«Яндекс» подарил моей супруге и мне возможность посетить мюзикл «Норд-ост». Это было много лет назад. Теплым апрельским вечером 2002 года мы отправились в театральный центр на Дубровке. Тогда мы не могли представить, сколь восхитительное зрелище нас ожидает. Как же давно мы не были в театре! За неделю до визита у нас родился малыш, который в тот момент как раз был неподалеку - в 13 городской больнице. Долгие месяцы беременности мы никуда не выбирались, какое же это было счастье, вновь выйти в свет.
Уже несколько месяцев «Норд-ост» усиленно рекламировался, где только можно. Особую роль в агрессивной кампании по раскрутке мюзикла играл Интернет. Как человек, проводящий в паутине значительную часть рабочего времени, я видел баннеры «Норд-оста» не одну сотню раз. По рецензиям выходило, что «Норд-ост» - штука стоящая, но я не причислял себя к любителям «новомодного» жанра. Хотя, конечно, хотелось взглянуть, как садится на сцену бомбардировщик в натуральную величину.
Как-то раз, занимаясь обустройством своего сайта на Narode, я увидел объявление о конкурсе на лучший интернет-проект, чья направленность отвечала бы слогану: «бороться, искать, найти и не сдаваться». Среди желательных условий - привязка к Каверину и «Норд-осту». Задание показалось интересным, тем более что идею написания эссе на тему «бороться, искать, найти и не сдаваться» я вынашивал уже давно.
Уютное интернет-кафе в чудесном украинском городке Белая Церковь. Рядом знаменитый парк «Александрия». Закончилась напряженная командировка, когда наша команда издавала несколько газет. Дел уже нет, но голове хочется «креативить», а рукам - печатать. В этих условиях родилась статья, по большей части состоящая из личных воспоминаний, связанных с фразой - «бороться, искать, найти и не сдаваться». И ссылок на другие мои статьи. Был в эссе и реальный «Норд-ост» - норд-ост 23, когда русская эскадра пыталась вырваться из японских тисков в Цусимском проливе. «Цусима» и «Порт-Артур» - это книги, которые произвели на меня самое сильное впечатление в отрочестве. Был упомянут в эссе и Каверин в свете примечательной истории: девушка из Белгорода (за год до этого посетившая мой сайт), комментируя фразу «бороться, искать, найти и не сдаваться», сказала, что она принадлежит не Роберту Скотту - легендарному исследователю Антарктиды, как утверждалось в моем рассказе, а автору «Двух капитанов»…
Делаю заявку, сладко потягиваюсь и тут же вспоминаю, что пора готовиться к отъезду. Завтра поезд из Киева на Москву. Я почему-то уверен в победе. Участвовать в конкурсах надо только с настроем на успех и выкладываться на все сто, - этот вывод я вынес после опыта съемок в гуманитарной олимпиаде для старшеклассников «Умники и умницы». Участвовать только ради участия или пробы сил означает заранее обречь себя на провал. Конечно, я осознавал, что основная конкуренция пойдет между сайтами, посвященными мюзиклу и Каверину. И что шансы человека, который «Норд-Ост» не смотрел, а Каверина не читал, призрачны. Но качественная оригинальная концепция, правильно поданная, способна проложить себе дорогу.
Прошло две или три недели, как по электронной почте пришло поздравительное послание с победой в конкурсе и приглашением на спектакль. Паролем для получения призов служила фраза из мюзикла: «Наш Narod непобедим».
Когда мы собирались на представление, то не видели смысла особо наряжаться и прихорашиваться. ДК им. Малунцева иначе ДК шарикоподшипникового завода - разве такое определение может настроить на светский лад. Из 13 больницы мы пешком шли по весенним улицам и наслаждались хорошей погодой. Я зашел в ларек купить несколько банок «Ярпива», чтобы хватило на весь спектакль. Поиск ДК превратился в увлекательное приключение, мало кто из прохожих слышал о ДК им. Малунцева, зато почти все знали, где находится «Норд-Ост».
Здание, украшенное огромным сине-голубым баннером, поражало уже снаружи. Но внешняя красота не отражала и часть великолепия внутреннего. Прежде всего, бросилась в глаза шикарная отделка холла, вышколенные швейцары и гардеробщики в специальной униформе. Зрители были одеты как по особо торжественным случаям.
Вместе с нашими куртками в гардероб стыдливо перекочевала и авоська с пивом. Мы направляемся к билетным кассам за обещанными билетами и призами. Организаторы не поскупились - это были самые удобные места в первых рядах партера. От «Яндекса» мне подарили кружку с прикольным рисунком (в стиле «Черного квадрата» Малевича), изображающего мужика, поймавшего в темной комнате черную кошку. Экспрессионизм сопровождался надписью - «Yandex: найдется все!» Кстати, очень удобная кружка: с тех самых пор я с удовольствием пью только из нее.
Не смотря на дороговизну билетов, в зале аншлаг. На сцене весьма любопытные декорации, ничего подобного я доселе не видел. Утопая в удобных сиденьях, мы с восхищением разглядываем зал. Но все внешние эффекты отошли на второй план, когда прозвучали первые аккорды музыки. Мелодии были великолепны, и не только тем, что их звучание в исполнении профессионального оркестра ласкало слух. Они точно передавали дух и колорит тех времен - России и СССР первой половины ХХ-века.
Под стать музыке была и игра актерского коллектива. Особенно, детей. Вообще, привлечь подростков к столь серьезным ролям - важная режиссерская находка. Наверняка, многие из тех, кто сегодня выступает на подмостках «Норд-Оста» порадуют нас в будущем ролями в театре и в кино. Преемственность поколений - это то, чего так не хватает современным профессиям. Кажется, что вместе с детьми растет и Россия. Насильственно ввергнутая в детство - из-за предательства одним братом другого, из-за нелепой смерти почтальона и последовавшей за этим несправедливой казни отца, немая, голодная в лице маленького беспризорного мальчика… [Таков образ революционных потрясений.] Она учиться говорить, наверстывает образование, достигает невиданных успехов на профессиональной ниве, сталкивается с коварством и несправедливостью… [НЭП и годы сталинщины.] В ее истории есть любовь и предательство, несправедливость и порок, честь и самоотверженность. [И кульминация - Великая отечественная война.]
Хороши были и песни. Многие напоминали популярные хиты тех лет. Жанр мюзикла предполагает сплошные песенные номера на протяжении всего спектакля. И, что удивительно, это не наскучивает, а наоборот придает действу глубину и ощущение завершенности, полноты. Если бы песни «Норд-оста» транслировались в национальном хит-параде, то они наверняка надолго заняли бы в нем лидирующие позиции. И уж стали бы не менее популярны, чем, например, ария Квазимодо из «Notre Dame de Paris».
Понравились и танцевальные номера, особенно степ молодых лейтенантов. Отмечу замечательную работу декораторов. Особенно финальный акт, когда на сцену садится невесть откуда взявшийся огромный бомбардировщик, или когда из-подо льда появляется остов «Св. Марии».
Заслуга создателей «Норд-оста» в популяризации отечественной истории . Показать ее такой, какой она была. Пусть очень суровой и печальной. Но как порой актуально звучат ее вызовы! Чего стоит, например, в исполнении беспризорников песня: «Мы все - миллионеры», сразу вспоминаешь времена галопирующей инфляции начала девяностых.
В время действия я подсознательно ждал фразу из пароля: «Наш Narod непобедим». Уже отчаялся, когда ближе к середине второго акта в душераздирающей сцене блокадного Ленинграда на фоне голодающей Кати и ее умирающей бабушки, хор голосов произнес: «Наш народ непобедим. При минус 21».
Но люди жили и тогда. Они находили в себе силы идти вперед и побеждать. Любили и ненавидели, страдали и боролись, искали, находили и не сдавались. И конечное торжество идей добра, чистоты, чести и любви - не выглядит случайностью. Оно выстрадано, заслужено трудом, потом и кровью…
Из зала мы выходили окрыленные, переполненные целой гаммой эмоций и ощущений. Это, как будто попадаешь в красивую сказку. Мы вдыхали свежий воздух ночной Москвы и неспешно шли пешком по тротуарам в сторону метро. И память о том замечательном вечере осталась в нас навсегда. А приятные воспоминания - это ниточка, которая крепче связывает сердца двух любящих людей.
Анатолий Баташев