Книги про воспитание

Sep 13, 2010 21:27

После своего ДР у меня появилось прекрасная вещь, как покетбук. Он очень удобен и сохраняет лес. :)
Всем советую

В общем хочу поделиться двумя открытиями.
Номер один - Януш Корчак и его "Как полюбить ребенка"
Не знаю, насколько вообще уместны комментарии к его книге.. Но все же. Я вспоминала свое детство, как будто это было оооочень давно:) Меня это улыбнуло. Самое приятное, это когда тебя в детстве считают взрослым и самостоятельным. Да, это так и было. Помню, как была горда, когда папа сделал глазок на входную дверь низко- специально для нас с братом.


"Почему он хочет ползать, ходить, вырывается из рук?
Обычная сцена: он семенит, удаляется от няньки, видит, что нянька бежит за ним, убегает, утрачивает чувство опасности,
бежит вперед сам не зная куда, в экстазе свободы - и, подхваченный кем-нибудь, вырывается, колотит ногами, верещит.
Вы скажете: избыток энергии, но это физиологическая сторона, я же ищу психофизиологическую.
Я спрашиваю: почему он хочет сам держать стакан, когда пьет, и чтобы мать даже пальцем к нему не прикасалась, почему, даже не желая есть,
все же ест, если разрешить ему самому держать ложку?
Почему с радостью гасит спички, тащит отцовские тапочки, несет бабушке скамеечку под ноги? Что это, подражание? Нет, нечто гораздо более ценное и значительное.

- Я сам!-кричит он тысячу раз, жестом, взглядом, улыбкой, умоляя, сердясь, плача.

44, -- А ты умеешь сам открывать дверь?- спросил я пациента, мать которого предупредила меня, что он боится врачей.
- Даже в уборной могу,-ответил он быстро.
Я рассмеялся. Мальчик смутился, но еще больше смутился я.
Я вырвал у него признание в тайной победе и высмеял.
Нетрудно догадаться, что было время, когда все двери уже были открыты для него, а дверь уборной все еще не поддавалась, она стала для него
особенно притягательной. Он был похож в этом на молодого хирурга, который мечтает о трудной операции.
Он никому не признавался в этом, он ведь знает то, что составляет его внутренний мир, не найдет отклика среди окружающих.
Может, его не однажды ругали или отталкивали подозрительным вопросом: Что ты там крутишься, что ты там вечно колдуешь? Не трогай, испортишь. Сейчас же иди в комнату. И поэтому он работал украдкой, втайне и вот наконец открыл.

Обращали ли вы внимание, как часто, когда раздается звонок, вы слышите просьбу:
Я открою!
Во-первых, с замком входной двери справиться трудно, во-вторых, как приятно чувствовать, что там,
за дверью, стоит взрослый, который сам дверь открыть не в силах и ждет, пока он - младший - - ему поможет."

Это мне понравилось. Я так и стараюсь теперь поступать:

"- Ты вспыльчив,-говорю я мальчику,-ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день.
Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь. "

" Признание нужно новым сортам табака и новым маркам вина, но не людям. "

И очень точно:
"Я бы назвал эгоцентрическим взглядом ребенка на текущий момент то. что в результате недостатка опыта он живет лишь сегодняшним днем.
Игра, отложенная на неделю, перестает быть реальностью. Зима летом кажется сказкой. Оставляя пирожное "на завтра", он отказывается от него по принуждению.
Ему трудно понять, что портить веши означает сделать их не сразу негодными для употребления, а менее ДОЛГОвечными, быстрее поддающимися износу.
Рассказ о том. что мама была девочкой, увлекательная сказка. С удивлением, гграничащим со страхом.
ГЛЯДЕЛ он на незнакомого приезжею, который называет по имени отца: они играли вместе, когда были маленькими...
Меня еще на свете не было..
А эгоцентризм партийный, классовый, национальный: многие ли дорастают до осознания места человека в человечестве и во вселенной?
С каким трудом люди свыклись с мыслью, что земля крутится, что она всего лишь планета!
А недавняя убежденность масс, вопреки действительности, что ужасы войны невозможны в XX столетии?
И разве не является наше отношение к детям выражением эгоцентризма взрослых? "

"Когда у ребенка в расписании дня имеется купание без ограничений, лес с ягодами, рыбная ловля, птичьи гнезда на высоких деревьях, голубятня, куры,
кролики, сливы из чужого сада, клумбы перед домом, игра становится лишней или в корне меняет свой характер.
Кто согласится обменять живую собаку на плюшевую? Кто отдаст жеребенка в обмен на коня-качалку?
Он обращается к игре поневоле, убегает в нес, скрываясь от злой тоски, прячется в ней от пугающей пустоты, от холодного долга.
Да, ребенок предпочитает играть, нежели зубрить грамматические формулы или таблицу умножения.
Ребенок привязывается к кукле, щеглу, цветку в горшке, потому что он ничем больше не обладает,
вот так же заключенный или старик привязываются к тем немногим вещам, которые у них есть, потому что у них уже ничего не осталось.
Ребенок играет во что угодно, лишь бы убить время, лишь бы занять себя, потому что не знает, что делать, потому что ничего другого у него нет. "

"Бедняги эти старики, которым все мешает.
И едва ли не единственное доброе чувство, которое ребенок постоянно к нам питает, это жалость.
Бедный папа много работает, мама часто больна, они скоро умрут, бедняжки, не стоит их огорчать."

Это кратко, что мне очень понравилось. А лучше прочтите сами.

Второе открытие -это Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым.

цитаты, жизнь

Previous post Next post
Up