«Мы находимся в пропозиции к власти». О подмосковном Майдане, протестах и стратегии успеха

Jan 29, 2014 19:40

В 2012 году в подмосковных Балашихе и Железнодорожном случилось необыкновенное чудо. Группа протестующих граждан отстояла Кучинскую березовую рощу, которую власти планировали застроить. В числе горожан, отстаивающих рощу, был и Анатолий Баташев. В 2013 году при поддержке партии «Яблоко» он баллотировался в мэры Железнодорожного, но в итоге ему присудили лишь пятое место.

- Анатолий Геннадьевич, сейчас все наблюдают за Майданом в Киеве. А возможен Майдан в Балашихе и в Железнодорожном?
Майдан - крайне полезное мероприятие для любого города. У нас в Кучино был свой "Майдан". Вполне мирный и законопослушный, но его последствия были для власти ощутимыми. Губернатор Подмосковья Сергей Шойгу лично приехал к людям, которые круглосуточно стояли 70 дней на морозе и в жару. Рощу спасли, а глава Балашихи Владимир Самоделов вскоре потерял свой пост. Что такое Майдан для любого города? Это ситуация, при которой у людей пробуждается патриотизм, гражданское самосознание, ощущение собственных интересов и силы. Каждый должен сделать выбор: сидеть дома, стерпеть, или прийти, стоять. И ровно в этот момент люди из просто жителей, населения становятся гражданами, горожанами, начинают вникать в проблемы, знакомиться. До событий 2012 года я работал в Москве, и меня не беспокоила ситуация в родном городе. А наш Майдан стал для меня очередным университетом. И сотни новых знакомых и друзей.

- Но у вас все было законопослушно, а в Киеве проходят масштабные столкновения. Это тоже полезно?
Когда начинаются столкновения, виноваты обе стороны. Что в Киеве, что в Москве, что в Париже. Когда в Москве 6 мая шли столкновения на Болотной площади, это проявилось вполне наглядно. Это уже было не первое шествие митинг, которое оппозиция проводила на Болотной. Раньше для прохода колонн на площадь у людей было 200 метров, но 6 мая проход был всего лишь 20-30 метров - это немного для толпы в 70 тысяч человек. Власть осознанно шла на провокацию. Но опять-таки бойни можно было избежать, была бы добрая воля. К сожалению, Сергей Удальцов, находившийся во главе колонны, сказал своим сторонникам устроить сидячую забастовку. Получилось и сам не пойду, и другим не дам. А сзади 50-70 тысяч человек. Началась давка, в результате толпа была вынуждена пойти на прорыв, кто-то взорвал пиротехнику и началось. Надо говорить прямо, Сергей Удальцов провокатор и кремлевская титушка, чьей целью было слить процесс. Он и его сторонники до этого устроили провокацию на Пушкинской, потом на Болотной. В результате огромное количество людей, которые за честность и за перемены перестали ходить на митинги. Это стало небезопасно. Вожди оппозиции не должны бояться лезть на амбразуру, но всегда, когда можно избежать столкновений, важно уметь остановить толпу, хотя это и трудно.

- Нужно ли бояться столкновений?
Да, нужно. Если люди кидаются камнями или даже просто держат камни за пазухой, это приводит к смертям и травмам. Однако и полиции надо сохранять выдержку. Разогнать, применить дубинки - просто. Но людей дубинками не запугаешь, наоборот, вырабатывается иммунитет к страху. Когда стали бить людей на Болотной, на место одного задержанного или избитого вставали трое, из ранее законопослушных. Люди не могли смотреть, когда рядом попадали под раздачу женщины, старики, других люди, кидались на защиту. Или когда им самим доставалось. Начиналась цепная реакция, взаимовыручка. Проблема власти в том, что на любые будущие митинги выйдут люди, прошедшие закалку 6 мая. Поэтому власти нужна крайняя мудрость, чтобы не спровоцировать выступления. Палок никто не боится.

- Но милиция сильнее, их больше, на их стороне закон.
Вот именно поэтому так важно сдерживать желание «пересидеть» власть. Любой мирный, успешно проведенный митинг удваивает число сторонников перемен, заставляет людей задумываться. Любое агрессивное подавление увеличивает число радикальных элементов в разы. Мирный протест гораздо эффективнее беспорядков. Важно разговаривать с людьми, включить кадровый лифт, а не прятаться. И потом, в чем сила милиции, разве в дубинках? Сила в том уважении, которое общество оказывает людям в погонах. Зачем ругать милицию? Зима 2011-2012 годов была холодная, люди, пришедшие на митинги в декабре-феврале, промерзали жутко. Но милиции-то было еще хуже. Сотни ребят, охранявших порядок, дрожали как осиновые листики. Им было чудовищно холодно. Оппозиция стояла по 2-4 часа, а они дежурили по 6-8 часов, без нормальных шапок, в легких штанишках, в легких куртках. Именно они и были настоящие герои митингов. Для оппозиции крайне важно с трибуны благодарить полицию, правоохранителей, городские власти за работу по подготовке и проведению митинга.

- Почему сейчас в России протест мал, запугали?
А нужен ли протест? Власть часто сама плодит протест какими-то несправедливыми решениями. Неравнодушные люди, которые приходят на митинги - это хомячки. Они не приходят воевать и драться. Но им важно своим присутствием выразить гражданскую позицию. Мудрая власть к этому прислушивается. Чтобы добиться успеха, митинги надо проводить чаще, и не допускать экстремистов и титушек к трибуне. Жестко пресекать противоправные действия. Во-вторых, нужна повестка. «Путин - вор», «Свободу Козлову», «Свободу блудницам», а теперь «Нет Олимпиаде» - это не повестка, а вредительство. Мы живем в стране, народ которой проголосовал за Путина. Надо будет, еще придет и проголосует. И нам на уровне парламента, на уровне Москвы тоже нужны люди, прошедшие проверку чистыми выборами. Собянина избрали, Шахова в Химках избрали. Важно сделать так, чтобы к выборам претензий не было. Взять, к примеру, Навального. По интересу к нему СМИ он давно сопоставим с федеральным министром или вице-премьером. А сейчас он выброшен на обочину. И не только он, все поколение ровесников Навального выброшено. Поэтому так важно, чтобы у нас была честная конкуренция на выборах в Государственную Думу, в Мособлдуму, в Мосгордуму, на губернаторские позиции, на должности мэров.

- Какой лозунг способен мобилизовать людей?
Если говорить про Болотную, то лозунгов два: «За чистые выборы» и «Россия - Европа». Лозунги должны быть добрыми. Не нужно воевать на чужих полянах. К примеру, лозунг «За права детей» - рушится, если вы не готовы его своим примером тащить. Что касается местных выборов, важно тоже упирать на позитивную повестку. Честно говоря, внедрение 4G интернета или отмена мобильного рабства, форсированное строительство метро и автомагистралей - это меры, которые вырабатывают у людей уважение к власти. У нас в Железнодорожном обычная программа обезжелезивания воды принесла власти много очков.

- Наблюдатели говорили, что у Вас в Железнодорожном фальсификации зашкаливали. Многие обижены, что вы безоговорочно признали итоги и не стали опротестовывать результаты.
У меня был серьезный конкурент. Евгений Иванович Жирков уже 10 лет возглавляет город, бороться с ним не стыдно, а победить почетно. Даже мои самые горячие сторонники понимали, что в противостоянии Баташев - Жирков - победит Жирков. А любой результат, кроме первого, - это поражение, без разницы второй он или пятый. Хотя, конечно, можно было бы как за год до этого в Химках - установить в городе КОИБы, это сняло бы все претензии к качеству выборов. Почему меня поддерживали? Потому что выборы - это возможность озвучить проблемы города, наметить приоритеты развития. С местной властью у меня неплохое взаимодействие, поскольку я занимаюсь приведением в порядок Кучинского леса у реки Пехорка. Победил - пусть работает, соответствует. Мне нравится, что многие тезисы моей программы, теперь на устах у власти. И это важно, чтобы у городских чиновников появились цели, незамыленный взгляд, открылось второе дыхание. Моя победа в том, что мы сформулировали повестку и нас услышали.

- А может быть майдан в Железнодорожном?
Чтобы случился Майдан, должны быть весомые предпосылки негативного свойства, что-то, обижающее многих людей. В городе Железнодорожном много проблем, накопленных за десятилетия, но на Майдан они не тянут. Накануне выборов мы проводили соцопрос, население в целом очень довольно, люди настроены оптимистично. Но запрос на перемены, на улучшение качества власти был высоким. Мне кажется, наилучшей альтернативой Майдану является развитие гражданского самосознания. Надо уметь собирать людей, заставлять их заниматься любимым делом. Для власти - лучшая профилактика Майданов - это детские кружки и развитие досуга: парков, кинотеатров. Посмотрите, какую красоту Собянин сделал в парке Горького. Если человеку есть, куда пойти, он не пойдет на Майдан. Я помню, какой чудесный пару лет назад был концерт на день города. Люди гордились, что живут в Железке, столько было светлых чудесных лиц. Если мы как оппозиция сумеем организовать что-то похожее, такое же радостное музыкальное мероприятие, тогда мы победим. Я вспоминаю нашу борьбу за Кучинскую березовую рощу, когда на девятое мая мы организовали в роще концерт с участием детских коллективов, музыкантов Большого театра и прочее. Ветераны плакали от радости. Или когда мы обустроили детское футбольное поле, и сотни мальчишек и мужиков стали приходить играть в футбол. Чтобы победить, оппозиция должна находиться в пропозиции к власти, уметь нести ответственность и дарить пусть маленькое, но добро. Успех нашей большой группы как раз в том, что мы находимся в пропозиции к власти, не боимся брать на себя ответственность, умеем не только говорить, но и безвозмездно трудиться на общественное благо.

- А на уровне Подмосковья?
В Балашихе может рвануть. Под видом борьбы с короедом и уборки «перезревшего леса» вырубаются сотни гектар здоровых лесов, огромные свалки и очистные сооружения, транспортный коллапс, который фактически привел к блокаде Балашихинско-Люберецкой агломерации. Между властью и обществом не хватает диалога, а доверие и внимание к нуждам людей очень нужно. Думаю, если бы прежний глава Владимир Геннадьевич Самоделов прислушался к нашим советам, к нашей боли, он бы до сих пор был бы во власти. Чтобы не рвануло, пора губернатору Андрею Воробьеву перенести столицу Московской области в Балашиху. Сделать так, чтобы восток Подмосковья составил достойную альтернативу новой Москве. Эффективно управлять регионом с Рублевки не получится. Главные проблемы сосредоточены на востоке области. Это понимали при СССР, было принято политическое решение о реализации строительства комплекса зданий регионального правительства в Балашихе. Потом с перестройкой проект забыли, а ведь тогда градостроительное решение центра Балашихи получило гран-при на международной архитектурной выставки в Париже.

- Чтобы вы хотели пожелать читателям сайта?
Ешьте яблоки!

Мое Подмосковье, Политика, Железнодорожный, Балашиха, Белая лента, Интервью

Previous post Next post
Up