Российской Федерации в 2024 году. Именно Балашиха станет модельной территорией, по которой будут судить об управленческих способностях Воробьева. Но даже если Воробьев никуда не пойдет на повышение, то в силу молодости и энергии он способен стать бессменным губернатором Подмосковья на ближайшие четверть века.

Сегодня в единой Балашихе Евгений Жирков - фактически безальтернативный кандидат. 11 лет возглавлял Железнодорожный, пользуется доверием жителей. Хорошо знает Балашиху и балашихинскую элиту изнутри. Это гарантирует достаточно быструю спайку муниципалитетов. Возглавив муниципалитет такого масштаба Жирков автоматически становится политиком федерального уровня. Не самым заметным и влиятельным, но, в случае успешного руководства, весьма уважаемым членом "первой тысячи".

Задача Воробьева - переварить Балашиху, выстроить жесткую вертикаль управления. Прежняя балашихинская команда слабо поддавалась контролю, много групп влияния имели свои интересы. Главная задача Жиркова обеспечить управляемость региональной власти в этом важном муниципалитете.

Какие есть угрозы позициям Е.И. Жиркова? Во-первых, не исключено, что часть групп влияния в балашихинской элите сохранятся и некоторые будут играть по своим правилам, а то и вести подковерную войну, т.е. могут где-то подставить подножку. Во-вторых, возникает вопрос прочности спайки Жирков-Воробьев. Станет ли нынешняя балашихинская команда восприниматься как «техническая», «промежуточная» на период объединения или выступит, как системная опора и стратегический партнер губернаторской команды?

Во многом, прочность балашихинской власти зависит от того, как Евгению Жиркову удастся выстроить отношения с местным бизнесом, гражданским обществом и контрольными органами. Как быстро будут решаться проблемы, мешающие муниципалитету развиваться.

Сегодня есть две альтернативы на каждом из трех уровней.

На местном уровне. Либо Евгений Жирков будет развиваться как авторитарный, харизматичный политик («директор»), либо разыграет карту «народного мэра». Сумеет ли он стать местным балашихинским С.К Шойгу?

На региональном уровне. Либо Евгений Жирков будет полностью в тени губернатора, либо будет демонстрировать лояльную самостоятельность. Сумеет ли он стать местным С.С. Собяниным при В.В.Путине? Или будет одним из незаметных членов группы поддержки.

На федеральном уровне. Либо Евгений Жирков остается «невидимым руководителем» муниципалитета, либо попытается стать одним из экспертов, влияющих на выработку и принятие решений в муниципальной политике государства? Сейчас «Единой России» крайне необходимы свежие лица, в лице не приевшихся бонз и мельтешащей молодежи, а нечто простое, обстоятельное, успешное. Умное и обаятельное. Глава Балашихи - это крайне авторитетный ньюсмейкер-эксперт, знающий ситуацию снизу.

Сидеть в коконе комфортно, но все же так нужна решимость, чтобы вылезти из кокона, раскрыться.

* * *

Почему результат не рулит
Сумеет ли Евгений Жирков закрепиться на достигнутом уровне? Получится ли ему доработать пятилетний срок и последующие? Какие у него пути и перспективы? Какие ошибки ему необходимо исправить?

Первое, на чем стоило бы сосредоточиться - заведомо чистые выборы. Все последние прошлые выборы в Железнодорожном и теперь в завоеванной Балашихи проходили по принципу «результат рулит». Были спорные ситуации, не обходилось без заправского скандала. Хотя власть всегда заведомо побеждала с крупным счетом, зачем-то предпринимались усилия с применением спорных технологий, чтобы довести результат до «разгромного». Например, имеются случаи разночтений между протоколами, которые выдавались наблюдателям, и данными в системе ГАС «Выборы». Зачем сейчас Жиркову и Воробьеву сталинские «правила игры» в условиях сформировавшейся сильной и авторитетной власти? Да, честность - это роскошь, но, перефразируя поговорку, мы слишком бедный муниципалитет, чтобы позволять себе быть нечестными. Хотя, скажем честно, уникальная способность генерировать 99,9 относительно законными способами, это важное конкурентное преимущество, которое так страшно потерять, особенно в преддверии 2016 года. Хватит ли местным и подмосковным политикам смелости, чтобы преодолеть, изжить в себе тоталитарные атавизмы?

Спецификой предыдущих выборов главы Железнодорожного была имитация конкурентности. В 2013 году вроде выставилось много кандидатов, от разных партий, но реальной борьбы не было. Все кандидаты были «техническими». Что наглядно видно из анализа избирательных фондов, когда кандидаты от «оппозиции» практически ничего в выборы не вложили. Я был единственным, кто реально боролся.

С одной стороны, «победителей не судят». С другой, относительно чистые выборы повышают значимость политика. Задача конкурентных выборов сплотить город, выслушать критику, продемонстрировать заведомую силу власти. Жирков вполне может разыграть ту же карту, что и Собянин, и Шахов. Т.е. обеспечив заведомо честные условия игры, обыграть сильного соперника с достойным счетом.

Во-первых, важен умеренный культ личности. Важно выбирать не Жиркова и «команду Жиркова», которой противостоит мельтешащая команда гражданских активистов, а обеспечить голосование по доверию лидеру, серьезный мозговой штурм по судьбам города. Для этого будет лучше развести во времени выборы главы города и выборы совета депутатов; выборы главы провести в феврале-марте, выборы единого совета депутатов в единый день голосования или раньше.

Во-вторых, важна честность. Если выборы будут разведены по времени, то на выборах главы можно будет использовать Коибы. Это и людям будет интересно, и будет убрана львиная доля сомнений в честности выборов. Чтобы под Коибы не влез сильный конкурент (как Митволь в Химках), об их использовании можно объявить после завершения регистрации. Как раз красивый инфоповод выйти на губернатора с этой инициативой и получить распоряжение о проведении чистых выборов.

В-третьих, разведение выборов убрать из повестки дня тему справедливо или нет объединение. Если пойдет множество кандидатов, то некоторые гражданские активисты и независимые силы, к сожалению, начнут пиариться на теме якобы невыгодности объединения. Важно внести в выборы, какую-то интересную магистральную струю.

В-четвертых, я бы рекомендовал избирать не весь Совет Депутатов целиком, а сделать довыборы в Железнодорожном по трем или четырем многомандатным округам. У железнодорожненских депутатов в сентябре истекает срок полномочий. Конечно, гражданское общество Балашихи жаждет реванша, и, возможно, стоит организовать общие выборы с учетом новых реалий.

Честно говоря, я категорически рекомендую отказаться от многомандатной петрушки. Она внешне выгодна власти, но не способна содействовать формированию сильного гражданского общества. Депутаты получаются слегка оторванными от земли. Вместо депутатов-участковых, дворовых псов, мы получаем депутатов-смотрящих, обо всем и ни о чем, журавлей в небе. Хотите журавлей, сделайте многомандатные округа с партийными списками. Но не нужно монополизировать власть, политическое море до твердокристаллического состояния или до полной дистилляции. Важно включать и антимонопольные рычаги. Другое дело антимонопольная политика имеет смысл лишь при реальной демократии, при гармоничном развитии, а не в политических декорациях.

Второе, что важно сделать команде Жиркова, постараться преодолеть прошлые ошибки как в Железнодорожном, так и в Балашихе. Выполнить данные обещания, загладить несправедливости. Это позволит нивелировать негатив, загасить шлейф проблем, вызванных неверными решениями.

Во-первых, в Железнодорожном есть проблемное общежитие на ул. Почтовой в Кучино, куда губернатор Московской области Андрей Воробьев обещал приехать, заложить первый камень. Расселить людей, и отчитаться о выполнении поручения, всяко лучше, чем тянуть еще десять лет.

Во-вторых, есть спорная ситуация в Купавне вокруг бульвара Ленина и Дружбы, чудесного соснового парка, который много лет назад попытались отдать под дачи, что спровоцировало многолетнее гражданское противостояние. В числе арендаторов, и об этом надо говорить прямо, нет «случайных» людей. Мудрой власти, а Жирков обязан быть именно мудрым, имеет смысл за символические суммы консолидировать права «аренды» в одних руках, пересмотреть целевое назначение земли, вернуть ее городу (подчинить ее дирекции "Пестовского парка") и сделать там парковую зону, парк районного значения.

В-третьих, надо по-доброму отнестись к главным радикальным оппонентам. Дать им возможность сосредоточиться на любимых, добрых делах, а не на нагнетании ситуации. К примеру, стоит поддержать Радислава Фатеева в деле восстановления его сгоревшего православного спортивного детского центра. Власти стоит сделать тут первые шаги, ну, чего жаловаться, что радикалы в рамках критики выходят за рамки приличий. Пора бы уже начать демонтаж баррикад с обоих сторон.

Много спорных ситуаций и в Балашихе, тяжелое наследие последних двадцати лет. Будущее далеко не безоблачное, особенно в свете проработки генплана. Дороги через лесопарки, застройка сельхозземель и прочее, будут вызывать протесты. А учитывая, что многие люди, чьи интересы ущемлены, оказываются весьма непростые, важно создать буфер. Важно справедливо состыковывать интересы бизнес-субъектов и интересы проживающих на территории общин.

Третье, надо выделить приоритетные проекты и проблемы. Доводить до ума процессы, существенно повышающие качество жизни горожан. Тяжелейшая дорожная ситуация, когда напрочь отсутствуют развязки. А очередь в детские сады? Или совсем смешные проблемы. К примеру, в Железнодорожном нет ни одного кинотеатра, при этом строятся торговые центры в проходных местах, где подобный объект можно было бы запланировать. Впрочем, важно не выпадать из реалий. К примеру, все кучинцы знают, какое облегчение принесла станция обезжелезивания. Надо уметь и хвалить власть, а не только хотелки хотеть.

Четвертое, создать сильное независимое позитивное медиа-поле и медиа-пространство. Дабы власть была узнаваемой, понятной, народной, интересной. Наталья Виртуозова и Вячеслав Духин крепко взялись за это дело на областном уровне, но Балашиха - это передовая. Но тут нужна качественная журналистика, а залогом качественной журналистики является независимость СМИ. К примеру, ту огромную работу, которую я проделал по очистке леса, ни приезжала освещать ни балашихинская, ни железнодорожненская пресса, ни местное телевидение. Почему? Не потому, что лень, и не потому, что нет инфоповода или "не приглашали". Запрещено показывать альтернативу, обсуждать альтернативу в любом ее виде.

Я почему пошел на выборы в Железнодорожном и в Балашихе? Потому что хотел показать альтернативу и ее показал. Многое о чем я писал и говорил, теперь воплощается в жизнь. Я считаю, что мне и моей группе поддержки удалось реально изменить жизнь обоих муниципалитетов к лучшему. Впрочем, работать докторами Айболитами, конечно, почетно. Но мы вытащили бегемота из болота, сделали доброе дело (сегодня по ряду показателей на уровне беднейших африканских стран), спасибо, теперь Айболиту снова пора "в Ленинград", в Люксембург (в Железке работы все равно нет, а мой сегодняшний активизм - это бесплатный труд по 20 часов в сутки уже третий год подряд).

В-пятых, местной власти имеет смысл перехватить повестку гражданских активистов по ключевым направлениям. В т.ч. темы леса, стройки и ЖКХ. Я с восторгом вспоминаю акцию «Наш лес». Но хорошая акция - это просто хорошая акция, которая не должна маскировать ошибки политиков. Кто бы что ни говорил, а я считаю вырубки леса в Балашихе, огромной ошибкой. Да, к примеру, Андрей Ильницкий, спасший нашу березовую рощу и занимающий ключевой пост заместителя председателя правительства Московской области, может блеснуть аки Ланселот с мечом Колесова. Но, убивая лес, убивая экосистему, превращая заповедный лес в промышленный рядом с густонаселенным городом, мы плодим пустыри. И эти пустыри уже вряд ли возродятся как лес. Поджог или скос некошеной сухой травы, вот и погибли елочки. Рано или поздно все это срубленное застроят. Плохо это или хорошо, я не знаю. Наверное, хорошо. Но срубили в Балашихе достаточно, пора ставить точку иначе процесс деградации лесного массива приобретет необратимый характер.

Задача Жиркова защитить объединенную Балашиху от многих скороспелых, непродуманных решений. Ему неизбежно придется выступать с особым мнением, и крайне важно, чтобы на уровне субъекта к этому мнению прислушивались. Другая его задача - продвигать Балашиху, интересы балашихинцев и железнодорожненцев.

Но и контроль важен. Внешний контроль, самоконтроль. Многоступенчатый контроль как у спортсменов, контроль тренера, спортивной федерации и прочее. Важно попытаться создать гармоничный муниципалитет с устойчивым, интенсивным развитием. Создавать не по старинке, а попытаться выстроить эталонный муниципалитет XXI века. И как раз честные выборы, прямые выборы, справедливо сбалансированная власть, как с точки зрения разделения властей, так и с точки зрения их формирования - первый шаг на этом нелегком пути.

Евгений Жирков, Мое Подмосковье, Андрей Воробьев, Выборы 2014, Железнодорожный, Балашиха, Стратегия для Железки

Previous post Next post
Up