Прогулки "на Карань", к высотам Кая-Баш, всегда полны
ярких впечатлений. В один из майских дней ожидания интересного оправдались - далеко на востоке на вершины горного массива мыса Айя легло пышное белое облако, как взбитые сливки на яркой синеве неба.
Уже в начале пути к
деревне Флотское (Карань) в небе над виноградниками протянулись облачные караваны, устремившись к морю.
Достигнув мыса Айя, облака увенчали огромный горный выступ пышной шапкой-короной, а к обрывам Кая-Баш выслали призрачные туманы.
Редеет "летучая гряда"...
Сгустилось облако-призрак, пытается укрыться в караньских скалах
Но миг - и рассеялись облака и туманы, как легкое дыхание, высоко в небе
Яркий, всепроникающий, но такой нежный свет мая над плато Кая-Баш
Берег по краю обрывов достижим только с моря (к счастью). Но и с высоты различаешь чудесные оттенки цвета морской воды у прибрежных камней
Май на плоскогорье ласков - еще не выгорели травы, еще свежа листва на деревьях. Всюду цветы, на отвесных склонах, на камнях обрывов
Вот эта лазурь на раскинутых в радостном приветствии стеблях называется липучка бородатая. Иногда с ботаниками трудно согласиться
Растение скал - железница крымская с беловойлочными мохнатыми ароматными листьями, "чабанский чай"
Среди щебня и серебристых колосьев - ослепительно-желтые бурачки и алый мачок рогатый с выразительным личиком
На западе выплывает мыс Феолент, на наклоненном к морю плато соединились в душистом аккорде все символические образы южного мира - темная хвоя можжевельников, светлое серебро листьев дикой груши, высокие стебли уже отцветшей асфоделины, золотистые цветки жасмина...
Основной цвет - солнечно- желтый: пупавки, лапчатки... Главный аромат - у чабреца
Оставив позади тающий в дымке мыс Айя тропинка вьется у самой кромки обрыва. Все краски майского цветения оттеняет синева моря
У скалы, покрытой ярко-оранжевой корочкой лишайников, расположилась эфедра, ветвистый низкорослый полукустарничек. Сегменты веточек схожи с сосновой хвоей и аромат растения напоминает запах хвойных, потому эфедру называют еще и хвойником. Крымское народное название эфедры - кизильча, что значит "красная". Красной эфедра станет по осени, когда созреют оранжево-красные съедобные шишкоягоды. А в мае эфедра начинает цвести, рассеивать пыльцу.
Колоски травы серебрятся как рыбки в морской синеве, неподалеку оносма развернула завитки соцветий с ярко-желтыми цветками-подвесками.
Вязель кустарниковый с желтыми цветками-мотыльками прекрасно сочетается со светлыми колючими хвоинками можжевельника дельтовидного и с темной, почти черной хвоей можжевельника высокого.
Поверхность плато выгибается к Мраморной балке, отделяющей караньские обрывы от Феолентовского побережья.
Рядом с деревцем груши - солнечно-желтый бурачок в зените цветения и красоты.
На западе дугу залива замыкает вулканический мыс Феолент, восточнее мыса из моря поднимаются скалы Орест и Пилад. В центре залива - легендарная скала Святого Явления. Напротив, на берегу, высокая темно-коричневая пирамида Крестовой скалы спускается своим южным ребром к самому пляжу.
За крутым обрывистым восточным склоном Мраморной балки виден маленький заливчик с пляжем в устье балки, бухта Эхо, в которой слово, сказанное даже шепотом, отдается звучным эхо. Светлый песок на дне бухты, буро-фиолетовые водоросли, бирюза воды рождают знаменитый феолентовский колорит.
Все породы, слагающие земную твердь к востоку от Мраморной балки, это мраморовидные известняки, "крымский мрамор". Среди розоватых мраморовидных обломков обитают особые растения, приспособленные к недостатку влаги - ксерофиты. Стелющиеся по земле куртинки минуарций и приноготовников с цветочками будто из папиросной бумаги, оносма с серебристыми изящными узкими листьями стойко переносят отсутствие дождей. И тут же подмаренник с кудрявыми соцветиями нежных желтовато-белых цветков, гражданин мира. Его можно встретить и на севере Европы, и на Дальнем Востоке.
В стороне от берегового обрыва, на склонах неглубокой балки к содружеству можжевельников присоединяются фисташковые деревья и пушистые дубы. Здесь зеленее и выше трава, пышнее цветение.
К палитре всевозможных оттенков желтого прибавляются розово-фиолетовые и лиловые краски. Это астрагал эспарцетный и колокольчик крымский
Начинает свое долгое цветение шалфей дубравный, остепненный, обитатель каменистых склонов, сухих лугов, лесных опушек, приморских степей. Его терпкий аромат уже примешивается к запаху чабреца.
Цветущая балка обрывается вместе с крутым восточным склоном плато Кая-Баш к морю.
И опять всепобеждающая синева от края до края, "и цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной"...