Донбасс, 12 декабря.
Луганская народная республика вынуждена оперировать крайне ограниченными ресурсами, поэтому они направляются на то, чтобы люди могли элементарно выжить. Основная проблема Луганска - как и всей Украины, как и Крыма - крайняя степень изношенности всей коммунальной инфраструктуры, поддержанию работоспособности которой «незалэжна» Украина не уделяла внимания.
Приехавшие в Крым после его воссоединения с Россией специалисты до сих пор приходят в себя от ужаса. В Луганске же ситуация осложнена тем, что город был в районе боевых действий, что не могло не отразиться на нем в целом, и на ЖКХ в частности. О том, как живут сейчас люди в Луганске, мы можем судить либо по бравурным рапортам официальных лиц, либо по паническим сообщениям в сети. Поэтому для выяснения реальной картины лучше всего пользоваться сведениями от самих жителей.
Из полученной с мест обобщенной и проанализированной информации можно сделать вывод, что и городские власти, и республиканские не сидят, сложа руки без дела. Например, совсем недавно, в октябре, был выделен участок (в районе пересечения ул. Бакинских Комиссаров, 26 и ул. Планерная) под строительство социального жилья. Пока, по вполне понятным причинам, все выглядит так (фото ниже), но скоро тут будут стоять частные дома. На первоначальном этапе там будет построено 30 домов (по 60 квадратных метров на участках в 6 соток земли) для семей погибших военнослужащих Народной милиции ЛНР, а чуть позже ещё 20. Сдавать будут с отделкой, под ключ. Возможно, что площадь домов будет даже увеличена до 77 квадратных метров.
Что касается работы коммунальных служб, то иногда ситуации бывают на грани абсурда. Например, в одной квартире стояк, по которому подаётся тепло в комнаты, работает и греет, а соседний на кухне - нет, батареи холодные. Конечно, можно понять недовольство хозяйки этой квартиры, но, к сожалению, в сложившихся условиях имеющиеся силы и средства направляются на решение самых неотложных задач. А бывают случаи просто анекдотичные. Некоторые аварии, возникшие из-за обстрелов, чинили на скорую руку, как придётся. С полгода назад один человек приехал в Луганск и снял квартиру в доме, пострадавшем в своё время от обстрела. Вода была перекрыта, он удивился, что двумя вентилями на двух трубах, но открыл их оба. Как оказалось, в своё время, какой-то горе-сантехник вместо повреждённой трубы поставил рядом новую, даже не заглушив пробитую, просто перекрыл кран. Разумеется, в результате были затоплены соседи снизу.
Но жители города не унывают. Ведь положительные сдвиги происходят на их глазах: ещё в 2015-м, после окончания активных боевых действий, в Луганске вновь запустили троллейбусы. Но электросети ещё не были полностью отремонтированы, поэтому часто различные кварталы оставались без света. Не теряющие чувства юмора горожане шутили, что электричества на всё не хватает - либо троллейбус, либо свет дома. Сейчас же с этим проблем нет, аварии случаются не чаще, чем в среднем российском городе и столь же оперативно устраняются.
Многие рассчитывают на улучшения, связанные с кадровыми перестановками в республике. Не столько из-за персоналий, сколько рассуждая приземлённо: дескать, новые лица захотят завоевать авторитет среди народа, поэтому будут стараться улучшить жизнь своих граждан. И это не лишено логики, действительно, на днях и.о. главы ЛНР Леонид Пасечник распорядился принять меры к снижению розничных цен на бензин. тот вопрос, конечно, один из самых наглядных, улучшение будет заметно всем и сразу. Проблемы ЖКХ так быстро не решить, но работа в этом направлении необходима.
В чём надо отдать должное предыдущим властям республики, так это в том, что они смогли удержать размер оплаты коммунальных услуг на довоенном уровне. Так, сейчас, во время отопительного сезона, в среднем за всё вместе выходит 500-600 рублей (250-300 грн). Летом же сумма меньше ещё в полтора-два раза, что не идёт ни в какое сравнение с цифрами в платёжках на подконтрольной Киеву территории. Например, в Одессе люди платят по 2500 гривен, что примерно составляет по курсу 5500 рублей.
Конечно, это имеет и свои негативные стороны. Существующего уровня тарифов хватает лишь на поддержание нынешнего состояния, ни на какое обновление инфраструктуры денег уже не остаётся. И здесь есть только два пути решения этой дилеммы - либо существенные вложения бюджетных средств, либо постепенное повышение доходов населения и только вслед за этим обоснованное увеличение тарифов, которые будут идти уже и на модернизацию. Единственное, в чём уверены граждане республики, это то, что данную проблему не переложат на них, как это делает Киев.
Ведь люди, живущие в республике, имеют право не просто на выживание, а на полноценную и достойную жизнь.
Г.Тарасенко