КБР: между Республикой и легким выбором

Dec 11, 2013 03:30

В моей Кабардино-Балкарии сменилась власть. Подал в отставку Арсен Каноков, а генерал-полковник полиции Коков возглавил республику.

Юрий Коков получил особое напутствие Путина: «вы мне уже докладывали о ситуации в республике». Президент ясно дал понять, что был знаком с Коковым ранее, что это не чужой человек.

Главный вопрос, по какой процедуре Кокова выбирать. Народом или парламентом.

Представитель Президента России в Северо-Кавказском Федеральном Округе Александр Хлопонин, чьей огромной работе Кабардино-Балкария за последние три года во многом обязана своим расцветом, предлагает утверждать глав северокавказских регионов через местные парламенты. Для Кокова это кажется оптимальным сценарием. Не будет предвыборной истерии. Можно избежать траты сил и средств на выборы. Спокойно работать, аккуратно действовать, не торопясь. Благо Коков - человек состоявшийся, вполне успешный, многое повидавший в жизни. Выборы через парламент позволят избежать публичных кривотолков на предмет, каким образом Коков пришел к власти. Все-таки наезды правоохранительных органов на окружение его предшественника многие в республике считают заказными. Да, и террористическую угрозу никто не отменял: во время выборов не исключена активизация бандподполья.

Скажем честно, легитимность у Кокова от того, изберут ли его парламентом или прямым волеизъявлением народа, будет все равно одинаковой. Однако всенародно избранному главе не получится оставаться чисто «техническим» губернатором. Такому сложнее игнорировать наболевшие проблемы.

Всенародные выборы - стресс для власти, для кандидата и для народа. И в то же время тест на эффективность властных механизмов. В обеспечении хода выборов задействованы сотни людей, которые работают в избирательных комиссиях. Требуются серьезные личные расходы кандидата и его окружения на предвыборную кампанию и политическую рекламу. С парламентом договориться проще. И тут главный вопрос, сумеет ли Коков заручиться единогласной поддержкой депутатов или сохраниться видимость раскола. Легкий выбор через парламент кажется таким простым и естественным!

Но что же происходит вокруг Кабардино-Балкарии, в других регионах? В тяжелой борьбе защитил свой пост Собянин. Губернатору Подмосковья Воробьеву пришлось еще труднее. У него не оказалось конкурентов, а его главными врагами стали нерешенные проблемы региона, огромная боль жителей и социальных групп. Собянин почти не вел предвыборную кампанию, лишь активнее улучшал город. А вот Воробьеву пришлось добраться до каждого из 72 муниципалитетов, доказать свою способность принимать жесткие решения. В остальных регионах борьбы почти не было.

Кабардино-Балкария - это моя Родина. Пусть я давно живу и работаю в Москве, но очень хорошо знаю настроения людей и реальную ситуацию. Внешнее благополучие и красивые слова чиновников не закамуфлируют суровой правды - 62 % трудоспособного населения республики являются безработными. А к среднему классу относятся лишь 5 % трудоспособных граждан. Более половины рабочих мест - это бюджетники: учителя, врачи и чиновники. Экономики как таковой нет. Из сотни индустриальных жемчужин советской эпохи - выжил лишь «Кавказкабель» и еще несколько предприятий. Базовые для республики отрасли - сельское хозяйство, туризм, торговля - почти не создают рабочих мест. За последние двенадцать лет ситуация лишь ухудшается.

Республике нужны глубокие реформы, в частности изменение всей структуры власти. Требуется уйти от помпезной системы «министерств» к внятной и разумной структуре управления. Важно изживать клановость и коррупцию. Перезапустить экономику. Остановить отток населения.

У жителей Кабардино-Балкарии отсутствует надежда. Они не видят проку от перестановки руководителей. Сумеет ли Коков стать для Кабардино-Балкарии таким же символом надежды, каковым стал для Подмосковья Сергей Шойгу? Региону нужен активный губернатор, способный помогать местному бизнесу. Умеющий решать проблемы, а не создавать их. Живущий в Нальчике, а не на Рублевке. Не менее важно и ближайшее окружение. Будет ли у нас все время «премьер» для галочки, для выгула московских делегаций, или же получится усилить власть независимыми профессионалами.

На мой взгляд, проблема с экстремизмом началась в Кабардино-Балкарии тогда, когда шаг за шагом мы стали забывать ценностные ориентиры. Вначале 1990-х в Нальчике переименовали улицу Республиканская и проспект Мира. Любить театр и литературу люди больше не стали, зато все меньше поводов задумываться о ценностях республики и мирной жизни. После странного переименования улицы Гагарина мы не стали больше любить историю, но меньше ценить инновации, знания. Выросли молодые поколения, которым так необходимо прививать республиканские ценности. Без этих ценностей невозможно реанимировать экономику. Принципы республики - это основа для устойчивого развития КБР. А республика - это ответственность, это право на выбор пути и выбор руководителей.

Выборы - это праздник. Не нужно относиться к ним с надрывом. И не стоит у народа этот праздник отбирать. С людьми надо советоваться. Чтобы люди доверяли власти, важно сделать так, чтобы у каждого была возможность максимально почувствовать сопричастность к ее успехам.

Наша республика только кажется небольшой. Но в ней 112 населенных пунктов. В КБР две сотни серьезных структур - предприятий и организаций, которые глава должен лично опекать. В КБР 12 районов. И есть два ключевых города - Нальчик (76 % благополучия республики) и Прохладный (12 % благополучия). И каждой территории нужно уделить внимание, не забывая о главном. Выборы - это повод посетить их все. Вникнуть, посмотреть, пожать руки сотням, тысячам людей.

Выборы - это тест для руководителя. Умеет ли он быть публичной персоной. Работать с микрофоном? Выглядеть молодцом? Добиваться доверия людей? Знает ли население о его программе, о его жизни, ценностях, принципах.

Выборы - это и тест для власти, сумеет ли она мобилизовать народ, решать проблемы. Всенародные выборы - это непростой, мучительный процесс, который требует и от кандидата, и от всей вертикали власти мужества и самопожертвования. Ведь члены комиссии и наблюдатели должны провести законный выходной с утра до поздней ночи, чтобы обеспечить выборы и все посчитать.

Другим важным аргументом является то, что пришедший ВРИО не должен менять правила под себя. Есть Конституция, по ней и играем. Иначе получается, закон, что дышло, как начальство повелело, то и вышло.

Поэтому я считаю, что КБР нужны свободные выборы.

Но не выборы ради выборов, ради суеты, для галочки и так называемой «легитимности». Генерал-полковник - это тот уровень системного тяжеловеса, который легитимен сам по себе. Выборы способ мобилизовать систему. Во-первых, поднять дисциплину в системе управления. Во-вторых, провести инвентаризацию ресурсов и задач. В-третьих, добиться того, чтобы власть пользовалась уважением, была узнаваемой и близкой. Чтобы полноценно войти в дела, Кокову надо посетить все территории, ключевые предприятия и пр. И это лучше сделать в рамках предвыборной кампании.

Сегодня серьезная проблема для Кабардино-Балкарии и большинства регионов в том, что хотя люди разочарованы во власти, они не видят ей альтернативу. Все это напоминает бородатый анекдот: «Создал Господь Еву и сказал Адаму - выбирай!».

На выборах политтехнологи обычно делают так: либо заравнивают все политическое поле, либо вместо альтернативы предлагаются балаган. Конечно, пустыня и балаган выглядят предпочтительнее петушиных боев в курятнике. Но это не служит главной цели - чтобы общество обрело доверие к власти и уверенность в своих силах. Свободные выборы - шаг к доверию, но важно, чтобы было из чего выбирать. Чтобы выборы были не плебесцитом, а возможностью людям лучше узнать себя, республику.

В КБР часто приходится слышать презрительное «эта власть», «эта республика».. Важно подобное отношение исправлять. Выборы - возможность власти улучшить репутацию.

Чтобы выглядеть молодцом, Коков должен с кем-то полемизировать. И это должны быть сильные, достойные соперники. Важно избежать классической ситуации, типичной для большинства российских выборов: «молодец среди овец». Это когда ЕР выдвигает лидера гонки, а другие партии заведомо слабых, убогих кандидатов. Муниципальный фильтр - позволяет как плодить технических кандидатов, так и создавать управляемое пространство для конкуренции. Важно подобрать трех-четырех конкурентов сопоставимого класса. Действующий глава - всегда безусловный фаворит, но важно зажечь костер дискуссии.

Выборы должны быть честными. Не просто честными, а эталонно чистыми. Власть в Кабардино-Балкарии должна найти в себе мужество не использовать административный ресурс с целью «доводки» результатов выборов. Невозможно бороться с коррупцией и одновременно фальсифицировать выборы. Для этого со всей страны нужно привезти в КБР КОИБы, чтобы подсчет шел не в ручном, а в автоматическом режиме. Оборудовать участки веб-камерами как на президентских выборах..

И еще. Учитывая сложность ситуации, не стоит тянуть с выборами до сентября 2014 г.. Можно, в порядке исключения провести выборы в апреле. Конечно, для многих это нежелательный прецедент, но зато покажет, что Коков - действительно влиятельный, эксклюзивный политик, во-вторых, сделает местные выборы в Кабардино-Балкарии важным федеральным событием.

Под выборы стоит провести муниципальную реформу: объединить в единый округ Прохладный и Прохладненский район, Баксан и Баксанский район, подумать о судьбе Лескенского района. Важно выбрать мэров в Нальчике и Прохладном.

Важно попытаться решить наболевшие проблемы, убрать источники болей. Часто нужно совсем немногое, чтобы все изменилось к лучшему.

В общем, Юрию Кокову успехов в работе, а Арсену Канокову - большое спасибо и ждем его полноценных мемуаров.

Не стоит искать совсем уж легких путей. Республика - это наша ценность, и мы должны ей соответствовать.

Анатолий Баташев

Политика, Юрий Коков, КБР, Выборы, Каноков

Previous post Next post
Up