Путешествие из ЛНР на Украину и обратно глазами очевидца

Jul 01, 2021 06:30

Несмотря на то, что пункт пропуска у Станицы Луганской работает уже несколько лет, всегда переход остаётся чем-то волнительным. Нововведения, карантин, тестирование на COVID-19, проверка сумок, блокпосты на украинских дорогах… Женщина, недавно посетившая Украину, 24 июня рассказала корреспонденту сетевого издания МИА «Исток» о своём путешествии. Далее рассказ от первого лица.

В последний раз на Украине я была ещё до противоковидных ограничений. Начитавшись в соцсетях и общественных чатах об «ужасах», поджидающих на пути, не стала брать с собой никаких гостинцев, кроме пары шоколадок. Местные колбасы, Шахтёрский торт, конфеты «Планета» и «Курочка Ряба», которые многие луганчане везут в качестве сувениров, остались лежать на прилавках. Поразмыслив, я решила, что мне есть куда потратить 800 гривен, и что нужно бы попытаться попасть на бесплатный ПЦР-тест. Рано утром я уже ехала на такси к автовокзалу в Луганске, чтобы успеть на первый автобус. Первый автобус отправляется в 7.30, я была на платформе отправления в начале шестого. И - была отнюдь не первой.

За дорожными хлопотами я абсолютно забыла о приложении «Вдома», которое нужно было установить для самоизоляции на украинской стороне. На автовокзале работает бесплатный свободный вайфай, но скорость его заставляла желать лучшего. Пока я пыталась скачать приложение, у кассы, где продают билеты в Станицу Луганскую, предприимчивые юноши открыли пункт помощи по установке и активации приложения. «Всего» за 200 рублей.
Несмотря на то, что пенсионерам предлагали бесплатно помочь их будущие попутчики, пожилые люди выстроились в небольшую очередь к столику. Примерно в это же время на платформе появились зазывалы-таксисты. Некоторые люди из очереди рванулись было к ним, но затем вспомнили, что легковые автомобили пропускают вниз, к пункту пропуска, только после первого рейсового автобуса, и вернулись в очередь. Первыми стояли люди с детьми - для них предусмотрены льготы.

В 7.30 подъехал автобус. В него цивилизованно (почти) погрузились пассажиры. Поехали. Отмечу невероятную пунктуальность - приехав к блокпосту у Станицы в 7.48, автобус стоял ровно до 8.00, прежде чем спуститься к пункту пропуска. В запертом автомобиле, в жарком, влажном, тяжёлом воздухе, среди сумок и чемоданов стоять было не очень комфортно. Особенно учитывая, что 97% путешественников - пожилые люди.

Наслушавшись страшилок о таможенных досмотрах на пункте пропуска, я была готова ко всему. Но не к тому, что к моей сумке даже не притронутся, мельком заглянув и пожелав хорошего пути. В окошке, где нужно отмечаться с паспортом, женщину, идущую передо мной, проконсультировали и ответили на все её вопросы.
А дальше была двухкилометровая гонка до украинского блокпоста. Действительно гонка: многие припустили почти бегом, а некоторые скооперировались и, оставив сумку на попутчиков, налегке побежали вперёд, занимать очередь на той стороне. Автобуса, который раньше ездил от моста до навеса, теперь нет. Есть только электрокар на 10 мест, который возит людей старше 75 лет, людей с инвалидностью, и тех, кто едет с детьми. Как встарь, пошла пешком. Душно, после долгих дождей парит, сумка оттягивает руки. Все меня обогнали очень быстро, и я была удивлена, пройдя украинский пункт пропуска и увидев не особенно большую очередь на бесплатные тесты на коронавирус.
Впрочем, рано обрадовалась. Выйдя с территории КПВВ я обнаружила форменный базар - представители медлабораторий всячески зазывали людей к себе на тестирование. Некоторые даже были вооружены громкоговорителями. Те, кому нужно было вернуться обратно в тот же день, отправлялись на платные тесты. Меня под локоток тоже подхватила одна из «активисток», ведя к своей палатке и громко расхваливая лабораторию. Услышав, что мне нужно на бесплатный тест, женщина загрустила и волшебным образом испарилась.
Пристроившись в хвост очереди, я приготовилась ждать, надеясь на быстрое продвижение. Но, несмотря на то, что за пару дней до моей поездки полицейские разогнали торговцев очередью, некоторые всё же умудрялись вести свой бизнес. Естественно, клянясь, что это брат, сват, бабушка, дочь, сын и так далее. Некоторые, понаглее, прорывались сквозь очередь самостоятельно. Страсти кипели, ситуация накалялась. В какой-то момент закончились люди с детьми, чьи-то подруги и родственники, и заветная дверь оказалась передо мной. Пока я ожидала, когда реактив с моими пробами сработает, девочки-медики обсуждали, что сегодня «как-то скучновато». «Это вы снаружи не были», - ответила им я. Девушки засмеялись, решив, что это шутка.
Именно так берут бесплатный тест на коронавирус. Фото из соцсетей

Выйдя за территорию КПВВ, я снова оказалась в окружении. На этот раз свой хлеб зарабатывали частные перевозчики. Я, конечно, планировала отправиться на автостанцию и купить билет на рейсовый автобус, но усталость взяла своё и я отправилась за нужным мне водителем. Чуть позже, проезжая украинский блокпост у Герасимовки, улыбнулась одной забавности. В распахнутые двери маршрутки с украинского блокпоста донёсся звук работающего радио - на русском языке и с рекламой Луга-Новы. Рядом со мной сидел серьёзный молодой человек лет семи. «Бабушка, ну как ты не понимаешь, на блокпосту нельзя разговаривать!», - строго выговаривает он по телефону. Улыбаюсь. Бабушка не понимает, малыш. Бабушка выросла и прожила жизнь в стране, где человек имел право на свободу.
Остальной путь, а также обратный прошли стандартно - блокпосты, поля за окнами, запах бутербродов с колбасой в салоне. Чёрные сосны, пострадавшие от прошлогоднего пожара, немым укором пробегали перед взглядом.

Пока я была на Украине, самоизоляцию отменили. Справка об отрицательном тесте на COVID-19 оказалась не нужна. По приезде обратно в Станицу бросилось в глаза отсутствие навеса ожидания для людей. Словоохотливая попутчица объяснила мне, что сооружения нет уже давно, около месяца.
- А кто их знает? Сегодня убрали, завтра поставят, послезавтра снимут «на ремонт» что-нибудь другое. Зарплату же им нужно получать, - грустно смеётся женщина.
Температура воздуха +35 градусов, немногочисленные лавочки, стоящие у закрытых пунктов тестирования на коронавирус, заняты теми, кому совсем трудно стоять. Люди прячутся от солнца как могут, на голове у некоторых полотенца, тряпочки, носовые платки.

Но очередь продвигается довольно резво, и вот я снова иду по этой дороге в «серой» зоне. Даже после семи лет войны всё ещё жутко видеть таблички «Осторожно, мины!» и разбитые брошенные дома. Ржавые ворота с оторванной половиной когда-то были любовно расписаны цветами. Поневоле задумываюсь: где-то их хозяева теперь? Но жизнь здесь всё равно кипит, даже и с минами. Особенно привольно чувствуют себя фазаны: их клёкот слышен очень часто.

Вернувшись в ЛНР (сумку, кстати, снова никто наизнанку не выворачивал), записалась на самоизоляцию. Окошки расположены очень низко, сидящих внутри людей практически не слышно. Приседаю на корточки, рассказываю, откуда и куда еду, сообщаю номер телефона. Теперь необходимо две недели пробыть дома, ведь свежего теста на коронавирус (не позднее трёх дней до пересечения пункта пропуска) у меня с собой не было. На следующий день мне перезвонили из поликлиники. Вежливая и - по голосу - улыбчивая девушка расспросила меня о самочувствии, напомнила о сроках самоизоляции и о том, что при выходе в магазин маска обязательна. Когда следующая поездка? Ничего не планирую. Но это путешествие настолько выматывающее, что вряд ли я захочу его вскорости повторить.