Jul 24, 2013 16:47
С год назад начал по рекомендации некоторых хороших друзей читать цикл про "Конфедерацию Меганезия". Читаю я меланхолично, с перерывами на Фрейда и Фрезера, потому пока дошёл только до середины четвёртой книги.
Сначала читалось вообще отлично - постиндустриальный либертарианский секулярный тропический рай с интернетом. Весь бы в нём жил.
Позже, однако, возникло смутное беспокойство. Причём даже не из-за всплывающей иногда европофобии автора. Проблема была в самих меганезийцах - точнее, в контрасте между тем, какими они являлись - и какими должны были бы быть.
Мне всегда казалось, что люди, существующих в условиях практически прямой демократии, "судей по жребию" и потенциальной возможности приговорить к смертной казни пять человек, основываясь только (sic!) на показаниях несовершеннолетней девочки - эти люди должны обладать просто сверх-критическим уровнем восприятия окружающего мира, уметь (и любить!) работать с информацией, узнавать новое, постоянно подвергать сомнению в том числе и свою позицию. Потому что власть предполагает ответственность, а ответственность в современном обществе предполагает умение работать с информацией.
Это в идеале.
А в реальности (книги) мы видим что? Милых и свободных людей, которые прекрасно разбираются в сфере своей работы, бытовой жизни, хобби, в нескольких смежных областях - но абсолютно инфантильны во всём, что касается политики, истории или общества. Им можно скормить любую туфту, хоть придуманную "культуру эректусов" - и ведь воспримут же. Они вообще предпочитают мыслить по шаблонам типа "оффи - зло", "еврохристианство", "колонизаторы - не люди". Фактически, они сидят в гнезде из этих приятных защитных шаблонов мышления и даже не пытаются думать своим умом; за всё время не встретил ни одного меганезийца, который подверг бы концепцию "оффи" хотя бы небольшому сомнению. Сюда же можно добавить парадоксальную нелюбознательность, нежелание воспринимать культуру других народов; любую проблему, любое культурное явление меганезийцы раскладывают по "оффи-еврохристианской" парадигме и немедленно признают результат единственно верным.
То есть это - не свобода; это национализм, просто не европейский, а полинезийский. Условный Мавроди, попытавшись устроить там МММ, очень быстро попал бы под ВМГС; но, назови он свою пирамиду Исконно Полинезийской Системой Взаимопомощи Между Канаками, найди (придумай) соответствующие легенды о её зарождении, приплети ненависть к еврохристианским оффи, которые колонизаторски уничтожили это Древнее Начинание - и стриг бы доллары миллионами.
"Добил" меня диалог про арест Чубби Хок в середине "Дня Астарты".
"А почему, мол, они арестовали маму?"
"Ну, наверное, за Бруней. Она натравила туда красных кхмеров, больше ста тысяч жертв."
"Не, это не страшно. Там же исламисты, а их можно убивать. Ну, ещё оффи, их тоже не жалко."
"А туристы?"
"Сами виноваты; нечего было ехать в страну к исламистам. Потому расстреливать её точно не станут - так, дадут пять лет, да и те не за что".
В общем - простите, дорогие и уважаемые мною люди, но дальше я этот манифест неонацизма читать не буду.
спорное,
Седьмой,
вопросы,
политика,
книги