ОБРАЗЦОВАЯ ФЕРМА (СКОТНЫЙ ДВОР) В УСАДЬБЕ КУЗЬМИНКИ

Dec 23, 2008 10:27



Этот объект обычно не попадает в списки гибнущего наследия, как то считается, что раз в Кузьминках расположен музейчик, то там все хорошо и не сегодня-завтра все отреставрируют, а все остальное - временные трудности, однако ферме в Кузьминках все хуже и хуже...
Немного про историю объекта (по книге: Коробко М.Ю. Московский Версаль: Кузьминки-Люблино. М., 2001). Первый скотный двор на этом месте обозначен еще на наиболее раннем плане имения 1761 г. Можно предположить, что этот комплекс появился в Кузьминках достаточно давно, так как в 1764 г. был перестроен, возможно, И.Н.Жеребцовым.
Впоследствии на этом месте в 1805-1806 гг. И.В.Еготов соорудил новый скотный двор. Со временем он обветшал и был разобран почти полностью, за исключением каменного здания, которое встроено в западную часть ныне существующего скотного двора, сооруженного в 1836-1838 гг. по проекту А.О.Жилярди по образцу фермы в находившемся недалеко от Люберец имении Дивовых Зенино. Скотный двор в плане представляет собой замкнутое пространство, ограниченное корпусами и фрагментарно сохранившейся чугунной оградой. Оно состоит из собственно скотного двора, куда входили конюшня, коровник и отделение для телят, разместившееся в одноэтажном здании, к заднему фасаду которого в 1837 г. был пристроен хозяйственный двор, обнесенный несуществующей ныне стеной из серого бутового камня, двух двухэтажных флигелей, в которых жили конюхи и скотники и крестообразного в плане павильона, который "…предназначался для проживания одного из членов семьи владельца усадьбы". Тогдашний владелец Кузьминок князь С.М.Голицын не имел семьи в обычном понимании этого слова, и хотя считался женатым, жил с супругой "в разъезде" то есть раздельно. По-видимому, речь может идти о его старшем племяннике князе Михаиле Александровиче Голицыне, который во время своих приездов в Россию жил в Кузьминках. По свидетельству самого М.А.Голицына хозяйство на скотном дворе было образцовым, но убыточным, т.е. своего рода княжеской прихотью: литр молока от породистых коров, привезенных из Европы, был по цене сопоставим с бутылкой шампанского.Во всяком случае, павильон на скотном дворе был отделан с роскошью: его большие комнаты получили паркетные полы и голландские печи. Кроме того, одно из помещений на первом этаже был полность, облицовано печнымти изразцами. Такого я больше не видел нигде!
Слева и справа от павильона на ограде между ним и флигелями были в 1845 г. установлены скульптуры быков. В краеведческой литературе их автором называют скульптора барона П.К.Клодта фон Юргенсбурга, что, во всяком случае, выглядит логично: известно, что по его моделям были отлиты скульптуры для конного двора в Кузьминках.
В 1882 г. от церкви к скотному двору было перенесено публичное гуляние. Это обстоятельство вызвало прилив вдохновения у журналиста популярной газеты "Московский листок", посетившего Кузьминки 22 июня того же года. Осмотрев новое место гуляния, он написал следующее четверостишие:
"За что невзгода нам такая?
Не раз мне думалось о том,
Ведь в строгом смысле понимая
Гулять должны мы со скотом".
Вскоре скотный двор в Кузьминках был упразднен. Очевидно, поводом для этого послужило массовое обложение аналогичных заведений земскими налогами, не с доходности производства, а со стоимости зданий. В результате это привело к массовой ликвидации скотных дворов в подмосковных имениях.
С 1889 г. скотный двор был арендован Московским уездным земством за 700 рублей в год для "лечебницы" (земской больницы) переведенной сюда из Слободки. Реконструкция комплекса была произведена на средства земства и одного из местных дачников - потомственного почетного гражданина В.В.Пегова. На переустройство земской больницы он пожертвовал около 40 тысяч рублей. В 1890-х гг. с ограды были сняты скульптуры быков - символ прежнего использования этих построек. На фотографиях начала ХХ в. их уже нет. Быки были перевезены в Москву и поставлены на ворота городских боен.
После включения Кузьминок в черту Москвы больница стала 69-й городской, а затем утратила самостоятельность, превратившись в филиал 12-й больницы, находившейся в Карачарове. В 1988 г. он был закрыт.
Некоторое время комплекс пустовал, пока в 1992 г. в его северной части не разместился конный кооператив Московского завода шампанских вин. Однако это не спасло скотный двор от дальнейшего разрушения. В 1990-х гг. его заброшенные здания, не имевшие своего арендатора, неоднократно горели и превратились в руины, стены которых потеряли несущую способность; в северном помещении западного флигеля свод разорван многочисленными трещинами, уничтожены столярные заполнения окон и дверей, кровля, перегородки и перекрытия, изразцы, находившиеся в павильоне, почти полностью разрушена ограда. В 1999 г. скотный двор был передан центру "Реставратор ХХI века", начавшему его реставрацию по проекту Е.А.Воронцовой под деловой центр Международного фонда архитектурного наследия им. Андрея Рублева. Однако в настоящее время эти работы приостановлены, так как правительством Москвы не был решен вопрос о приспособлении памятника. Теперь ясно, что никакого делового центра тут не будет, т.к. в результате оно передано музею. До осени этого года объект был открыт на радость собирателям изразцов. Сейчас законсервирован, что выразилось в том, что двери в павильон были забиты...














































А вот как ферма в Кузьминках выглядела первончально:


Литография по рис. Ж.Н.Рауха, 1841 г.


Фото нач 20 в.

ЮВАО, Кузьминки, усадьбы, краеведение

Previous post Next post
Up