Чуду на Гудзоне предшествовало Чудо на Неве

Aug 19, 2017 09:56

Недавно посмотрел фильм «Чудо на Гудзоне». Фильм основан на реальных событиях. Нет смысла пересказывать фильм, многие его смотрели. О драматической посадке авиалайнера на воды Гудзона кратко и ёмко говорят строки из википедии: "Произошедшее 15 января 2009 года назовут «Чудом на Гудзоне». В тот день командир рейса Cactus 1549 Чесли «Салли» Салленбергер совершил аварийную посадку самолёта Airbus A320 на холодные воды реки Гудзон в Нью-Йорке. При этом никто из находившихся на борту 155 человек не погиб. Но, несмотря на восторги со стороны общественности и СМИ, было начато расследование, которое угрожало профессиональной репутации и многолетней карьере командира Салленбергера.

Суть претензий к пилотам сводилась к тому, что компьютерное моделирование полёта показало, что после момента столкновения со стаей птиц, которое привело к выходу из строя обоих двигателей на критически малой высоте, пилоты якобы могли посадить самолёт в двух близлежащих аэропортах без риска для жизней пассажиров. Приводнение гражданского самолёта на воду - очень рискованное мероприятие, которое практически никогда не происходило без жертв. Комиссия по расследованию происшествия допустила ошибку: расчёты производились с момента столкновения самолёта со стаей птиц и не учитывали время, необходимое для согласования мест возможной посадки и для принятия решения. Последующие расчёты полностью подтвердили правильность решения, принятого и осуществлённого пилотами. Спасательные мероприятия после приводнения на ледяную воду Гудзона заняли всего 24 минуты, что позволило сохранить жизнь всем пассажирам рейса и членам экипажа. Салленбергер был оправдан."

Самое интересное, что это не единственный случай в практике гражданской авиации.




И снова википедия: "Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин-Москва. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой (Внуковский авиаотряд[источник не указан 696 дней]). Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55[2] и взял курс на аэропорт «Внуково».

image Click to view



Спустя некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде[3] (тогда он назывался «Шоссейная»[4][5]). Он последовал к месту назначения на малой высоте[2]. В самой «Шоссейной» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.

К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров[6], вырабатывая топливо[2] для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной декомпрессии, а также для более быстрой выработки топлива[7]. В это же время экипаж пытался с помощью шеста через пробитую дыру полностью выпустить шасси[8].

В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда, согласно показаниям топливомера, топлива оставалось около 750 литров (по другим данным - 2,5 тонны[9][10]), достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково», остановился левый двигатель[2][3] (по другой версии - топливо было, но не поступало в двигатель[11]). Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время остановился и второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Второй пилот Чеченев перед приводнением грамотно сориентировал самолёт и не допустил ни его заныривания в воду, ни гидроудара хвостовой частью фюзеляжа."
Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше Моста Александра Невского (в то время - строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы). Ширина реки в этом месте - около 400 м[3]. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы[12]. Для крепления буксировочного троса было разбито стекло в носовой части самолета[7]. Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Москву.

Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. Позже было принято решение списать машину из-за поломок. Самолёт отправили в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу в разобранном виде, где он служил тренажёром для курсантов училища, где хранился до первой половины 90-х годов[8]. В Кирсановское АТУ ГВФ (с 15 сентября 1964 года Кирсановское АТУ ГА) самолёт доставлен после восстановления[13] и в 1970 году был утилизирован[14].

Дальнейшие события[править | править вики-текст]
Экипаж ТУ-124 СССР-45021.jpg
Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо:
бортмеханик В. Смирнов, штурман В. Царёв, бортрадист И. Беремин,
командир воздушного корабля В. Мостовой и второй пилот В. Чеченев
Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать. Вдова командира воздушного судна Виктора Мостового, отвечая на вопросы корреспондента «Известий» говорила, что он и его коллеги были представлены к наградам (ордену Красной Звезды), но указ о награждении в итоге не был подписан[15]. Командир экипажа В. Мостовой и штурман В. Царёв по распоряжению руководства «Аэрофлота» получили двухкомнатные квартиры[10]. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Ю. В. Поршина наградили Почётной грамотой и часами[8].

В. Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту «Внуково», откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году[10]. Последние годы перед кончиной работал рабочим на фабрике. Второй пилот Василий Чеченев вскоре после удачной посадки стал командиром воздушного судна (КВС), а затем и летчиком-инструктором. Пользовался авторитетом и огромным уважением в гражданской авиации. Скончался в 2002 году.

35 лет спустя участники тех событий участвовали в телевизионной передаче «Как это было» на российском телевидении, и бывший второй пилот Василий Чеченев обмолвился, что «увлечённость» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта .

Экипаж
Мостовой Виктор Яковлевич, 30 лет (ум. 1997) - командир воздушного судна
Чеченев Василий Григорьевич (ум. 2002) - второй пилот
Царёв Виктор - штурман
Беремин Иван - бортрадист
Смирнов В. - бортмеханик
Александрова Александра - бортпроводник.

Думаю, что отечественному кинематографу стоит обратить внимание на это авиационное происшествие едва не закончившиеся катастрофой.



Луганский житель
в социальных сетях




Поддержи материал любой из кнопок !














интересное, катастрофа

Previous post Next post
Up