"Детективный" сюжет
Часть 1 Известный севастопольский ученый, заведующий отделом Херсонесского музея-заповедника, А.В. Иванов в своей работе "Крепости и замки Южного берега Крыма" называет поиски римской военной дороги, via militaris, одним из наиболее "детективных" археологических сюжетов крымского Южнобережья.
Аргументы в пользу гипотезы о связи Херсонеса и Харакса специальной сухопутной дорогой, выдвинутые Л.В. Фирсовым и крымским ученым О.И. Домбровским (см. часть 1), Алексей Валерьевич Иванов называет наиболее вескими и предлагает их обсудить. В своей книге он пишет: "Постоим в воротах Харакса и подумаем, зачем римлянам нужна была эта дорога? Перебрасывать воинские соединения - куда и какие? На весь полуостров в лучшие времена римских служивых было от силы тысячи полторы. Довод в пользу существования дороги - необходимость регулярного сообщения между пунктами присутствия римских войск в неблагоприятное для мореплавания время года. Однако оно столь же неблагоприятно и для пешеходных горных прогулок. Образ подразделения римских солдат, бредущих на Харакс по яйле через январско-февральскую метель, хотя бы и по обустроенной дороге, вызывает содрогание... Зимняя навигация у берегов Крыма, конечно, небезопасна, но утверждать, что она невозможна, грубое преувеличение. Как транзитный пункт, место высадки значительных сил, прибывших морем, или, наоборот, концентрации значительного воинского контингента для его последующей отправки, Харакс с его сомнительной якорной стоянкой откровенно плох... В известных итинерариях (описаниях маршрутов передвижения римских войск) вообще не упоминаются какие-либо сухопутные пути Крымского полуострова, тем более нет и сведений о Хараксе как конечном пункте какого-либо из них. Так что в строительстве дороги, соединяющей транзитный порт с внутренними районами полуострова, необходимости не было."
Итак, "римский" сюжет вызывает сомнения... Пожалуй, можно согласиться с Л.В. Фирсовым в том, что дорога эта - старинная, еще средневековая, и очень легко вообразить, как катится по ней "двуколка грека-гончара" в ясный, солнечный июньский день.
Дорога вьется по пологим приобрывным склонам, среди цветущих лугов яйлы, легкий ветер погожего июньского дня колеблет высокие травы
Дух яйлы приободрит усталого путника, и, может быть, гончар затянет песню, в такт со скрипом колес повозки, с постукиванием керамической тары, которую он надеется продать в долине, что за горами на севере.
Среди сочной зелени трав взгляд замечает серебристую листву старых грушевых деревьев. Груша лохолистная и обыкновенная встречаются всюду на опушках, полянах, в заброшенных горных садах-чаирах.
С дороги открывается широкая панорама северных склонов и отрогов горной гряды. В густых лесах, укрывающих склоны, господствующая лесная порода - бук; вместе с грабом бук образует особый пояс буковых и буково-грабовых лесов, сменяющий безлесное вершинное плоскогорье.
Дорога то прижимается к лесу, то выходит к южным обрывам. Повторяя повороты древнего пути, вспоминаешь слова Льва Васильевича Фирсова: "Идя к югу по Главной гряде, вдруг оказываешься на краю бездны и далеко внизу видишь изрезанную оврагами, загроможденную скалами и каменными развалами полоску земли, сплошь покрытую зеленым ковром лесов, кустарников, виноградников. А дальше - море, густая синева до самого горизонта. И над всем этим притягательным, обещающим необычное, неизведанное ландшафтом висит бездонной голубизны небо. Все пронизано ярким солнечным светом, воздух напоен запахами камня, травы, лесов, моря."
На скальных выступах золотятся бурачки, в расщелинах - резные листья папоротника, костенца постенного.
В июне на яйле запросто можно встретить эндем Крыма - василек буроотороченный. Очень украшают обочины дороги мощные соцветия борщевика Стевена.
Уже больше века дорога, соединяющая перевал Шайтан-Мердвен с Байдарской долиной, известна как Мордвиновская. В начале XX века, в 1915 году в книге "Очерки Южного берега и горной части Крыма" автор ее, В.М. Кузьменко, писал о ней: "За Мердвеном недалеко находится место в обрыве Яйлы, приспособленное для сбрасывания дров вниз... Сюда подходит начинающаяся от Мердвена, устроенная владельцем местности, гр. Мордвиновым, прекрасно шоссированная дорога для подвоза дров с громадной площади обширных владений графа. Влияние этой дороги на местность не замедлило сказаться: Яйла, прежде покрытая густым буковым лесом, теперь представляет собою голую каменистую пустыню с безотрадно торчащими там и сям пнями еще так недавно росших здесь могучих деревьев. При взгляде на это лесное кладбище становится чрезвычайно грустно, особенно в виду значения леса в этой местности в отношении климата и защиты плоскогорья от дальнейшего разрушения. Невольно думается, что следовало бы леса в таких местах почитать защитными." (сайт lavanda.life)
Леса защищены, затянулись раны, нанесенные яйле и крымским лесам многовековой рубкой деревьев и выпасом скота на высокогорных пастбищах, зеленеет трава на вытоптанных некогда, выгоревших под солнцем склонах. А прежнее название дороги снисходительные потомки сохранили.
Та часть яйлы, по которой проложена Мордвиновская дорога, относится к Западному Ай-Петринскому карстовому району. Одно из проявлений карста неподалеку от дороги
Обратный путь по древней дороге заставляет осознать, что наилучшее ее назначение - возможность неторопливо идти, следуя ее уютным поворотам, смотреть на высокое небо, на неоглядную ширь яйлы и лесистых горных хребтов, слышать запахи трав и цветов, дышать ароматным ветром
На полянах статные красавцы-синяки ярким цветом своим перекликаются с синевой июньского неба
Середина июня - время наиболее пышного цветения яйлинских трав.
Через полную свежей зелени луговину хоженая тропа уходит в лес, чтобы встретиться там с Мордвиновской дорогой.
Дорога спускается по крутому левому склону оврага Деймен-Дере. На поворотах сквозь лес виден лесистый хребет с вершиной Кучук-Синор.
Заканчивается древний путь, соединяясь со старым шоссе Севастополь - Ялта. Мордвиновская дорога, единая во многих лицах, хоженая, освоенная и изученная, до сих пор будит воображение, заставляет выдвигать гипотезы, искать разгадки, и неизменно остается одной из самых привлекательных дорог крымской яйлы.