Ряжский Г. Балаклава. 1937. Серпуховский художественный музей
Балаклава глазами живописцев, Балаклава в живописи... Несть числа художникам, изображавшим маленький черноморский городок, приютившийся под горой с древними генуэзскими башнями, глядящий в воды узкой извилистой бухты, врезавшейся в скалистый берег...
Писали яркими сочными красками и нежной акварелью, рисовали по "воздуху белого листа" прихотливые балаклавские профили...
Выбор из несметного числа живописных и графических признаний в любви к удивительной Балаклаве почти невозможен, труден. Пусть о ней, так властно забиравшей в плен, расскажут работы "классиков", известных советских, российских, крымских художников.
Но, вместо предисловия, одно из ранних изображений Балаклавы, из альбома литографий "Пейзажи и достопримечательности Крыма" швейцарского художника Карло Боссоли. Молодость живописец провёл на юге России, в Одессе и Крыму, под покровительством графа Воронцова. Балаклава, как увидел ее Карло Боссоли в начале 40-х годов XIX века, так поэтична, генуэзские башни на вершине и склонах Крепостной горы предстают величественной романтической руиной. Как говорится в одном из
описаний крымского альбома Боссоли, в литографиях художника дана развернутая панорама бытия посреди роскошной природы.
Карло Боссоли. Балаклава, вид с берега
Сквозь тысячелетия глядит на зрителя древняя земля Балаклавы в офорте замечательного севастопольского художника Ярослава Мыськива... "Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи..."
Ярослав Мыськив. На древней земле. Балаклава. 1983
Всего десятью годами позже Боссоли британец Dawkins изобразит Балаклаву как в сиюминутном репортаже. 1954 год, Крымская война, "четыре земли", в том числе Британия, пришли к Севастополю. На берегу суета военного лагеря, на склоне горы видны палатки англичан, частокол корабельных мачт в бухте... Развалины древних башен как будто приникли к каменистому склону и, кажется, утратили былое величие
Dawkins. Балаклава. 1854г
Балаклава в 1929 году, Порт и Вид на город и бухту - акварели русского и советского живописца Петра Кончаловского. Безмятежная, как вода в бухте, жизнь небольшого городка, похожего на Балаклаву Александра Куприна, рыбачьего поселка у длинной, пологой горы, увенчанной старыми развалинами, там, где узкое горло залива исчезает, сузившись между двумя горами.
Кончаловский П. Балаклава. Порт. 1929
Кончаловский П. Балаклава. Вид на город и бухту. 1929
"Лагуну, набережную, выметенную ветром, и дома с пустыми нишами для статуй окружали горы, покрытые ржавчиной многих веков" - такова довоенная Балаклава в рассказе Константина Паустовского "Морская прививка". И, кажется, именно такой изобразил ее Роберт Фальк, российский и советский художник; его называли "тихим" авангардистом. Как переливчато светится южное небо над яркими крышами домов, над вековой ржавчиной гор, над прохладной глубиной бухты
Роберт Фальк. Бухта в Балаклаве. 1927
Пылают закатные краски над Крепостной горой, плавятся золотисто-розовые отражения вечернего света в лазури бухты, автобус фасона 60-х годов прошлого века сияет огнями как новогодняя елка - вот уж действительно живописная Балаклава у крымского, севастопольского художника Зиновия Филиппова. Детство мастера прошло в Балаклаве.
Зиновий Филиппов. Балаклава. 1960
Одна из главных балаклавских примет - средневековые башни генуэзской крепости Чембало
Генуэзская крепость в мерцающем свете остановленного мгновения, в акварели Петра Кончаловского
Кончаловский П. Генуэзские башни
Дома с узорными балкончиками, под черепичными крышами, расступились в узком проулке, ведущем к набережной, и открыли излюбленную балаклавскую перспективу - башни над бухтой. Любимый Геннадий Арефьев, "самый севастопольский художник"
Геннадий Арефьев. Балаклава. 1973
Обрывистый крутой мыс с башнями, как нос корабля в пене прибоя, у Игоря Шипилина, известного российского, крымского, севастопольского художника; он родился, живет и работает в Севастополе.
Шипилин И. Балаклава
Шипилин И. Балаклава
Со склона Крепостной горы, от подножия башни видна гладь бухты. Ее причудливые очертания сравнивают в научно-популярных очерках с классическими скандинавскими фьордами. Зорче всех, пожалуй, разглядел и запечатлел явление балаклавской бухты севастопольский художник Владимир Адеев. В живописной вселенной замечательного мастера у Балаклавы особое место. (Об этом
здесь)
Владимир Адеев. Балаклава. 1998. Музей Александра Грина. Феодосия
Под Крепостной горой, там, где "узкое горло" залива открывается к морю, начинается набережная восточного берега Балаклавской бухты.
На набережную выходят фасады старинных домов, освященные славными именами российской истории. Если приглядеться, в правой части снимка заметна печальная покинутость бывшего кинотеатра "Родина".
На акварели Александра Шумцова (Воцмуша) набережная жизнь полна радостного ликования, и кинотеатр "Родина" еще красив, и акварель называется Родина
Александр Шумцов. Родина
Еще одна яркая черта Балаклавы - рыбацкий промысел. У Петра Кончаловского балаклавские рыбаки растянули свои сети как раз на восточном берегу бухты
Кончаловский П. Балаклавские рыбаки. 1929
В произведении Владимира Адеева видим "портрет" веселого приморского городка, называется полотно - "Кошка". Героиня картины, зажав рыбешку в зубах, пробирается по стене из дикого камня, развевается на свежем ветру выстиранное белье, матросик спешит из увольнения, на краю набережной разложены сети и корзины рыбачьего судна.
Адеев В. Кошка. Балаклава
Тот же рыболовецкий кораблик трудится по сю пору, и кошка, припася рыбку, сидит на набережной.
Не только рыбачий флот бороздил воды балаклавской бухты. В 1929 году Петр Кончаловский изобразил торпедные катера, выходящие из бухты. Кстати, дед художника был севастопольским морским врачом, ходившим в плавание в эскадре Нахимова.
Кончаловский П. Торпедные катера. 1929
Севастопольский художник Петр Коломойцев, сам в прошлом военный моряк, назвал свою картину 1965 года "В дозоре".
Коломойцев П. В дозоре. Балаклава. 1965. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
В 30-х годах прошлого века в Севастополе и Балаклаве ходили на быстроходных катерах и на подводной лодке, летали на аэропланах, и, конечно, ездили на этюды будущие советские классики живописцы Александр Дейнека, Фёдор Богородский, Георгий Ряжский и Георгий Нисский.
На картине Георгия Нисского, будущего народного художника РСФСР, запечатлен западный берег Балаклавской бухты, у входа в бухту с моря.
Нисский Г. Балаклава. Вход с Черного моря в бухту. 1931
До Великой Отечественной войны западный берег залива был застроен великолепными зданиями. Ближе к выходу из бухты, за поворотом берега, в начале XX века архитектором Н.П. Красновым, автором Ливадийского дворца, был построен ансамбль дач "Прибой" в неогреческом стиле. Владельцем красивой постройки был граф Матвей Апраксин, отставной моряк и страстный яхтсмен, кум последнего российского императора Николая II. Царь навещал графа Апраксина в Балаклаве и называл его в своем дневнике "Мотей". (Шавшин В.Г. Имя дома твоего).
У Георгия Ряжского есть изображение этого нарядного дворца на западном берегу.
Ряжский Г. Балаклава. 1928 - 1929
Война не пощадила... Часть цокольного этажа, аркада с полунишами из дикого камня - все, что уцелело
Солнечный день, кисти винограда, начало лучшего времени в Балаклаве - на картине Петра Кончаловского. С балкона виден западный берег и охотничий домик князя Феликса Юсупова, эффектный, стильный особняк, тоже авторства архитектора Н.П. Краснова
Кончаловский П. Балаклава. Балкон
Старинная дача на картине Эльдара Эшалиева, родившегося в 1984 году в Харькове
Эльдар Эшалиев. Лодочки
Старые домики на западном берегу
Эльдар Эшалиев. У воды
Александр Шумцов. 2010
Берег поворачивает к выходу из бухты. Башни генуэзской крепости на склоне горы Кастрон, нарядный дом на Новой набережной начала XX века, памятник героям-подводникам Великой войны, мемориальная рубка подводной лодки - пересечение кругов времени, так характерное для Балаклавы
Еще одна точка пересечения времен - на фотографии британского военного фотографа Джеймса Робертсона средневековая башня генуэзского консула и мачты кораблей союзников в Крымской войне 1854 - 1855 г.г., теснящихся у выхода из бухты. (
Крымская война без ретуши)
Robertson. Genoese castle. Balaclava
Почти тот же ракурс у Эльдара Эшалиева
Эльдар Эшалиев. На причале
Входные мысы балаклавской бухты, восточный и западный, образуют своеобразный затвор, и с моря вход в бухту не виден.
За восточным мысом открывается чудесная страна Инжир - горный массив мыса Айя
Завораживающая точка зрения на самом краешке западного балаклавского мыса - вид на мыс Айя
Арефьев Г. Старый дом
Ряжский Г. Приморский городок. 1930-1940-е гг.
На просторе
Александр Шумцов. Мечта
Восторг
Александр Шумцов. Восторг
Вечер. Возвращение
Адеев В. Балаклава. 1992
Возвратившимся из плавания лодкам, катерам, буксирам уютно у балаклавских причалов
Адеев В. Балаклава. Буксир
Рамазан Усеинов. Балаклава. 2015
Эльдар Эшалиев. Балаклавский причал
В Балаклаву пришла зима, пусть ненадолго...
Снег падает с низкого неба в темные воды бухты. Живописная Балаклава в ожидании Нового года
Адеев В. Зима в Балаклаве
Репродукции художественных произведений взяты из открытых источников (
здесь,
здесь и
здесь).