"Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девой, богами и богинями олимпийскими и героями, владеющими городом [полисом], территорией [хорой] и укрепленными пунктами херсонесцев..."
" ...Не предам Херсонеса ...никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа..."
Такова торжественная присяга граждан Херсонеса Таврического, одного из древнейших государств Причерноморья. Слова клятвы херсонеситов вырезаны на плите белого мрамора в III в. до н.э.
Память о древнем городе сохраняется на берегу одной из многочисленных севастопольских бухт.
Уже в самых первых строках надписи - два важнейших термина античной истории, по утверждению Александра Николаевича Щеглова, видного российского ученого, археолога-антиковеда, создателя и руководителя одной из лучших и крупнейших советских археологических экспедиций.
Полис - город, городское поселение, и шире - государство, политическое целое, в состав которого кроме города входит и его непосредственная земледельческая округа, и и отдаленные сельскохозяйственные территории, и укрепления.
Теперь - хора. Раньше я уже упоминала это слово, когда
писала о ловле кефали в херсонесских владениях в Западном Крыму. Система категоризации Живого Журнала посчитала тогда, что мою запись можно отнести к категории Музыка:).
Увы... Буквально "хора" - "пространство на поверхности земли". Употребительные значения - "территория, страна, край, земля, округа, сельскохозяйственная территория, земельное владение". В пору наибольшего могущества Херсонеса его земледельческая территория, хозяйственная округа, простиралась вдоль всего западного побережья Крыма.
А городская хора в античном Херсонесе- это земельные наделы херсонесского народа, поля, сады, виноградники и сельские усадьбы херсонеситов, занимавшие большую часть Гераклейского полуострова. Название Гераклейского носит большой треугольный полуостров, заключенный между Севастопольской бухтой, Херсонесским мысом и Балаклавой. С двух сторон - северной и юго-западной - его омывает море, а с восточной стороны он отделен от Балаклавской и Инкерманской долин крутыми склонами Сапун-горы.
Не менее половины всей сельскохозяйственной округи Херсонеса занимали виноградники. В книге А.Н. Щеглова "Полис и хора" херсонесские виноградники названы уникальными памятниками древнего земледелия, имеющими мировое значение.
Виноградарство и виноделие в здешних землях известны с V века до н.э. Считается, что общая площадь херсонесских виноградников достигала, как минимум, 5 - 6 тысяч гектаров. А это значит, что, при самых осторожных подсчетах, в окрестностях Херсонеса росло около 25 - 30 миллионов кустов винограда, которые могли, вероятно, давать 20 - 25 миллионов литров вина в год. (А.Н. Щеглов. Полис и хора)
В 1973 году на склонах Сапун-горы, уже за пределами херсонесских наделов с усадьбами, обнаружены остатки поселений IV - III вв. до н.э. зависимых и полузависимых от Херсонеса земледельцев. Парэки, "окрестживущие", упоминаются в одной из херсонесских надписей II в. до н.э.
Как раз на территории "окрестживущих" мы и находимся. Вид на земли парэков с горы Гасфорта.
За границами херсонесской хоры - вид с Федюхиных высот, невысоких холмов, разделяющих Балаклавскую долину и долину Черной речки
Большая часть херсонесского вина поступала в причерноморские степи - к скифам.
А в конце III или в первых десятилетиях II в. до н.э. скифы, утвердившись в Крыму, теснят уже ближайшую округу города. Один из набегов был совершен в момент, когда жители города вышли за его стены на торжественную процессию в честь бога Диониса. Произошло это скорее всего осенью, во время уборки винограда. Нападение, судя по тексту надписи, найденной в Херсонесе, удалось отразить.
Как жили греки после утраты Херсонесом своих угодий? На пограничных рубежах Византийской империи, "в самой крайней точке римского мира". Растили виноград?
Историки и археологи говорят, что средневековый Херсон имел свои пригородные земли. Горожане совмещали какое-либо ремесло с выращиванием на загородных или приусадебных участках винограда, разводили сады и огороды, растили зерновые, занимались виноделием, размолом зерна, выпечкой хлеба.
После опустошительных набегов монголо-татар в XIII в. город уже никогда не был восстановлен в прежних границах, и его площадь сократилась практически до размеров Портового района.
А что территория парэков, "окрестживущих"? Пустовала земля, как некогда римская Кампанья - "страна, над которой время остановило полет и сложило крылья"? От самых ворот когда-то великого Города протянулось дикое, необработанное, незаселенное поле?
И только кипарис у сельской дороги напоминал о бывших усадьбах?
Но, нет... На землях средневековой Таврики, там, где в далеком будущем родится уже "севастопольская хора", жизнь не прекратилась. К востоку от Балаклавской долины, во владениях княжества Феодоро, на территории современной усадьбы Мангуп найдены остатки древнего винодельческого производства.
Примерно в 1343 году на берегах Балаклавской бухты, до этого принадлежавших князьям Феодоро, генуэзцы основали крепость Чембало. Военная власть в поселении принадлежала консулу, назначавшемуся непосредственно из Генуи сроком на один год. При консуле состоял совет из восьми старейшин, даже имелись два трубача и один рассыльный.
Местные жители занимались сельским хозяйством, ремеслами, промыслами и торговлей. Из промыслов особое место занимал лов рыбы. Торговому приставу предписывалось с любого улова брать определенное количество рыбы: с барки - не более 10 процентов улова, с выловленной вкусной и жирной камбалы - не более двух рыб.
В "Уставе для Генуэзских колоний в Черном море, изданного в Генуе в 1449 году в последний день февраля" определение Loco Cimbali (
Локо Чимбали) на средневековой латыни означает не крепость и город Чембало, а "Чембальское место", т.е. окрестности консульства, на которые распространялась власть генуэзцев. Северная граница консульства проходила как раз по Федюхиным высотам.
Северные границы Чембальского места
В одной из лесистых балок, рассекающих массив Федюхиных высот, воссоздана генуэзская усадьба XV века Loco Cimbali.
У ворот подворья - персиковый сад
Дома усадьбы Локо Чимбали возводились с учетом строительных традиций XV века. Каждая деталь в поселении, от сковородки до кузницы, реконструирована по старинным гравюрам и фрескам, по образцам крымской архитектуры до XV века.
За невысокой стенкой усадьбы виден давильный пресс
Ушли генуэзцы, ушли турки, сменившие их... На берегах Севастопольской бухты родился славный город Севастополь. Многочисленные хутора и винодельческие хозяйства в окрестностях города составили уже севастопольскую хору, а в Балаклаве, входящей в состав Севастопольского градоначальства, "почти у каждого грека, славного капитана-листригона, есть хоть крошечный кусочек виноградника, - там, наверху, в горах... "
А в 1889 году в северо-восточной части Балаклавы, в живописной балке, в имении "Благодать" генерал-майора А.Н. Витмера был заложен первый винный подвал.
На карте Севастопольской сельскохозяйственной округи появилось новое имя - Золотая балка.
Золотая балка - поначалу небольшой поселок, собственно балка в окрестностях Балаклавы, некогда хутор, позже винодельческий совхоз. Иногда так называют всю Балаклавскую долину. Балаклавская винодельческая территория числится среди лучших в России.
Золотая балка в вечернем свете
В 1921 году начинается советский период в истории производства игристого вина «Золотая Балка». Бывшие частные виноградарские хозяйства семейства Кальфов, братьев Арони, Вильгельма Шитта, Исака Челеби, имения "Благодать" объединяются в советское винодельческое хозяйство "Профинтерн".
В 1956 году совхоз "Профинтерн" вместе с другими хозяйствами долины дает начало агрофирме с названием "Золотая Балка".
Сегодня "Золотая Балка" - современная европейская винодельня на фоне крымских гор и ухоженных виноградников.
Так балаклавские виноделы определяют свое хозяйство.
У границ бывшего Чембальского места, на южных склонах Федюхиных высот, на высоте 72 метров над уровнем моря находится виноградник с особыми свойствами.
Участок небольшой, его площадь чуть меньше 11 гектаров.
Виноделы говорят, что микроклимат этого участка обеспечивает медленное и качественное созревание ягод, что дает вину богатое сочетание ароматов и утонченность вкуса.
Из винограда, собираемого здесь, делают коллекционное игристое вино Cuvee de Vitmer (знак признательности Витмеру, основателю винодельческого имения "Благодать").
А еще хозяйство "Золотой Балки" гордится по праву уникальными возрастными лозами, которым сегодня "под 40". Самым старым кустам, с виноградом сортов Мерло и Траминер, уже не менее 45 лет. В настоящее время это самые старые лозы на Крымском полуострове. Качество плодов на старых лозах очень высокое. (Некоторые французские виноделы делают свои великие вина только из винограда с кустов, которым не менее 40 лет.)
Хора Севастополя в ожидании своих великих вин