Луганские журналисты: святые, коллаборационисты и бесславные ублюдки

Dec 06, 2020 13:37



Ростов-на-Дону, 17 июня 2019. DON24.RU.
Старая гвардия еще не привыкла к этой дате, ведь до 2015 года наш профессиональный праздник совпадал с днем рождения Пушкина - 6 июня. Но печалюсь не об этом. С каждым годом в нашем кругу все меньше знакомых лиц. Война разбросала по городам и весям луганских журналистов и тех, кто считает себя причастными к нашей братии. Уезжали многие, вернулись не все - по разным причинам, и не всегда идеологическим, но это личный выбор каждого, за который мы не вправе осуждать. На то и даны человеку свобода совести, свобода воли, выбора. Об этом хорошо сказано в книге Эвелин Холл о Вольтере: «Я не одобряю того, что вы говорите, но отдам жизнь за ваше право это высказать». Я уточнила бы: высказать на любом языке. Мои коллеги, уехавшие на Украину, пишут на мове, тоскуют по родине и голосуют за Зеленского, надеясь, что он выполнит свои обещания и вернет на Донбасс мир. Ничего не имею против украинского языка и Луганский украинский театр люблю больше, чем русский, но знаю, как трудно писать на неродном языке. И второе, очень весомое: хочу иметь право на выбор.
Тени создают объем

В Луганске всегда было место альтернативной, оппозиционной, свободной прессе - как  угодно можно ее называть, но суть понятна: глаголом жечь, вскрывать нарывы. Осталась она и сегодня, но вещает из-за речки (так называют у нас территорию, подконтрольную Украине). По-прежнему жжет, иногда даже по делу, но в основном лжет, притягивает за уши, хватает по верхам, основываясь на непроверенной и предвзятой информации из соцсетей или от местных информаторов. Да, это непрофессионально, но им («Реальная газета», informator.lg.ua, «ОстроВ») плевать, ведь ответственности за клевету никакой, а что до профессиональной этики, так это снова вопросы к совести. К тому же им за это платят - «Реальная газета», переехавшая в Киев, стала финансироваться «из средств Польско-канадской программы поддержки демократии, финансируемой в рамках Программы польского сотрудничества для развития Министерства иностранных дел Республики Польши и Правительства Канады». А «ОстроВ» работает при содействии Национального Фонда Поддержки Демократии (впрочем, он и раньше был грантоедским).

Эти СМИ выполняют социальный заказ тех, кто презирает «вату», ненавидит Луганду и строит из себя интеллигенцию в изгнании. Вместо того чтобы порадоваться за родной город, они смакуют каждый жареный факт, перебрасывая его с одной сковороды на другую. Как плохие воспитатели, они не дают новорожденной республике права на ошибку, не хотят видеть хорошее, а детские болезни принимают за врожденные пороки. Почитаешь их ленту новостей - хочется или утопиться, или всех перестрелять.  Но… нельзя осуждать грязь за то, что она грязь, сказал Чехов.


Другая категория («Схид-инфо» и проч.) берет новости луганских информагентств и приводит их в соответствие с русофобской политикой Украины. Такой себе коллаборационистский копирайт: вставляют в исходный текст «боевики», «террористы», «самопровозглашенная ЛНР»  и считают себя журналистами. Главное - прилепить броский заголовок. Пусть он даже не соответствует содержанию. Вот свежий пример («Схид-инфо» и «Наша газета» - кто у кого содрал, неизвестно). Заголовок: «Даром учить не будут. В вузах Луганска введут платное обучение». Стоит прочитать первое предложение: «Общественный совет поддерживает инициативу Министерства образования и науки о введении платного обучения сверх выделенных бюджетных мест в вузах ЛНР», как становится ясно, что заголовок лживый. А ведь многие граждане из-за отсутствия времени или желания читают лишь ленту новостей. На то и расчет!

А в душе они за нас и держат глубоко в тумбочке георгиевскую ленточку, просто жизнь так сложилась.

Третья категория - вообще одно название «журналисты», а по сути бесславные ублюдки. Есть и такие одиозные личности, имеющие в интернете луганскую прописку.  В войну легко стяжать славу, только одни выбирают судьбу Данко или Прометея, а другие - Герострата или Иуды. Нет ужаснее журналистской доли, когда ты стал известен не благодаря, а по причине. Нет у тебя благодарных читателей или зрителей, а есть лишь любители дурно пахнущих историй и грязного белья.
Бедная Маша



Мария Варфоломеева, источник: inforesist.org

По запросу «Мария Варфоломеева» интернет выдает десятки статей о луганской журналистке, которая попала в плен за то, что фотографировала и передавала в/на Украину данные о расположении сепаратистов. В 2015 году, когда в «Фейсбуке» разнесся призыв вступиться за Машу Варфоломееву, журналисты Луганска спросили друг друга: а кто это? Кому нас просят помогать? Незнакомой девице, которая выкладывала на своей странице во «ВКонтакте» фото в повязке «Правого сектора» (организация запрещена на территории РФ) и отмечала на карте общежития университетов, где жили ополченцы? Сегодня на вопрос, где она работала до войны, отвечает, что фотографом в «Свободном репортере» - газете, выходившей раз в полгода на деньги кого-нибудь из обидевшихся на власть. После того как наводчицу обменяли, она стала звездой и в своих интервью (как вам название цикла - «Новые герои Донбасса»?) охотно рассказывает о луганских застенках. Даже ездит по заграницам. Даже книгу собирается писать. Не сомневаюсь, что какая-нибудь польско-канадская программа поддержки демократии ее профинансирует. Только ей надо перестать прикидываться бедной овечкой и блеять, что носила символику «Правого сектора» потому, что хотела изменить мир, что не понимала, зачем Юра Асеев, бывший журналист и боец «Айдара», попросил ее сделать снимки. Пусть так и говорит: «Да, хотела, чтобы «поджарили колорадов». Вообще, странно, что она до сих пор не депутат, как Надежда Савченко. Еще одна наводчица. Из-за нее пять лет назад 17 июня в поселке Металлист под Луганском погибли российские журналисты Игорь Корнелюк и Антон Волошин, которые выполняли свой профессиональный и гражданский долг.
Где у них кнопка?



Анна Асеева, источник: yadocent.livejournal.com

Кстати, жена Юрия Асеева Анна тоже погибла. Она была пресс-секретарем легендарного командира бригады «Призрак» Алексея Мозгового и ехала вместе с ним в машине, которую взорвали, а потом расстреляли из автоматов. Не удивлюсь, если к ее могиле ходят паломники, как к мощам Матрены Московской. То, что эта святая женщина стала ангелом, нет сомнения. Анна помогала центру реабилитации для больных аутизмом и ДЦП, в 2012 году организовала «Школу особой журналистики» при духовной лечебнице, где дети с ограниченными возможностями выпускали газету «Соль земли».

«Когда в город вошла бригада «Призрак» Алексея Мозгового, Аня увидела честное патриотическое ополчение, поэтому, взяв благословение своего духовника, смело пришла в штаб и сказала, что готова помогать как журналист-волонтер. Ее профессионализм и порядочность сделали ее пресс-секретарем комбрига Мозгового. На этом ответственном посту Аня горела целиком, она переживала за правое дело и верила в победу добра. После сожжения одесситов и фашистских маршей правосеков Аня понимала, какой ценой должен устоять Донбасс. Она верила в идею единой Новороссии так же самоотверженно, как и ее комбриг, с которым Аня разделила смертную участь», - написала на странице православной общины Алчевска руководитель Алчевской духовной лечебницы Елизавета Дьяченко.

У Анны Асеевой трое детей. С их отцом она рассталась по идеологическим соображениям. До 2014 года журналисты Анна и Юрий Асеевы работали в алчевских и всеукраинских СМИ («Зеркало недели», «Киевский телеграф»), но война развела их по разные стороны баррикад. Почему талантливый и умный Юрий Асеев взял в руки оружие, мне трудно судить. Он сделал свой выбор, за который до сих пор расплачивается дорогой ценой. На Украине его постоянно пытаются упрятать за решетку за воровство и грабеж, а возможно, уже посадили.



Валерий Гаврилов, источник: www.ostro.org

История другого бывшего луганского журналиста из «Айдара» Валерия Гаврилова получила более широкий резонанс. Месяц назад в Старобельске он пытался получить кредитную карту в банке по фальшивым документам и погиб от собственной гранаты. Люди, знавшие Гаврилова достаточно близко, ничуть не удивились. То, что он бандит и аферист, любитель подделывать удостоверения и нарезать чужие статьи, знали многие. Поразились они раньше, когда Гаврилов, который писал статьи против Майдана и трепетно относился к советскому и военному прошлому, пошел в «Айдар». Могу с 99-процентной уверенностью назвать причину - материальный интерес. Все, что делал Гаврилов (он же Москаленко, он же Старченко) в своей жизни,  было лишь ради денег. Этим объясняется его работоспособность (а печатался он сразу в нескольких газетах, в том числе и моей), и бандитское прошлое в 1990-х, и попытка ограбления банка, за что сел на 10 лет, и участие в грузинско-абхазском конфликте. В подпитии Гаврилов рассказывал, как на Кавказе хладнокровно убивал из засады молоденьких солдат-срочников и как в состоянии аффекта бросался на людей с пистолетом. Поэтому ни мародерство, ни похищение людей, ни заказное убийство для Гаврилова вообще не преступления, а просто способ заработать. Ради этого он зарыл свой бесспорный талант в землю, объяснив это так: «Послушал ребят с московским акцентом, которые инструктировали нас, что не нужно использовать слов «сепаратизм», «так называемая Луганская Народная Республика» и, не дай бог, «террористы». Этот жалкий лепет мог убедить лишь доверчивую свидомую аудиторию, которая не знала, как легко продавался беспринципный Гаврилов, например, Арсению Яценюку, работая на его «Фронт перемен».

Просто в «Айдаре» снова предложили автомат и много денег. В июне 2014 года практически все луганские печатные издания прекратили свое существование, и ему просто нечего было ловить. Выходил лишь «XXI век» - единственная газета, которая утоляла информационный голод людей, оказавшихся в полной изоляции, без связи и интернета. Она была настоящим боевым листком, и ребята, работавшие в то лето, достойны высокого звания журналиста. Среди них могло стоять имя Валерия Гаврилова, но он предпочел тридцать сребреников и звание Иуды. Правда, за год или два до этого он был с позором выгнан из «XXI века» за плагиат, но в те горячие дни, я уверена, редактор «XXI века» Юрий Юров взял бы его обратно, как взял в 2004 году, когда Гаврилов освободился из тюрьмы по УДО. За это Иуда отплатил Юрову черной неблагодарностью: в 2016 году подослал к нему наемного убийцу. Все обошлось: киллер пришел с повинной, а заказчик сам привел свой приговор в исполнение.

Светлана Медофф Специальный корреспондент в ЛНР

Луганская область, Журналистика, Люди Луганска, журналистыблогеры

Previous post Next post
Up