На Корабельной стороне Севастополя, восточнее Южной бухты, находится маленький природный парк - Ушакова балка. Заповедная роща фисташковых деревьев, могучие дубы, пронизанный солнцем лес на крутых склонах, на вершинах мысов по обеим сторонам светлые дома с лоджиями, арками, эркерами - вот что такое Ушакова балка.
Дорожки для прогулок на склонах усыпаны разноцветной листвой, балка примеряет осенние наряды...
Глубокая лесистая балка, выходящая к Севастопольской бухте, названа в честь русского флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова (1744 - 1817). По указанию адмирала в балке на Корабельной стороне заложили парк для отдыха нижних чинов, построили беседки, карусели, дорожки.
Балка в конце XIX - начале XX века стала местом отдыха и прогулок моряков и жителей Корабельной стороны. Моряки разбили в балке аллеи, которые получили имена кораблей. Команды этих судов благоустраивали свои аллеи, поддерживали чистоту и порядок (В.Г. Шавшин. Имя дома твоего).
К слову, один из праотцев автора в начале XX века служил матросом на броненосном крейсере "Кагул". Так был переименован мятежный крейсер "Очаков" после поражения Севастопольского восстания 1905 года. В 1919 - 1920 гг., вновь переименованный, крейсер был флагманом Белого Черноморского флота, на нем ушел в эмиграцию Главнокомандующий Русской армией в Крыму П.Н. Врангель.
Крейсер "Кагул"
Офицеры крейсера "Кагул" наблюдают солнечное затмение в 1913 году
Матросы крейсера "Кагул", будучи в увольнении, прибывали к причалу Аполлоновой балки, соседней с Ушаковой. У причала жительницы Корабельной стороны торговали всяческой снедью, даже борщ готовили. Моряки лакомились недорогой и вкусной едой, затем переходили в Ушакову балку для прогулок.
Катер крейсера "Кагул"
Команда крейсера "Кагул" за обедом
С востока балку ограничивает возвышенность, отделяющая ее от Килен-бухты. Здесь кварталы улиц Адмирала Макарова и Первой Бастионной. Отсюда можно спуститься в Ушакову балку по "новой" лестнице, которой лет пятьдесят. Лестница начинается среди старых сосен, за соснами видны синь воды в бухте, берега Северной стороны, крепостные стены Михайловской батареи.
Главная примета Ушаковой балки - фисташковые деревья. Евгений Витальевич Веникеев, архитектор, историк, писатель, любивший и знавший Севастополь, так писал в своей замечательной книге "Севастопольские маршруты" о фисташках Ушаковой балки: "...Здесь довольно много кевовых деревьев, есть старые экземпляры, но нет крупных. Такова особенность этого дерева: растет оно медленно, столетиями, но никогда не достигает больших размеров... Фисташка туполистная, кевовое, терпентинное, скипидарное, ладанное дерево - редкое и ценное растение. Это исконно крымский дикорос, имеющий для нашего полуострова огромное значение, как сдерживающее эрозию почвы... Дерево очень красиво, особенно осенью, когда его листья становятся оранжево-красными, а цвет собранных в кисти плодов - от синевато-зеленого до розового и красного..." Роща кевовых деревьев в Ушаковой балке объявлена ботаническим памятником природы.
Кроме фисташковых деревьев на склонах, в природном лесу, растут ясени, вязы, мощные дубы, маклюра яблоконосная, каркас (железное дерево). Давно освоились здесь шелковицы, софоры, тополь, иудины деревья. К ноябрю, в оправдание листопадного имени этого осеннего месяца, все прозрачнее становятся рощи вдоль дорожек, все отчетливее видна бухта за сплетениями веток...
Спуск приводит к небольшой площадке у подножия насыпи железной дороги. В будние дни здесь почти не бывает машин, и можно любоваться великолепными деревьями маклюры. В октябре они еще роскошно зелены, а фисташка слева уже потеряла свои разноцветные листочки.
В ноябре деревья маклюры охвачены золотом. На ослепительно синем небе - сияющий древесный собор, а рядом приметный тополь высится как колокольня. Евгений Веникеев сравнил этот старый тополь с восклицательным знаком, заканчивающим фразу.
На зеленой траве, среди опавших листьев, лежат дары - "яблоки" золотой маклюры. Между прочим, от этих морщинистых шаров исходит тонкий нежный аромат свежести и цветочной сладости.
"Далее на нашем пути - полутемный тоннель под железной дорогой. По дну тоннеля сбегают ливневые воды. Именно с этой целью (для пропуска вод) он и был сооружен более ста лет назад - около 1875 г." (Е.В. Веникеев).
За тоннелем балка выходит к морю и заканчивается маленьким пляжем. На пути к пляжу видны остатки старинного акведука. Акведук в Ушаковой балке был частью самотечного водовода, подававшего пресную воду из Черной речки в доки Корабельной (Доковой) бухты. Во время обороны Севастополя 1854 - 1855 гг. доки были сильно разрушены бомбардировкой, а после отхода русских войск взорваны. Восстанавливать водовод не стали, а в 70-х годах XIX века большая часть его трассы была уничтожена при строительстве железной дороги.
Лет сорок назад не только Е.В. Веникеев, любивший Севастополь и его Корабельную сторону, но и многие другие авторы-краеведы называли руины акведука величественными и сравнивали его "замшелые камни, массивные опоры и изящные арки" с сооружениями Древнего Рима. В соседней Аполлоновой балке пролеты акведука сохранились лучше, но были заложены и использовались как хозяйственные помещения. Сейчас смотреть на старые стены грустно, недавно часть арки акведука в Ушаковой балке обрушилась. Под пострадавшей аркой укреплены доски, свидетельствующие, что акведук является памятником государственного значения.
И опять очень хорошо у Веникеева: "...за акведуком - маленький пляж. В первой половине дня почти весь он погружен в тень от высокой подпорной стены. Можно сесть на скамью, долго смотреть на гладкое море, слушать крики чаек и звон корабельных рынд... Осенью вода в бухте чиста и почти прозрачна. Можно видеть, как в мелкой воде прямо у поверхности кормятся стайки кефали."
После сумрака тоннеля яркие, золотистые, пронизанные солнцем склоны балки в цветном убранстве очень привлекательны.
От тоннеля к верховьям балки ведет старое узкое шоссе. У этой скромной дороги славная история. Во время Ялтинской конференции 1945 года корабль связи президента США Франклина Рузвельта был пришвартован у Угольной стенки (восточнее Ушаковой балки)... Президент посетил Севастополь. Проследовав по единственной дороге, идущей из Ялты в Севастополь - Лабораторному шоссе, мимо разрушенных Лазаревских казарм и руин одноэтажной Корабельной стороны, американский лидер был поражен разрушениями, причиненными войной. Спустившись по Ушаковой балке и пройдя через арку каменного акведука, президентский кортеж прибыл к Угольной стенке...(В.С. Усольцев. Омытые черноморской волной. Подробный путеводитель по побережью Севастополя).
По обе стороны старого шоссе все больше примет осени.
В срединной части балки у дороги расположена поляна с легендарным деревом - "софорой Ушакова". Некогда это было мощное дерево с раскидистой кроной. Утверждалось, что софору посадил флотоводец Ф.Ф. Ушаков. Под деревом в теплое время года проводили уроки истории и литературы учителя школы, что была в верховьях балки. В последнее время от славного дерева мало что осталось. Сохранилась нижняя часть ствола с единственной небольшой ветвью.
За поляной с историческим деревом шоссе круто поднимается вверх, к небольшому рынку Корабельной стороны, неподалеку от Малахова кургана. А рядом с поляной начинается "старая" лестница, проложенная по восточному склону балки. Этой лестнице не меньше семидесяти лет, до 90-х годов ее украшали изящные перила с фигурными чугунными столбиками; лестница освещалась по всей длине фонарями, укрепленными также на чугунных столбах. От всего этого убранства уцелел один столб.
Сейчас у балки трудное время. До недавнего времени, начиная с 90-х, здесь каждый день пасли несколько немалых козьих стад; исчезал подрост в заповедной роще, сдиралась кора со стволов беззащитных деревьев, вытаптывалась трава. А кострищ и мусора все прибавлялось...
В Ушаковой балке ноябрь. Задуют ветры под сумрачным небом, облетят листья... Балка будет с надеждой ждать весну, и маленькое фисташковое деревце, которое сумело вырасти и не пропасть, станет залогом того, что возвратится былое чудо нетронутой природы на Корабельной стороне.